Смирнова Лидия Ивановна
Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста посредством тематического макета экологической направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – ведущий вид деятельности дошкольного периода, главное содержание детской жизни. ФГОС дошкольного образования определяет игру как сквозной механизм развития ребенка, посредством которого реализуется содержание пяти образовательных областей и формирование социально-нормативных возрастных характеристик, таких как инициативность, самостоятельность, умение взаимодействовать и договариваться, способность учитывать интересы и чувства других, умение подчиняться разным правилам и социальным нормам. Играя, ребенок познает окружающий мир, приобретает новые знания, умения и навыки, учится осуществлять поиск, мыслить и творить.
Публикация «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста посредством тематического макета экологической направленности» размещена в разделах
- Макеты. Изготовление наглядных пособий для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2024
Большинство психологов утверждают, что игра ребенка ассоциативна, т. е. зависит от тех игрушек, которые попадают в его поле зрения. Поэтому и пе-дагогическое влияние взрослого на ее ход, прежде всего, состоит в предоставлении детям необходимого игрового материала. Особое место в обеспечении и поддержке игры отводится использованию макета.
Короткова Н. А. пишет: «Наблюдая за игрой детей с мелкими игрушками, можно заметить, что они всегда организуют с помощью предметного материала пространство действий персонажей в виде «возможного мира» — детально или лаконично в зависимости от личных предпочтений»
Что же такое «возможный мир»? Это не что иное, как макет, т. е. уменьшенный предметный образец пространства и объектов мира (реалистического или фантастического). Макеты условно делятся на два типа:
• Макеты-карты - большие плоскости с обозначенными на них местами для возможных объектов и несколькими ключевыми объектами – маркерами пространства. Так, на макете-карте «Улица города» цветом выделяются дороги, площадки для зданий. Территория дополняется несколькими соразмерными объектами (дома, гаражи, мост-эстакада).
• Ландшафтный макет-карта – это плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, река, которая дополняется несколькими свободно размещаемыми на ней мелкими маркерами – деревья, домик, изгородь).
Требования к макету :
Макет – фиксированная конструкция. Он должен быть устойчив, легко перемещаться с места на место, не бояться случайных сотрясений (в условиях большой группы детей это особенно важно, служить длительное время и в любой момент быть доступен дошкольникам для игры;
Самодельные макеты можно изготовить из тонкой фанеры, плотного картона, оклеенного цветной бумагой, линолеума и других подходящих материалов. При этом важно не забывать об эстетическом аспекте оформления;
Независимо от вида макета – напольный, настольный, подиумный (на специальных подставках, настенный (объекты на переднем плане, а изображения на заднем) – он должен быть удобным в обращении. Особый интерес для детей представляют макеты в специальных шкафах;
Наборы персонажей, аксессуаров к ним и сами макеты должны быть доступны дошкольникам для свободного выбора и игры. Хранить предметный материал лучше всего в пластмассовых лотках (корзинках, тогда дети сами смогут выбирать нужные элементы в соответствии с замыслом игры.
Макеты могут иметь разную тематику, но в процессе их реализации одновременно и параллельно решается несколько задач:
•повышение интереса к образовательной и игровой деятельности;
•закрепление и обобщение знаний детей по той или иной теме;
•учить детей обыгрывать сюжет, выполняя определенную роль в игре, взаимодействовать друг с другом;
•учить детей имитировать характерные действия персонажей и передавать их эмоциональное состояние;
•способствовать активизации словаря, развитию игрового диалога;
•развитие логического мышления, памяти, внимания, воображения, фантазии;
•развитие коммуникативных навыков;
•развитие общей и мелкой моторики рук.
Этапы работы по созданию макета :
1. Предварительная работа:
- обогащение личного опыта детей (беседы, рассматривание картин и иллюстраций, чтение художественной литературы, прогулки, экскурсии);
- подборка и сбор материала для создания макета.
2. Изготовление основы макета и наполнение его предметным материалом.
Работа педагогов с детьми на данном этапе включает элементы конструирования и художественно-изобразительного творчества в виде скульптурного моделирования из пластических материалов, формирование представлений о природных и культурных ландшафтах, искусстве архитектуры. В процессе создания макета каждый ребенок может выбирать наиболее привлекательный для него вид деятельности (конструирование, лепку и т. д.). НОД целесообразно сопровождать музыкой, художественным словом. Таким образом, создается особая эмоциональная атмосфера увлеченности, стимулирующая творческую активность детей. Неоценимую помощь в создании макетов оказывают родители воспитанников группы.
3 этап: Использование макетов в непосредственной образовательной деятельности, а также в процессе самостоятельной игровой деятельности детей.
Варианты игр с данными пособиями:
Речевые игры:
• «Составь рассказ». Цель: учить составлять рассказ о природной зоне, используя распространенные предложения.
• «Что лишнее?». Цель: развивать логическое мышление. Уметь обосновывать свой ответ.
• «Закончи предложение». Цель: Учить заканчивать предложения, подбирая слова противоположного значения.
• «Назови ласково». Цель: Учить подбирать слова, обозначающие названия животных, предметов в уменьшительно – ласкательной форме.
• «Узнай по описанию». Цель: Учить ориентироваться на окончание слов при согласовании имен прилагательных и существительных в роде.
• «Задумай слово». Цель: Конкретизировать представление детей о том или ином животном, учить называть его качества и действия.
• «Кого не стало». Цель: Учить правильно называть животных и их детенышей в единственном и множественном числах.
В жизни старших дошкольников большое место занимает новая форма сюжетной игры — режиссерская игра с мелкими игрушками, где ребенок развертывает события с персонажами-игрушками, отождествляя себя с ними или дистанцируясь от них, выполняя одну или несколько ролей. В этом виде игр дети переходят к развернутому планированию игровых событий. В речь дошкольников включаются описательные и повествовательные высказывания, оценка игровых образов и событий, что связано с развитием сюжетосложения. Оно основано на развертывании последовательности целостных игровых ситуаций. Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию. Режиссерские игры: «Деревенский дворик», «Подводное царство», «На лесной опушке», «На лугу», «На Северном полюсе», «Африканское приключение» и т. д. Цель: Способствовать творческому использованию в играх представлений об окружающей жизни. Формировать умения договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.
Вывод: ФГОС дошкольного образования определяет ключевые компетентности, которые должны быть сформированы у дошкольников. Следует отметить, что работа с макетами способствует в полной мере формированию у дошкольников таких компетенций, как:
Деятельностная компетентность : Проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и пр. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности, и, прежде всего в игре;
Социальная компетентность: ребенок владеет формами и видами игры, активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Коммуникативная компетентность: Различает условную и реальную ситуации, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру.
Здоровьесберегающая компетентность: У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, может контролировать свои движения и управлять ими; может соблюдать правила безопасного поведения.
Информационная компетентность: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, обладает начальными знаниями - из области живой и неживой природы.
Таким образом, игры с макетами способствуют развитию инициативы и волевого усилия у детей. Дошкольники совместно строят и творчески развивают сюжеты игр, общаются, сочиняют, фантазируют, комбинируют разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, прогнозируют ответное ролевое поведение, комментируют зоны действия. В играх с макетами дети одновременно выступают в роли режиссера, декоратора и актера, что положительно сказывается на развитии воображения, творческого мышления, способствует интеллектуальному развитию дошкольников.