Реброва Ольга Ивановна
Развитие любознательности и формирование бережного отношения к природе посредством ознакомления с комнатными растениями
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие любознательности ребёнка и формирование бережного отношения к природе через ознакомление с комнатными растениями».[/h3]
Особое место в формировании у ребёнка любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворённости. Но в большинстве случаев ребёнок не может самостоятельно объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть.
Публикация «Развитие любознательности и формирование бережного отношения к природе посредством ознакомления с комнатными растениями» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивая любознательность ребенка необходимо много рассказывать детям об увиденном, побуждать наблюдать, выделять, обсуждать, обследовать и определять свойства, качества и назначение предметов.
Работая с детьми по формированию экологических знаний нужно создавать благоприятные условия для развития любознательности ребенка, которая затем перерастает в познавательную активность.
Большой интерес дети проявляют к комнатным растениям, очень любят наблюдать за ними. Их форма во все сезоны не меняется. Поэтому я провела серию занятий по знакомству детей с комнатными растениями. Я предлагала не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость или бархатистость листьев. Сравнивая растения, дети отмечали их различие. Например,у бальзамина стебель тонкий, прозрачный, сочный, а листья небольшие, нежные, светло – зеленые
Для развития речевой и познавательной активности детей использовала задания типа: «Узнай по описанию», «Из чего можно вырастить растение?», «Это правда или нет». При описании растений, дети подбирают слова, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений.
Чтобы доказать необходимость тепла и света для роста растений, мы помещали два одинаковых растения в разные условия (тёплое - холодное, светлое - тёмное). В опытах с растениями, дети знакомились с условиями, необходимыми для жизни растений. Например, как подготовить землю для посадки. Нужно ли её поливать? Нужно ли её рыхлить? Проводила с детьми такие занятия, как «Выращивание бальзамина», «Наблюдение за бальзамином».
Знакомя детей с миром комнатных растений нужно самим постоянно расширять свой кругозор.
Комнатные растения невероятно многообразны, среди них есть небольшие цветы и настоящие деревья, вьющиеся лианы и колючие кактусы, плодоносящие растения и те, цветения которых приходится ждать долгие годы. Зная откуда растение родом, легче создавать для него подходящие условия жизни. Так, выходцам из пустынь необходим сухой воздух, тропические растения живут при высокой влажности воздуха и почвы. Многие обитатели субтропиков зимой находятся в периоде покоя и нуждаются в светлом, но прохладном помещении, умеренном поливе. Знание этих условий поможет избежать многих досадных ошибок, которые могут уничтожить все усилия по уходу за растениями.
Все комнатные растения всецело зависят от человека, который принес их в дом. И они отзываются скорым ростом и пышным цветением не столько от удобрений, сколько от ухода за ними. К своим цветам необходимо относится, как к живым существам, понимать их, относиться к ним, как к лучшим друзьям.
Знакомство с Бальзамином.
Бальзамин насчитывает свыше 500 видов однолетних и многолетних травянистых растений семейства бальзаминовых. Он имеет еще несколько ласковых названий: огонёк, недотрога, Иванушка, Ванька - мокрый.
Бальзамины - одни из наиболее старинных комнатных растений, завезены в Европу в 1596 году и уже более четырехсот лет растут на окнах. А происходят они из тропических лесов Занзибара, встречаются также и в Восточной Индии, а некоторые их виды растут в Средней Азии, где из корней получают желто-красную краску (хну). Не только корень, но и листья, и цветы выделяют желтый сок, окрашивающий пальцы.
Бальзамины -
однолетние и многолетние растения. Многолетние виды в наших условиях - комнатные растения, а однолетние мы можем видеть на клумбах. Стебли растений хрупкие, гладкие, сочные, ветвистые. Листья длиной 8-12 см, овальные или ланцетные, зубчатые, на мясистых черешках, зеленые или пурпурно-бронзовые. Цветут бальзамины очень обильно почти круглый год, цветки без запаха. В зависимости от сорта могут быть махровыми и разной окраски, кроме, голубой и чисто желтой. После опыления цветов бальзамина образуются мясистые зеленые плоды, которые быстро высыхают и превращаются в коробочку. Стоит только слегка до нее дотронуться, как она лопается, выстреливает довольно крупными семенами и скручивает свои створки внутрь, поэтому в «народе» его называют недотрогой. Бальзамин – хрупкое растение, иногда нуждается в опоре. Взрослые растения ежегодно обрезаются, регулярно прищипываются молодые растения – это стимулирует появлению новых побегов, формированию красивого куста с соцветиями.
Интенсивная селекция позволила вывести множество гибридов и сортов, в том числе многолетних растений, различающихся по высоте, окраске, размеру и степени махровости цветка.
Бальзамин повсеместно можно видеть на окнах квартир, школ, детских садах и других учреждениях.
Уход за растением
Местоположение: бальзамин неприхотлив к освещению, но для хорошего цветения необходимо несколько часов в день яркого света. Хорошо подходит восточное и западное окно. В летний период можно выносить на открытый воздух, но следует защитить растение от прямых солнечных лучей и осадков.
Температура: оптимальная температура воздуха 20-22°C, зимой не ниже 15°C. При длительном охлаждении листья опадают.
Полив: в весенне-летний период бальзамин поливают регулярно и обильно, зимой полив уменьшают, не допуская пересыхания земляного кома и застоя воды в поддоне.
Влажность воздуха: если температура выше 20°C, нужно опрыскивать 2 раза в день, избегая попадания воды на цветки. Для повышения влажности воздуха поставьте горшок с растением на поддон с влажным гравием. При низкой влажности цветки опадают.
Подкормка: подкармливать следует бальзамин с мая по сентябрь каждые 15 дней половинной дозой минерального удобрения. Следует избегать чрезмерного внесения азотных удобрений, что может спровоцировать слишком сильный рост и затормозить образование цветков.
Пересадка: сразу после покупки бальзамин пересаживают в тесный горшок, так можно стимулировать цветение. Бальзамины неприхотливы к почве. Могут расти почти в любой питательной и рыхлой земле. Со временем бальзамины теряют свою декоративность, и их следует обновлять черенкованием каждые 2 года.
Размножение: размножаются бальзамины очень легко - семенами или черенкованием верхушек побегов.
Весной и летом срезают стебли длиной 8-10 см, укореняют в воде или влажном песке. Укореняются черенки через 14-16 дней, а через 2-3 месяца молодые растения расцветают.
Семена высевают в феврале-марте в тепличках или парниках. Прорастают они в течение 3-4 недель при температуре 23-25°C.
Вредители: при слишком сухом воздухе бальзамин может поражаться паутинным клещом (в междоузлиях на стеблях появляется паутина, листья становятся вялыми и опадают). Также опасна тля, которая поселяется целыми колониями. Растение протереть мыльной губкой и обмыть под теплым душем.
Комнатные растения являются частичкой живой природы и постоянными объектами уголков природы, тем дидактическим материалом, на котором решаются задачи умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания детей. При общении с растениями обогащается кругозор детей. Наряду с этим развивается интерес детей к природе, наблюдательность, любознательность, Многообразие форм, красок, запахов, присущее комнатным растениям, влияет на чувства ребенка, обучает его понимать и оценивать красивое
Дошкольное детство - это уникальный период человеческой жизни. В каждом малыше необходимо поддерживать любознательность, воспитывать доброту и искренность, ценить его право на самостоятельные открытия, личностное проявление и счастливое детство.