Приложение МААМ

«Путешествие в страну Грамматики. Звук [Й’] и буква Й». Занятие по грамоте в подготовительной группе

Елена Ковалёва
«Путешествие в страну Грамматики. Звук [Й’] и буква Й». Занятие по грамоте в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ГРАМОТЕ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

«ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ «ГРАММАТИКИ».

ЦЕЛЬ: продолжать обучать детей основам грамоты.

Задачи:

Образовательные:

-познакомить детей со звуком [Й’] и буквой Й;

-дать знания о том, что [й’ ]самый короткий, звонкий и всегда мягкий;

- закреплять умение детей делить слова на слоги; определяя количество слогов;

- упражнять детей в звуковом анализе слов;

- закреплять знания детей о различии гласных и согласных звуков;

- закреплять понятия «звук», давать основные характеристики звуков;

- продолжать учить находить и называть слова с заданным звуком.

- совершенствовать умение работать со схемой слова, предложения;

-расширять словарный запас детей при помощи слов «навигатор», «маршрут, «точка отправления».

Развивающие:

-развивать у детей фонематический слух; зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

- продолжать развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом.

Воспитательные:

- продолжать воспитывать у детей умение внимательно слушать воспитателя и товарищей;

- воспитывать желание говорить правильно и грамотно;

- воспитывать у детей активность, самостоятельность;

- воспитывать любовь к родному языку.

Демонстрационный и раздаточный материал:

• Красные, синие, зеленые фишки (раздаточный материал);

• карточка с окошечками для фишек (раздаточный материал);

• касса с набором букв, карточка с буквой - Й; (наглядный материал для доски);

• маркеры для доски красного, зелёного и синего цвета;

• Фишки на магнитах зелёного, синего и красного цвета (наглядный материал для доски);

• лента букв и цифр для доски (плакат);

• предметные картинки «мышка», «мишка»;

• сюжетные картинки;

• указка;

• мяч резиновый среднего размера;

• мяч массажный резиновый маленький;

• карта с маршрутом;

• простые карандаши;

• воздушный шар (накачан гелием) с лентами и корзиной;

• цветные конверты с заданиями;

• звёздочки для отметки выполненного задания;

• конверт с сюрпризом;

• поощрительные смайликами на липкой основе.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. (Здравствуйте). А теперь представимся им. Для этого, я предлагаю вам такую игру «Представь себя – Ласково» Для этого надо встать в круг. Я буду называть вас строгим, официальным именем и бросать мяч, а вы будете возвращая мне мяч называть себя ласково. (воспитатель поочерёдно бросает мяч – дети отвечают).

Воспитатель: Отлично, теперь мы все представились гостям и можем отправляться в путешествие.

Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель: А на чём можно отправиться в путешествие? (Дети перечисляют)

Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в страну, которая называется «Грамматика». Но попасть в неё можно, только грамотным детям, которые могут выполнить задания Феи страны «Грамматика». Наш полёт состоится на воздушном шаре. Вы когда-нибудь путешествовали на воздушном шаре? Не боитесь? В пути нам предстоит делать остановки, для того, чтобы пополнить запасы горючего. Кстати, вы знаете, какое топливо используют, чтобы воздушный шар поднялся в небо? (сжиженный ГАЗ). Газом согревают воздух внутри шара и от этого шар поднимается в небо.

Воспитатель: Мы должны пролететь по определённому маршруту. Кто знает, что такое маршрут? (Это путь следования).

Воспитатель: А как можно проложить маршрут? (При помощи навигатора, программы для прокладки маршрута.)

Воспитатель: Мы, конечно, могли бы построить маршрут при помощи навигатора, но в пути, бывают такие места, где нет интернета и навигатор работать не сможет, поэтому мы воспользуемся картой. (Воспитатель вывешивает карту на доску).

Воспитатель: Прежде, чем отправляться в путь - давайте рассмотрим карту. Вот наш детский сад – это точка отправления. Нам необходимо проследовать до конечной точки по стрелочкам. Выполняя определенные задания на каждой остановке. Вы готовы? Тогда отправляемся.

Воспитатель: Первая остановка называется «Звуки и буквы».

