Светлана Руди
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования солью
▼ Скачать + Заказать документы
МБОУ «Новокиевская СОШ»
Опыт работы по теме:
«Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средством нетрадиционной техники рисования - рисование солью»
Воспитатель первой категории
Руди Светлана Васильевна
Новокиевка 2017
Введение.
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования солью» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Рисование солью
- Старшая группа
- Темочки
Слайд 1. Я, Руди Светлана Васильевна, работаю в должности воспитателя в МБОУ «Новокиевская СОШ». Несмотря на небольшой опыт (стаж работы 5 лет, стараюсь соответствовать современным требованиям к педагогам.
Слайд 2,3. Тема моего опыта - «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средством нетрадиционной техники рисования - рисование солью».
Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционной техники в рисовании. Рисование нетрадиционным способом, увлекательно - завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с индивидуальными возможностями, детей.
Слайд 4. Актуальность выбранной темы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорил В. А. Сухомлинский: “Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок”. В процессе деятельности задействованы руки детей, что способствует сенсорному развитию, что составляет фундамент умственного развития : рука познает, а мозг фиксирует ощущение и восприятия, соединяет их со зрительным, слуховым и обонятельным ощущением в сложные интегрированные образы и представления. Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Для этого, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребёнок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.
Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способности детей, так как в ней особенно проявляются разные стороны развития ребёнка. Это и определило тему моей работы: «Развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средством нетрадиционной техники рисования– рисование солью»
Слайд 5. Цель моего опыта – развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в условиях изобразительной деятельности на основе изучения и освоения техники рисования солью.
Для достижения цели мною был определен ряд задач:
• Вызвать у детей интерес к творческой деятельности;
• Обучать приёмам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием соли;
• Развивать чувства композиции, цветовосприятия и зрительно-двигательную координацию;
• Развивать творческие способности детей;
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
• Апробирование инновационной техники рисование солью для развития художественных способностей детей
• Воспитывать интерес у детей к изобразительной деятельности.
Раньше, когда только начинала свою педагогическую деятельность, я сам того не понимая, ограничивала проявление творческих способностей детей, ставя их в рамки “образца” и “показа” приемов рисования и их последовательности. Теперь же, используя новые и довольно интересные программы и педагогические технологии, стараюсь не навязывать детям свою точку зрения на окружающий мир, а даю им возможность самовыражения, реализации своего творческого потенциала.
Слайд 6. Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, обратила внимание на результаты диагностик по изобразительной деятельности. Дети показывают хорошие результаты по одним критериям, одновременно проявились и низкие способности детей.
Для решения этой проблемы стала углубленно изучать методическую литературу. Я тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н. А. Ветлугиной, «Воспитание и развитие дошкольника» Л. В. Васильченко, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова и др. Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности. Полученную информацию опробовала в работе с детьми.
В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отсутствуют запреты и ограничения в этот момент ребёнок абсолютно свободен.
Слайд 7. Практическая деятельность:
Моя задача – научить детей манипулировать с свойствам материала - солью, использовать нетрадиционные способы выражения. Я разработала свою модель развития художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности:
1. Сначала демонстрация образца творческой деятельности (процесс творения на глазах у детей).
2. Совместное творчество взрослого (педагога) и ребят.
3. Творчество детей с минимальной помощью взрослого.
4. Самостоятельное творчество детей.
Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком, да в краску и посыпать солью. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гамму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче.
Слайд 8. В своей работе я использую игровые приё мы: начинаю с упражнения-разминки с карандашом или кисточкой
• Мадам Клякса приходит в гости;
• Ниточка просит Кисточку научить её рисовать
• дети произносят заклинание, чтобы чудо произошло.
Также использую нестандартное расположение детей в процессе рисования (стоя или сидя около мольберта или стола, сидя на полу, лёжа на ковре и т. д.).
Во время работы я использую музыкальное сопровождение, оно формирует настроение детей, их заинтересованность к процессу занятия. Рисование с использованием нетрадиционной техники изображения (Солью) не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая работоспособность на протяжении всего времени, отведённого на выполнение задания.
Нетрадиционные техники рисования позволяют мне :
• осуществлять индивидуальный подход к детям;
• учитывать их желание и интерес в процессе детского творчества.
Слайд 9, 10, 11. Учитывая значимость данного вида работы в группе создана и систематически обогащается эстетически-развивающаяся среда, как фактор формирования в растущем человеке добра и красоты.
Оформлен ИЗО - уголок, где есть всё необходимое для самостоятельного творчества. При организации предметно - развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлен на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей.
Слайд 12. Результативность опыта
Подводя итоги работы, направленной на развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей.
- Дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов.
- Научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом.
- Используют элементы декора в своих рисунках,
- Ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее. Слайд 13. В ходе работы с родителями, на начальном этапе я столкнулась с тем, что многие не понимали, какое важное значение имеет развитие художественно – творческих способностей, воображения ребенка именно в дошкольном детстве для полноценного развития личности и как основы творческого роста в дальнейшем.
Я ознакомила родителей с особенностями проводимой работы. Разъяснила, на каком этапе своего развития в изобразительной деятельности находились их дети в начале, чем могут помочь родители и какие условия следует создать дома. После проведения цикла специально организованных занятий с детьми, предоставила родителям результаты работы. Вместе с родителями организовали проведение выставок творческих работ.
Слайд 14. Рекомендации педагогам.
Слайд 15. Результаты освоения образовательной программы по художественному – творчеству за 2015-2017г. г.
Данные, полученные в результате мониторинга развития художественных способностей дошкольников по направлениям образовательной программы, представлены в следующих гистограммах по итогам 2015-2017 учебного года. Общее количество диагностируемых детей -14 человек. Возраст 5-6 и 6 -7 лет.
Результаты диагностики считаются точкой отчета для прогнозирования особенностей развития ребенка и подбора оптимального содержания обучения и воспитания.
уровень высокий средний низкий
Сентябрь-15г. 16,1 50,4 33,5
май-16г. 18,2 54,6 27,2
Сентябрь-16г. 36,1 60,5 3,4
Май-17г. 57,2 42,8 0
Результатом кропотливой работы по развитию художественно - творческих способностей детей стали персональные выставки рисунков в детском саду, такие выставки проходят ежеквартально.
- дети принимали активное участие выставке творческих работ «Зимняя сказка» в Доме детского творчества 2015-2016г.
- участие в областных конкурсах «Рождественская сказка» 2014,2015, 2016г.
Слайд 16. В заключении
Слайд 17. Литература
1. «Художественное творчество и ребенок» п/р Н. А. Ветлугиной;
2. «Воображение и творчество в детском возрасте» Л. С. Выготский;
3. «Изобразительная деятельность в детском саду» Т. С. Комарова;
4. «Развивайте у дошкольников творчество» Т. Г. Козакова;
5. «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т. Г. Козакова;
6. «Воспитание и развитие дошкольника» Л. В. Васильченко;
7. «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г. Г. Григорьева;
8. «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т. С. Комарова, О. Ю. Зырянова;
9. «Изобразительная деятельность в детском саду» Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова.