Елена Щепина
Развитие конструктивных умений у старших дошкольников с нарушением зрения с помощью конструктора «Полидрон Гигант»
▼ Скачать + Заказать документы
В Письме Министерства образования науки РФ N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами" обозначено, что право на получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается одной из приоритетных задач государства не только в области образования, но и в областях развития Российской Федерации.
Публикация «Развитие конструктивных умений у старших дошкольников с нарушением зрения с помощью конструктора „Полидрон Гигант“» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Нарушение зрения. Обучение детей с нарушением зрения
- Полидрон. Конструктор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает на создание необходимых условий для полноценного развития каждого ребенка, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Педагоги дошкольных образовательных учреждений обязаны способствовать удовлетворению особой образовательной потребности детей, формировать у них элементы ключевых компетентностей, развивать творчество, воображение, социальные навыки общения, помочь поверить в свои силы.
По данным Министерства здравоохранения, в России более миллиона детей страдают различными заболеваниями глаз и нарушениями зрения : близорукостью, дальнозоркостью, нарушениями преломляющей способности глаза, амблиопией и косоглазием. И с каждым годом число таких детей увеличивается.
Исследователи особенностей познавательной сферы детей с нарушениями зрения Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова, Л. И. Плаксина свидетельствуют о том, что нарушения зрения вызывают отклонения во всех видах познавательной деятельности детей, кроме того у них наблюдаются трудности вхождения в общество и ориентировки в нем, трудности при общении с другими людьми.
Анализ психолого-педагогических исследований Г. М. Андреевой, Л. С. Выготского, А. Г. Литвака, С. Д. Забрамной, М. И. Лисиной, В. И. Стародубова, М. И. Земцовой, Л. И. Плаксиной, Г. А. Якунина, Г. Х. Юсуповой, В. И. Лубовского, В. Л. Кузнецовой и других по проблеме обучения и развития детей с ОВЗ позволил сделать вывод, что чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического и трудового воспитания обладает конструктивная деятельность.
Развивающие конструкторы дают возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие и технические способности, что очень важно для всестороннего развития личности ребенка с ОВЗ. Совместная конструктивная деятельность детей играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе, общаться, уважать чужое мнение, действовать совместно с другими детьми, быть занятыми общим делом.
В нашем детском саду 68 воспитанников с нарушением зрения. Анализ данных педагогической диагностики показывает, что эти дети в силу нарушений зрительно-пространственной ориентировки испытывают огромные сложности при решении задач по конструированию. Поэтому проблема развития конструктивных умений у детей с нарушениями зрения является актуальной.
Сегодня в стандарты нового поколения очень ярко вписываются технические конструкторы. Одним из видов такого конструктора является развивающий конструктор «Полидрон Гигант» – это многофункциональный конструктор, обладающий множеством достоинств, возможность использования по принципу «от простого к сложному».
Конструктор «Полидрон Гигант» соответствует всем необходимым требованиям для его использования в конструктивной деятельности детей с нарушением зрения. Участвуя в строительстве, дети с нарушением зрения больше узнают о формах, пространстве, прочности конструкций. Они смогут в полной мере познать мир двух- и трёхмерных геометрических фигур. Закрепленный в конструкторе автодидактический принцип обратной связи поможет детям с нарушением зрения самостоятельно раскрывать свойства предметов и их взаимодействие.
Нами был разработан и реализован проект «Создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов по развитию конструктивных умений дошкольников с ограниченными возможностями здоровья», направленный, в частности, на развитие конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с помощью конструктора «Полидрон Гигант».
Реализация проекта детского сада предусматривала работу по следующим направлениям:
1 – разработка и апробирование методического сопровождения по конструированию для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения с использованием конструктора «Полидрон Гигант»;
2 – повышение профессиональной компетентности педагогов в использовании конструктора «Полидрон Гигант» в работе с детьми с нарушением зрения;
3 – создание условий для активного использования педагогами конструктора «Полидрон Гигант» в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Анализ полученных результатов по использованию конструктора «Полидрон Гигант» в процессе развития конструктивных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения показал, что конструктор «Полидрон Гигант» повышает эффективность процесса развития конструктивных умений у «особых» детей. С помощью конструктора «Полидрон Гигант» педагоги смогут значительно ускорять развитие конструктивных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья, активно развивать сенсорные и умственные способности таких детей.