Людмила Костенко
Развитие коммуникативных отношений среди детей
▼ Скачать + Заказать документы
Коммуникативная игра- совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в позиции «на равных», стараются учитывать интересы друг друга.
Коммуникативные способности включают в себя: - желание вступать в контакт, - умение организовать общение, - нормы и правила общения.
Развитие навыков конструктивного общения, умение четко и правильно формулировать свои мысли и чувства, способность слушать и слышать собеседника, умение разрешать конфликтные ситуации – все это ребенок может получить в процессе коммуникативных игр для детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие коммуникативных отношений среди детей» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ самовыражения, взаимного сотрудничества.
Цель коммуникативных игр
• Сформировать доброжелательные отношения между сверстниками.
Играя с детьми в коммуникативные игры, взрослые оказывают практическую помощь детям в социальной адаптации. Развивают средства невербальной коммуникации : мимику, пантомимику, жестикуляцию. Создают позитивное отношение к собственному телу и развивают способность управлять им. Развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации. Учат определять эмоциональное состояние и отражать его с помощью выразительных движений и речи. Воспитывают доверительные отношения друг другу. Развивают невербальное воображение, образное мышление.
Коммуникативные игры – это
Игры, обучающие взаимодействовать друг сдругом игры с простыми правилами, игры в парах, хороводные игры, игры с мячом
-Игры для развития и обмена эмоциями - игры-забавы.
-Игры, развивающие активный и пассивный словарь, умение слушать собеседника - пальчиковые игры
При использовании в работе с детьми коммуникативных игр, у детей формируются эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, сверстникам, взрослым, они приобретут знания, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе. Поэтому в группе надо ежедневно включать в учебно-воспитательный процесс коммуникативные игры.
Во время организованного образовательного процесса в подготовительную часть включаются несложные упражнения, которые помогают детям, настроится на работу в группе, установить контакт.
Например: - упражнение «Улыбка». Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку;
-упражнение «Обнимись и улыбнись». Дети стоят парами.
Туки-туки, здравствуй, лоб! (касаются лбами друг друга)
А теперь ладошки, хлоп! (соединяют ладошки с партнером)
Ушком к другу прикоснись, (касаются ушками)
Обнимись и улыбнись! (Обнимаются, улыбаются друг другу).
В режимных моментах применяются такие игры как:
- «Скажи Мишке добрые слова», для создания эмоционально-положительного настроя в группе;
- «Клубочек». Играя в игру «Клубочек» у детей развивается сплочённость, развиваются коммуникативные навыки, дети узнают больше информации друг о друге, учатся высказываться о себе и задавать вопросы друг другу.
Ход игры. Дети садятся в круг, ведущий - воспитатель, держа в руках клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, задает любой интересующий его вопрос участнику игры ( Например: «Как тебя зовут?», «Что ты любишь:», «Хочешь ли ты со мной дружить?», «Чего ты боишься?» и т. д., тот ловит клубочек, обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос, а затем задает свой следующему игроку. Таким образом, в конце клубочек возвращается ведущему.
Все видят нити, связывающие участников игры в одно целое, определяют, на что фигура похожа, многое узнают друг о друге, сплачиваются.
- «Вежливые слова» Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова:
- приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть);
-благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны);
- извинения (извините, простите, сожалею);
- прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Успешнее игра проходит в кругу, где все дети видят друг друга, где можно отследить, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, чтоб никто не был обделен вниманием и при этом необходимо учитывать личностные особенности каждого малыша.
- Руки знакомятся, руки ссорятся, руки мирятся
В этой игре развивается умение понимать другого человека и способность выражать свои чувства. Игра выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.
Дается задания: Закройте глаза, протяните руки навстречу друг другу, познакомьтесь руками, постарайтесь получше, узнать своего соседа, опустите руки;
снова вытяните руки вперёд, найдите руки соседа, ваши руки ссорятся, опустите руки;
ваши руки снова ищут друг друга, они хотят помириться, ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаётесь друзьями.
Очень хорошо в работе с детьми использовать такую форму, как пальчиковые игры. Широко использую пальчиковые игры без предметов в свободное время, на прогулках.
На занятиях в утренний отрезок времени, в играх стараться выполнять упражнения с предметами: пробками, счётными палочками, пуговицами, мячами-ёжиками и т. д. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т. д.)
Минутки покоя:
- посидим молча с закрытыми глазами;
- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;
- помечтаем под эту прекрасную музыку.
Использование коммуникативных игр в работе с детьми способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений в группе сверстников. Умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка, дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализоваться как личность.
Коммуникативные игры помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, сделать его более общительным повышают уверенность в себе.
Таким образом, можно сделать вывод, что коммуникативные игры для детей имеют мощный воспитательный и обучающий эффект.