Воспитатель: Прочитаем задание из первого конверта. Жители этой местности интересуются: Когда мы общаемся друг с другом, мы слышим (звуки). Это звуки речи. Чем отличается «звук» от «буквы»? (звуки мы слышим и говорим, а буквы видим и пишем).

Воспитатель: Звуки речи делятся на…? (гласные и согласные)

Воспитатель: Назовите гласные звуки (А, О, И,У, Ы, Э).- всего их 6.

Воспитатель: Почему они называются «гласные»? (они произносятся только с помощью голоса, их можно петь).

Воспитатель: А сколько гласных букв в русском языке? (10)

Воспитатель: Действительно, гласных букв в русском языке больше чем звуков. 4 буквы – йотированные, те. Пишется 1 буква, но она состоит из 2-х звуков «Я», «Ю», «Е», «Ё».

Воспитатель: Назовите согласные звуки (Л, М, Н, Р, Г, К, В, Ф, З,С и т. д.).

Воспитатель: Чем отличаются согласные звуки от гласных? (гласные поются, а согласные нет)

Воспитатель: Почему согласные не поются? (встречают преграды)

Воспитатель: - Молодцы! Отправляемся дальше по маршруту. И у нас остановка. И новый конверт с вопросами. Жителей этой области интересует, как разделяются согласные звуки? (на звонкие и глухие).

Воспитатель: А ещё они бывают … (твёрдые и мягкие).

Воспитатель: Давайте поиграем: Игра «Твёрдый-мягкий». Правила игры; я называю твёрдый звук, а вы мне его мягкую пару. (С-сь, М-мь, В-вь, Л-ль, К-кь, Т-ть, П-пь, Н-нь, Р-рь, Ф-фь, Г-гь, Д-дь, З-зь и т. д.).

Воспитатель: Хочу обратить ваше внимание, что согласных звуков в русском языке 36, а согласных букв - 21. А ещё есть какие-то странные буквы, они почему-то напечатаны на плакате чёрным цветом? Кто мне назовёт их и скажет, почему их так выделили? (Ъ и Ь знак, они не имеют звука и служат для смягчения и разделения букв).

Воспитатель Сейчас мы поиграем с вами в игру «Найди лишнюю букву».

Воспитатель: Я каждому раздам карточку, на которой написаны буквы, вам надо определить – лишнюю и объяснить, почему вы считаете, что она лишняя. (Дети называют букву и объясняют, почему они решили, что она лишняя).

Воспитатель: Когда мы вписываем буквы в таблички или составляем слова в карточках при помощи фишек, каким цветом мы обозначаем гласные? (красным, А согласные? (Синим и зелёным). А почему разными цветами обозначаем согласные? Синим – твёрдые; зелёным – мягкие. А почему некоторые буквы на плакате напечатаны только синим или только зелёным цветом? (зелёные- всегда мягкие, а синие – всегда твёрдые).

Воспитатель: А вы на слух умеете определять твёрдые и мягкие согласные? Вот мы сейчас это проверим. Я буду называть слово, а вы определять на слух первый звук твёрдый или мягкий и поднимать фишку соответствующего цвета. Приготовились, слушаем внимательно: сад, сено, мыло, мила, луч, нитка, телефон, Зина, корзина, рысь, волк, зеркало, мука, ночь, вилка, лимон.

Воспитатель: Сейчас я на доске размещу 2 картинки. Кто нарисован на них? (медведь, мышь).

Воспитатель: А теперь назовём их ласково (мишка, мышка).

Воспитатель: А сейчас попробуем эти слова выложить фишками на своих карточках. (Дети выкладывают слова за столами. Воспитатель контролирует. Приглашает 2 детей выложить слова с помощью цветных фишек на доске.)

Воспитатель: Объясните, пожалуйста, почему вы использовали фишки именно этих цветов? (дети объясняют).

Воспитатель: Отправляемся дальше. Остановка с новыми заданиями. Чтобы продолжить путь следования нам надо ответить на вопросы жителей этой станции. А их конкретно интересует. На что делятся слова? (на слоги).

Воспитатель: Что такое слог? (слог – это часть слова, которая произносится одним толчком воздуха).

Воспитатель: А как мы определяем, сколько в слове слогов. (На каждый слог - делаем хлопок в ладоши, можно топнуть ногой; Считаем гласные звуки - сколько гласных, столько и слогов). Давайте покажем, как это делается.

