вероника верхотурова
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная справка об авторе индивидуального образовательного маршрута педагога
Ф. И. О: Верхотурова Вероника Анушавановна
Должность: Воспитатель
Образование: средне - специальное педагогическое,Сретенский педагогический колледж имени Ф. В Гладкова
Квалификационная категория: первая квалификационная категория
Дата прохождения курсов повышения квалификации:Тема «Актуальные проблемы дошкольного образования в свете ФГОС ДО»13.11.2016 г в объеме 108 часов.
Педагогический стаж: 11 лет
Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционного рисования» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Старшая группа
- Темочки
Кредо: «От того,как пройдет детство,кто будет вести ребенка за руку в детские годы,что вложат в его разум и сердце – от этого будет зависеть, каким человеком станет сегодняшний малыш».
Пояснительная записка
Тема: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам нетрадиционного рисования»
Цель: Повышать уровень профессионального мастерства и компетентности.
Развивать у детей творческие способности, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
- Познакомить детей с многообразием нетрадиционных техник рисования;
- Формировать умение у детей использовать на выбор сочетаний различных
материалов в рисунке;
- Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного;
-Отслеживать динамику развития творческих способностей и развитие изобразительных навыков ребенка;
-Воспитывать аккуратность, эстетический вкус.
-Создавать все необходимые условия для реализации поставленной цели.
Актуальность:
Дошкольный возраст сензитивен, наиболее благоприятный для развития не только образного мышления, но и воображения, психического процесса, составляющего основу творческой деятельности. Поэтому творчество, развитие творчества – одна из главных задач воспитания.
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности.
Все дети в детстве рисуют, но это получается не у всех детей одинаково, одному ребенку достаточно небольшой помощи, а другому требуется длительная тренировка. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выразить в рисунке задуманное и затрудняет развитие познавательных способностей и эстетического восприятия. Сложной для дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Далеко не все дети справляются с поставленной перед ними задачей. Это влечет за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведет к детской неуверенности. Решить данные проблемы помогают нетрадиционные способы рисования.
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально - эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
Нетрадиционные методы рисования я использую не только на занятиях по изобразительной деятельности, но и на других занятиях и в свободное от занятий время. Работая по той методике, отметила, что у детей повышается интерес к изобразительной деятельности. Имея опыт рисования различными способами, дети уже сами предлагают их, стоит только предложить им тему рисования.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления способностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой, и способность к цветовосприятию. С уверенностью можно сказать, что разнообразие техник способствует выразительности образов в детских работах.
Таким образом, актуальность темы заключается в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Овладение техникой изображения доставляет детям истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.
Планируемые результаты освоения программы:
- Повышение педагогической компетенции,
-Адекватное вовлечение семей в воспитательно - образовательный процесс,
-Распространение педагогического опыта.
-Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Форма самообразования: индивидуальная
Срок реализации: 2017-2019 г. г
Форма отчета по проделанной работе:
1. Представление рабочей программы по нетрадиционной технике рисования для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»
2. Выставка детских рисунков
3. Мастер класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования
4. ООД по нетрадиционной технике рисования.
План работы по самообразованию на 2017-2019
с детьми
«Волшебная палитра» в старшей группе
Месяц Неделя Тема занятий Нетрадиционные техники Программное содержание Литература
Сентябрь
1Диагностика
(свободное экспериментирование с материалами) Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Казакова Р. Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста.
2 Диагностика
(свободное экспериментирование с материалами) Различные Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему. Казакова Р. Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста.
3Рисование
«Растения в нашей группе»
Оттиск поролоном
Учить прижимать поролон к штемпельной подушечке с краской и наносить оттиск на бумагу.
Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 77
4 Рисование
«Грибы в корзинке» Рисунки ладошками Расширять знания детей о грибах; учить рисовать грибы с помощью ладошки Никитина А. В Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Стр. 25
Октябрь 1 Рисование
«Мое любимое дерево осенью» Кляксографиятрубочкой,рисование пальчиками Познакомить детей с новым приемом рисования – кляксография трубочкой. Развивать воображение. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 37
2 Рисование
«Осень на опушке краски разводила»
Печать листьев Познакомить с новым видом изобразительной техники – «печать растений». Развивать чувства композиции, цветовосприятия. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр. 4
3Рисование «Зачем человеку зонт» Работа с трафаретом. Развивать мелкую моторику пальцев рук, зрительно-двигательную координацию. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 27
4 Рисование
«Мой любимый свитер»
Оттиск печатками, рисование ластиками
или печатками из картофеля. Закрепить умение украшать свитер или платье простым узором, используя крупные и мелкие элементы Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.
Стр. 31
Ноябрь
1 Рисование «Улетаем на юг»
Кляксография. Знакомить детей с правилами нанесения клякс на стекло и накладывание сверху бумаги. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 29
2 «Необычная посуда»
Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ». Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, колорита, образные представления о предметах. Казакова Р. Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста. стр. 120, 122
3 Рисование
«Обои в моей комнате»
Оттиск печатками + поролон. Совершенствовать умения в художественных техниках печатания и рисования. Закрепить умение составлять простые узоры. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 51
4 Рисование
«Первый снег»
Монотипия, рисование пальчиками. Учить рисовать дерево без листьев, изображать снег пальчиками. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 39
Декабрь 1 Рисование «Зимние напевы» Набрызги Развивать у детей интерес к изобразительной деятельности, продолжать знакомить их с разными техниками и материалами. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 стр. 5
2 Рисование
«Дымковская игрушка» (конь).Оттиск печатками. Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит узора. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Стр. 45
3. Рисование
«Елочка нарядная»
Рисование пальчиками, оттиск поролоном Закрепить умение изображать елочные игрушки. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 47
4. Рисование солью
«Дед Мороз» Гуашь + соль Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 93
Январь
1. Рисование
«Музыкальный рисунок».Различные. Развивать чувство цвета посредством музыки и рисования. Стимулировать творчество детей к импровизации с цветовым пятном. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр. 86
2. Рисование
«Зимний лес».Рисунки из ладошки. Научить прикладывать ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр. 49
3. Рисование
«Морозный узор». Восковые мелки + акварель. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 37
4. Рисование «Филин»
Тычок полусухой жесткой кистью. Учить создавать образ филина, используя технику тычка. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Стр 55
Февраль
1. Рисование
«Необычные машины» Оттиск пробкой и печатками, черный маркер + акварель, «знакомая форма – новый образ» Упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, творчество, воображение. Казакова Р. Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста. стр. 124
2. Рисование
«Галстук для папы».Оттиск пробкой, печатками из ластика, печать по трафарету, «знакомая форма – новый образ».Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. стр. 73
3. Рисование
«Зимние напевы».Набрызг. Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 64
4. Рисование
«Семеновские матрешки».Оттиск печатками. Познакомить с семеновскими матрешками. Развивать цветовосприятие. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр. 65
Март
1. Открытка для мамы
«8 Марта»
Печать по трафарету. Учить украшать цветами открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду стр. 63
2. Рисование + аппликация
«Моя семья» По выбору. Учить самостоятельности в выборе сюжета и техники исполнения.
Казакова Р. Г.
Рисование с детьми дошкольного возраста.
3. Рисование «Веселые человечки»
Волшебные веревочки. Познакомить детей с новым методом рисования с помощью разноцветных веревочек. Передать силуэт человека в движении. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 35
4. Рисование
«Ранняя весна»
Монотипия пейзажная. Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 69
Апрель
1. Рисование
«Звездное небо»
Свеча+акварель. Научить новому способу получения изображения. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 73
2. Рисование
«Грачи прилетели»
Печать ластиком. Учить детей печатками из ластика изображать стаю перелетных птиц. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 79
3. Рисование мыльными пузырями
«Картина настроения» Гуашь + манка Упражнять в рисовании мыльными пузырями. Шаляпина И. А.
Нетрадиционное рисование с дошкольниками
Стр. 27
4. Рисование
«Аквариум».Рисунки из ладошки. Учить обводить растопыренные пальчики простым карандашом, дорисовывать необходимые детали. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 75
Май 1 Рисование
«Дружеский салют»
Тычки жесткой полусухой кистью
Закрепить прием рисования жесткой полусухой кистью.
Способствовать сплочению детского коллектива. Шаляпина И. А.
Нетрадиционное рисование с дошкольниками
Стр. 39
Рисование «Несуществующее животное»
Раздувание краски Продолжать учить рисовать способом раздуванием краски. Шаляпина И. А.
Нетрадиционное рисование с дошкольниками
Стр. 45
2 Рисование
«Красивый пейзаж»
Рисование песком
Знакомить с методом рисования пейзажа, учить располагать правильно предметы. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 87
3 Рисование
«Живописный луг» Оттиск скомканной бумагой Продолжать знакомить с техникой рисования скомканной бумагой. Шаляпина И. А.
Нетрадиционное рисование с дошкольниками
Стр. 49
4 Бабочка Монотипия предметная Учить детей соблюдать симметрию, рисовать на одной половине листа, затем складывать лист Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. стр. 85
Взаимодействие с родителями.
Сентябрь Выставка работ
Октябрь
Консультация для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей» Выставка работ
Ноябрь Оформление папки-передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» Выставка работ
Декабрь Выставка работ
Январь Выставка работ
Февраль Памятка для родителей «Учите рисовать детей в нетрадиционной технике» Буклет «Виды нетрадиционного рисования»
Март Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» Листовка. Консультация для родителей «Рисовать – это важно!»
Апрель
Май 1. Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» Альбом с детскими работами.
Карта индивидуального образовательного маршрута по развитию
профессиональной компетентности на 2017-2018 г. г
Направления работы. Действия и мероприятия, проведенные в процессе работы над темой. сроки. Форма представления результата своей работы Где,когда,кем заслушиваеися. Результаты проделанной работы. Отметка о выполнении
Профессиональное1. Изучение методики обучения нетрадиционной техники рисования.
2. Разработка рабочей программы по нетрадиционной технике рисования для старшего дошкольного возраста «Волшебная палитра»
Сентябрь-ноябрь Рабочая программа
«Волшебная палитра» Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей.
Психолого-педагогическое
1. Изучение методической литературы.
2. Оформление консультаций Сентябрь-ноябрь
Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей.
Методическое
1. Разработка комплексов занятий по нетрадиционной технике рисования.
2. Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей по использованию нетрадиционных техник рисования. Сентябрь-май. Конспекты занятий.
Консультаций для педагогов дети
педагоги
Повышение уровня подготовленности педагога в рамках создания благоприятных условий развития детей.
Информационно-компьютерные технологии
Изучение опыта работы педагогов по нетрадиционной технике рисования через сети интернет Сентябрь –май. Ссылки на интернет ресурсы. Сайт маам. ru
Охрана здоровья
Внедрять здоровье сберегающие технологии: «Картотека физкультминуток»(используемых во время ООД) Картотек физкультминуток Создание благоприятных условий для развития детей.
Вывод: обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Нетрадиционное рисование позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Оно позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения. В рамках самообразования я намерена дальше продолжать работу в этом направлении, так как нетрадиционные техники изобразительной деятельности открывают возможности развития у детей творческих способностей, фантазии, воображения.
Проанализировав свою работу, наметила перспективу работы на 2018-2019 г. г:
1. Продолжать прививать любовь к рисованию через нетрадиционную технику.
2. Продолжать изучать новую методическую литературу по данной теме, перенимать опыт других педагогов.
3. Учить детей применять разные техники рисования в своих работах.