Галина Ильяшек
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды в музыкальном зале в работе с детьми ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС ДО – это часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п., материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
При создании предметно-развивающей среды необходимо учитывать следующие нормативные документы:
- Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
- Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала Организации…
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда…должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ
Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей.
ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ
Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ
Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;
наличие в Организации полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
ВАРИАТИВНОСТЬ
Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
ДОСТУПНОСТЬ
Доступность среды предполагает:
доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
БЕЗОПАСНОСТЬ
Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Предметно-развивающая среда в музыкальном зале имеет свои особенности, связанные со специфической направленностью образовательной области «Музыка». Музыкальное искусство - один из самых мощных инструментов данных человечеству. Известно, что музыка управляет эмоциями, разумом, настроением, здоровьем. Музыкальное воспитание, музыкальная деятельность — одна из центральных составляющих в воспитании личности, она играет особую роль во всестороннем развитии детей.
Одним из условий успешной социализации детей с ОВЗ является занятие любимым видом искусства, в котором ребенок может почувствовать себя личностью и почувствовать свою значимость. Искусство выступает как средство для интеграции, адаптации и социализации личности, так как способствует гармонизации эмоциональных состояний, позволяет раскрыть горизонты творческого потенциала и быть более раскрепощенным. Музыка развивает ребенка умственно. Она отражает многие жизненные процессы, которые обогащают представления детей об обществе, о природе, о быте и традициях. Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств учащихся с ОВЗ, а также музыка является активно действенным средством эмоциональной коррекции, помогает детям войти в нужное эмоциональное состояние.
Музыкальный зал лого-корпуса в МБДОУ Детский сад №8 города Красногорска - это большое, светлое, специально оборудованное помещение.
Зал располагается на втором этаже МБДОУ д / с №8 – филиал, в правом крыле здания. Площадь зала – 75,4 кв. м. Цвет стен, пола, мебели, тюль на окнах подобраны по принципу использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель установлена в контексте общей композиции. Освещение соответствует нормам СанПин. Музыкальный зал – это визитная карточка детского сада.
Для детей ОВЗ предметно - пространственная среда должна быть комфортной, соответствующей различным возрастным, индивидуальным особенностям детей; содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на все виды деятельности детей в соответствии с их физическими и физиологическими возможностями.
Все это позволяет детям, действуя со знакомыми и малознакомыми предметами, думать, сравнивать, моделировать и решать проблемные ситуации, творить.
Составляющие элементы инклюзивной среды:
- Навигация по детскому саду: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные, таблички-тексты. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию.
- Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос педагога, запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот.
- Некоторым детям необходимо постоянное сопровождение взрослого.
Задачи РППС музыкального зала:
• Обеспечивать совместную музыкальную деятельность детей и взрослых. (От компетентности, доброжелательности и заинтересованности взрослого зависит, станет ли эта среда развивающей.)
• Обеспечивать самостоятельную (индивидуальную и совместную) деятельность детей, возникающую по их желанию и интересам.
• Способствовать получению и закреплению знаний о музыке.
• Стимулировать развитие творческих способностей.
• Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В музыкальном зале проходят не только занятия с детьми, но и всевозможные праздники, развлечения, спортивные мероприятия для детей, сотрудников и родителей воспитанников ДОУ:
Организация пространства в музыкальном зале произведена с учётом требований СанПиНов и правил противопожарной безопасности.
Пространство музыкального зала условно разделено на три зоны: рабочую, спокойную и активную.
Рабочая зона музыкального зала подразумевает продуктивную деятельность в контексте интеграции с другими образовательными областями: например «Художественное творчество». В рабочей зоне ребёнку предоставляется возможность выразить свои эмоции с помощью кисти, красок, пластилина, цветной бумаги и прочих материалов для изобразительной деятельности.
Такая зона нужна не на каждом музыкальном занятии, чаще она востребована на комплексных тематических и интегрированных занятиях. Поэтому предусмотрена возможность её быстрой организации.
Такая зона нужна не на каждом музыкальном занятии, чаще она востребована на комплексных тематических и интегрированных занятиях. Поэтому предусмотрена возможность её быстрой организации.
Основными зонами музыкального зала являются активная зона и спокойная зона.
Активная зона в музыкальном зале – это большое свободное пространство для движения под музыку, подвижных и музыкально дидактических игр для развития чувства ритма, для танцевально-ритмических упражнений, игрового музыкально-двигательного творчества. В активной зоне зала есть ковёр, который предназначен для активной деятельности детей сидя и лёжа на полу.
Технические средства обучения смонтированы вне доступа детей.
Спокойная зона музыкального зала самая важная и значимая для музыкального воспитания. В этой зоне осуществляются важнейшие виды музыкальной деятельности – восприятие музыки и пение. Оборудование спокойной зоны состоит из музыкального инструмента фортепиано, пространства, где дети могут сидеть на стульях или стоять, мольберта для наглядного материала.
В данной зоне соблюдается основной принцип организации предметно развивающей среды «глаза в глаза», дети располагаются справа от музыкального руководителя.
В каждом виде музыкальной деятельности используется оборудование, с помощью которого осуществляется интеграция образовательных областей.
1. Восприятие музыки. Происходит во всех зонах музыкального зала. Инструмент (фортепиано). Репродукции картин или – иллюстрации. Набор детских музыкальных и шумовых инструментов- (шумовые инструменты изготовлены из бросового материала совместно с родителями).
Мультимедийное оборудование, (презентации).
Разнообразные атрибуты для танцевально-ритмических движений, активное слушание в движении с соответствующими атрибутами – лентами, султанчиками, колокольчиками, платочками.
«Познание». «Художественное творчество».«Социализация» и «Труд».
2. Развитие певческих способностей.
Происходит в спокойной зоне, сидя на стуле или стоя возле инструмента. Исключается активное движение детей во время пения.
Дидактический материал в виде карточек со значками.
Лёгкие предметы (листочки из органзы, снежинки из салфеток, которые можно сдуть с ладошек).
Предметы пальчикового или плоскостного театра для драматизации по тексту песни.
Набор детских музыкальных или шумовых инструментов.
Мультимедийное оборудование (презентация песни).
«Коммуникация» (развитие речи). «Здоровье». «Социализация».«Труд».
«Познание».
3. Музыкальное движение. Происходит в активной зоне.
Игрушки для танца. Атрибуты для создания сказочного игрового образа
Предметы для музыкально-спортивных композиций (мячи, обручи и тд.)
Мультимедийное оборудование (мнемотаблицы).
«Социализация».«Чтение художественной литературы».
«Физическая культура».
4. Элементарное музицирование.
Происходит в спокойной и в активной зоне, сидя на стуле, стоя возле инструмента, двигаясь в танце или выполняя музыкально-ритмическое упражнение.
Набор музыкальных инструментов, соответствующих возрасту детей, в том числе звуковысотные. Игра в оркестре.
Дидактический материал по теме «Инструменты симфонического оркестра», «Народные инструменты»- интеграция в область;
Мультимедийное оборудование (демонстрация различных инструментов и их звучания) – интеграция в области.
«Коммуникация». «Познание». «Социализация»
5. Детское творчество.
Происходит во всех зонах музыкального зала. Поскольку детское творчество невозможно в дошкольном детстве выделить в отдельный вид музыкальной деятельности, то и говорить о нём необходимо в связи с основными видами музыкальной деятельности.
Атрибуты для создания сказочного игрового образа;
Музыкальные инструменты;
Набор «Куклы-перчатки» для показа, кукольного спектакля, детская ширма, домик;
Костюмы и атрибуты различных персонажей.
«Художественное творчество», «Познание», «Коммуниация».
Особенность творческих проявлений детей дошкольного возраста состоит в том, что никогда не знаешь, чего ожидать от ребёнка. Педагогическое мастерство музыкального руководителя проявляется в том, чтобы с помощью собственного творчества, фантазии, смекалки сподвигнуть ребёнка не на копирование взрослого, а на выражение собственной ндивидуальности. Наличие в ДОУ специально оборудованного музыкального зала даёт практически неограниченные возможности в плане интеграции образовательных областей.