Игра «Сосчитай слоги». Воспитатель называет слова, дети считают количество слогов в названых словах. (Луна, солнце, корова, слон, собака, роза, самолёт, дорога, светофор, машина, самосвал и т. д)

Воспитатель: Отлично. Отправляемся дальше. Остановка называется «Словосоставительная». Отгадайте, что нам здесь предстоит сделать? (составить слова)

Выкладывание слов. Воспитатель предлагает детям выложить на карточках при помощи фишек слова сараи, сарай. (Печатный образец из букв выложен на доске).

Воспитатель: «Сколько гласных в слове сараи? (Три.)

-Назовите гласные звуки? ([а], [а], [и].)

-Назовите согласные звуки в слове? ([с], [р].)

- Сколько гласных звуков в слове сарай? (Два.)

-Назовите гласные звуки? ([а],[а].)

- Назовите согласные звуки в слове? ([с], [р], [й’].) Фишкой, какого цвета обозначен согласный звук? ([й’].)

Воспитатель показывает букву Й, говорит, что она всегда обозначает мягкий согласный звук [й’], дети рассматривают букву и заменяют фишку на своей карточке с синей на зелёную (если необходимо). Затем читают слова с ударением.

Физкультминутка. Давайте немного отдохнём и поиграем в игру «Назови слова в которых есть звук [ Й’]». Дети встают в круг и передают друг другу массажный мяч, немного покатав его в руках, называя слово с заданным звуком. (Если дети затрудняются: Воспитатель предлагает детям вспомнить слова — названия цветов, которые они знают (красный, синий, белый, чёрный, оранжевый, зелёный и т. д.). Обращает внимание детей на то, что во всех этих словах есть звук [й’].

Воспитатель: Следующая остановка и на ней нам надо рассказать жителям, что такое предложение и показать, как мы умеем составлять схемы предложения при помощи картинок.

Воспитатель: И так, что же такое «Предложение»? (это слово или несколько слов связанных между собой, выражающих законченную мысль).

Воспитатель: А что такое схема предложения - это модель предложения.

Воспитатель: Я предлагаю вам взять по картинке и составить схему предложения.

(Дети берут картинки, по очереди подходят к доске и рисуют схему предложения по своей карточке маркером).

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какие мы знаки ставим в конце предложения? (.; ?;!).

Заключительная часть. (Рефлексия деятельности.)

Воспитатель: Вот мы и прибыли на конечную станцию. В страну «Грамматики». Стали ещё грамотнее, умнее. На один шаг приблизились к школьному обучению. Нас здесь ожидает какой-то сюрприз, но сначала мы расскажем:

Чем мы сегодня занимались? (Путешествовали).

Воспитатель: Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Воспитатель: О чём интересном мы расскажем вечером родителям?

Молодцы. Воспитатель достаёт конверт, а в нём смайлики. Раздаёт детям.

Приложение (набор букв для определения лишней)

А Б И А В С Т Г Ы У И А Ж О Э

У В И А О Э Ы У Ф И А О Э Ы

Т Д Р В О Ж Х П О У Б И А Э Ы

Ы У Г А О Э И П Ц Х Э Ф Л Р Т

У Л И А О Э Ы Д Х Ч С И Ц Й М

Б Т Ш Д Р П А К У Д И А О Э Ы

Д Ж А Л П Ц Ф К Л Н Щ К Б Т Г У

Т Ж Л Х Ы С Г Н О У И А М Э Ы

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б»Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б» Цель: ознакомление детей с твердым звуком [б] и мягким звуком [б’], с буквой «Б». Задачи: Развивать у детей умения выделять, различать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
«Путешествие в страну Грамматики. Звук [Й’] и буква Й». Занятие по грамоте в подготовительной группе
Опубликовано: 9 марта 2025 в 20:22
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Путешествие в страну Грамматики. Звук [Й’] и буква Й». Занятие по грамоте в подготовительной группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Ковалёва (УИ 986764) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
12 марта 2025 среда
Вкусный праздник ананаса!
13 марта 2025 четверг
Соленый праздник для детей!
Читаем стихи Сергея Михалкова!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД