Ольга Еремеева
Ознакомление с христианскими праздниками-путь приобщения детей к православной культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Ознакомление с христианскими праздниками –
путь приобщения детей к православной культуре»
2 слайд
Участники проекта:
- дети дошкольного возраста (от 3 до 7 лет);
- семьи детей, посещающих ДОУ;
- педагогический коллектив;
- служители храма
3слайд
Публикация «Ознакомление с христианскими праздниками-путь приобщения детей к православной культуре» размещена в разделах
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Православие. Основы православной культуры, праздники
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
В современном мире остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания, нарушена связь с прошлым. Люди не помнят или слабо знают свою историю. К счастью, многие уже осознали важность возращения к своим корням.
Православное воспитание дополняет задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, педагогический процесс и вносит в жизнь детского сада особую одухотворенность.
4 слайд
С раннего детства детей нужно приучать к добру и послушанию. Послушание, ответственность постигается не через привычные формы выражения (строгое подчинение взрослого, а через путь свободы. Нельзя заглушать, подавлять то, что зреет благодатного в душе ребенка, а помогать раскрываться. Православные праздники, обогащая ребенка духовными представлениями и образами, помогают в восстановлении связи времен и поколений, в восприятии и освоении традиций культуры национального самосознания.
В ходе работы были выявлены проблемы, препятствия в реализации воспитания на традиционной православной основе. Главными являются:
1. Отсутствие разработанной методологии православной культуры, ее искусственное сужение только до вероучительных аспектов.
2. Отсутствие в стране системы общественного духовно-нравственного воспитания,
4. Разрушение традиционного уклада жизни: основанных на православном мировосприятии обычаев, традиций, отношений (сердечных чувствований и настроений, правил доброй и благочестивой жизни, традиционного распорядка дня, недели, года.
5. Проблема малого числа подлинных носителей традиционной православной культуры, что связано с недостаточностью живого духовного опыта,
6. Неподготовленность (мотивационная, эмоциональная, интеллектуальная) большей части населения современной России к восприятию духовного содержания традиционной культуры.
7. Разрушение и кризис семьи, крайне низкий уровень духовно-нравственной культуры большинства современных родителей. Некомпетентность семьи в вопросах духовного становления и воспитания ребенка, утрата семейной функции передачи детям значимых культурных и жизненных ценностей. Как следствие – необходимость массового просвещения родителей и педагогического сопровождения семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.
8. Отсутствие согласованности влияния на воспитание детей различных социальных институтов: семьи, образовательных учреждений, Православной Церкви, государственных и общественных структур.
9. Кадровая проблема. Недостаточный уровень культуры и профессиональной компетентности педагогов в вопросах содержания и методики воспитания православной культуры на традиционной основе.
5 Слайд
Мы не навязываем веру ребёнку, наша цель – содействие целостному духовно-нравственному и социальному развитию личности ребенка-дошкольника, обеспечение его духовного, психического и телесного здоровья посредством приобщения к высшим ценностям православной культуры.
6 Слайд
И в поисках пути к этому мы обратились к тому, что ребенку больше всего нравится. Это положительные эмоции, которые доставляют ему праздничные мероприятия
«Так почему же не воспитывать ребенка через положительные эмоции, вдохновлять его?». Именно этот путь мы и решили выбрать. Перед нами стали явными такие задачи, как:
- приобщение детей к традиционным православным духовно-нравственным ценностям;
- совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребёнка;
- развивать музыкальную культуру, приобщать к хоровому пению классической, духовной и народной музыке; проводить народные и обрядовые праздники.
- формировать гражданское самосознание, любовь к Родине;
- охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей;
- создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
7 слайд – Ожидаемый результат
Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию через воспроизведение годового цикла православных, народных праздников. Это должно привести к ожидаемым результатам:
Для педагога:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов в работе с детьми и родителями;
- личностный и профессиональный рост;
- самореализация.
Для родителей:
- повышение уровня личностного сознания;
- укрепление взаимоотношений между детьми и родителями, родителями и педагогами;
- самореализация.
8 слайд – условия для реализации
Праздники занимают важное место в христианском культе. В церковных календарях нет ни одного дня в году, в который не отмечалось бы то или иное событие, связанное с именем Иисуса Христа, богородицы, святых, чудотворных икон, креста. «Каждое число каждого месяца, каждый день года посвящается или воспоминанию особых событий, или памяти особых лиц», - говорится в одном из православных изданий. Православный календарь органично накладывается на народный, крестьянский.
В итоге нашей работы получился свой календарь христианских праздничных мероприятий, который близок и понятен детям дошкольного возраста. Православные праздники или развлечения проводятся раз в месяц. Выбрали наиболее значимые (2015-2016 уч. гг.) :
9 слайд
21 сентября – Рождество Богородицы (Осенины);
14 октября – Покров (покровская ярмарка);
14 ноября – Кузьма-Демьян (встреча зимы);
19 декабря – Николай Угодник;
Январь – Святки;
19 января – Крещение;
15 февраля – Сретенье (первая встреча весны);
Март – Масленица;
Апрель – Вербное воскресенье, Пасха;
6 мая – Георгий Победоносец;
19 августа – Яблочный Спас.
10 слайд – подготовительный этап
11 – метод. литература
12 слайд – 2 этап
Ознакомление дошкольников с духовной культурой имеет комплексный подход, то есть, при ознакомлении с предстоящим праздником должна быть грамотно выстроенная система деятельности:
- специально организованная образовательная деятельность,
- совместная деятельность с педагогом
- самостоятельная.
13 слайд Методы, используемые для реализации программы. - 15
Наглядный метод во время:
- экскурсий в музей, библиотеку;
- наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций;
Словесный метод:
-чтения стихотворений детьми, воспитателями;
- ответы на вопросы педагога, детей;
- проведение разнообразных игр;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод:
- организация продуктивной деятельности ведения игр (строительные, дидактические, подвижные, инсценировки и др.);
- постановки пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсов, викторин;
- изготовление декораций для театрализованной деятельности (вместе с воспитателем, родителями);
- изготовление с детьми подарков
16 слайд - Виды и формы взаимодействия с родителями:
- родительские собрания;
- открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
- беседы со священниками Церкви;
- проведение совместных учебных мероприятий - выставки, конкурсы,
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы.
17 слайд
Достичь результата возможно только при планомерной работе не только на музыкальных занятиях, но и при совместной работе с педагогами. Эта работа помогает хорошо готовиться к таким необычным утренникам, проводить дополнительную работу в группе, творчески исполнять роли. В одной из старших групп оборудован небольшой православный уголок, где собран теоретический и практический материал:
- литература для детей (рассказы и притчи для детей, стихотворения, раскраски);
- литература для родителей и педагогов;
- аудиокассеты и видеоматериалы («Сказания и былины»);
- игры по духовно-нравственному воспитанию;
- иллюстрации.
18 слайд
Наряду с детьми ведется работа и с родителями. В деле христианского воспитания важны домашние традиции, связанные с праздниками. Но не все родители знакомы с историей различных праздников. Для них мы делаем папки-консультации, где помещаем короткую информацию о том событии, которому посвящён праздник (Рождество, Сретенье, Святки, либо о святом, преподобном, память которого празднуется в этот день.
Если хотим дать более подробную информацию, то готовим папку – передвижку, где описываем историю праздника и житие святого; как праздник проводили в семье наши предки.
19 слайд
Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных традиций. Мы любим детей и надеемся, что с детства осознав, что самое высшее на свете — это Бог, а самое страшное — грех, наши дети будут стремиться к Богу, избегая греха.