галина буркина
Развитие двигательной сферы у дошкольников с нарушением речи в ходе коррекционно-воспитательной работы
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие двигательной сферы у дошкольников с нарушением речи в ходе коррекционно – воспитательной работы»
Воспитатель первой квалификационной
категории Буркина Галина Валерьевна
Никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде, дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития
Публикация «Развитие двигательной сферы у дошкольников с нарушением речи в ходе коррекционно-воспитательной работы» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных
Эти задачи решаются в тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности.
Двигательная активность способствует
- повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
- росту физической работоспособности;
- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем;
- появлению положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит: в ходе режимных моментов, в организованной и самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей.
Гимнастика проводится ежедневно до завтрака на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий)
Занятия по физической культуре являются основной формой обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Занятия проводятся не менее трех раз в неделю (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий:
• традиционное
• игровое
• сюжетное
• по интересам
• тематическое
Комплексное
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
С целью активизации двигательной деятельности детей во время прогулок рекомендую воспитателям использовать разные приемы:
- рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть
- лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;
- создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость;
- вариативность подвижных игр, приемов их усложнения
С 1 января 2014 года введен в действие федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. ФГОС ДО разработан на основе Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка. В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед ДОО поставлены целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Поэтому одним из направлений моей работы является организация совместной деятельности родителей и детей.
К этому направлению относятся физкультурные досуги, спортивные праздники с активным привлечением родителей. Например, физкультурный досуг ко «Дню матери»- «Весёлые старты с мамой», «Мама, папа, я –спортивная семья и другие.
Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста провожу праздники на воздухе
Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.
Большую роль в двигательном режиме играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога
В каждой группе оборудован спортивный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, и т. д., шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия, дорожка здоровья. Все группы оснащены выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и резиновые мячи, мешочки для метания на дальность).
Так же у детей подготовительной группы веду кружок «Топтыжка»На занятиях в котором, дети знакомятся с понятием плоскостопие и со способами его профилактики. Обучаю детей элементарному массажу стоп ног. Выполняем с детьми упражнения без предметов и с предметами для коррекции плоскостопия. Объясняю важность использования этих упражнений в повседневной жизни. Стараюсь воспитать в детях желание заботиться о своём организме.
В нашем ДОУ есть группы компенсирующей направленности (логопедические)
При подборе средств физического воспитания, работая с детьми с нарушениями речи, сталкиваюсь с рядом проблем, обусловленных тем, что у детей наблюдаются нарушения психической деятельности, в виде повышенной эмоциональной возбудимости и истощаемости нервной системы, неустойчивого внимания, быстрого умственного утомления, частой сменой настроения в виду наличия органического поражения головного мозга. Как правило, у таких детей имеются нарушения в развитии их двигательной сферы, в частности, плохая координация движений, снижение ловкости и скорости выполнения движений, нарушение последовательности элементов действия, замедленное формирование пространственно-временных представлений, трудности переключения и автоматизации. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
Детям с нарушениями речи требуется больше времени для перехода от возбужденного состояния организма и психики, вызванного высокой двигательной активностью, в оптимальное состояние для осуществления других видов деятельности, а также для организации и объяснения заданий.
При ходьбе и беге дети излишне напрягают мышцы тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках. Поэтому дети с нарушением речи долго не могут научиться прыгать на одной ноге, перепрыгивать с места на место на двух ногах и т. п. Прыжки вызывают у них чрезмерное напряжение и сосредоточенность.
В комплексах ОРУ использую упражнения, предложенные нейропсихологами. Они направлены на формирование пространственных представлений и кинетических процессов.
- Ребёнку предлагается ряд любых движений, например, поднять руки в стороны – вперёд – присесть - встать.
- Круговые движения мячом вокруг туловища во фронтальной плоскости (руки вверх – переложить мяч в левую руку; руки вниз и назад – переложить мяч в правую руку).
Эти движения необходимо запомнить и повторить, соблюдая правильную последовательность
Работая с детьми, убеждаюсь, что подвижные игры являются мощным инструментом не только для развития двигательной сферы детей с нарушением речи, но и оказывают влияние на развитие психических процессов: внимания, восприятия, обогащают сведения детей об окружающем мире, развивают мышление, сообразительность, морально-волевые качества. Через подвижную игру развивается большинство двигательных навыков. Эти навыки помогают научиться новым игровым приемам, а игра, в свою очередь, способствует освоению новых умений, то есть в этом процессе одно способствует развитию других механизмов. Так, например, всем знакомые игры со стихами, текстами: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Море» и др. способствуют развитию речи и моторики, развитию координации движений, одновременно помогают заучивать стихи, что в свою очередь тренирует память, также дети знакомятся с разными понятиями, обогащается лексический запас детей, развивается правильное звукопроизношение.
Во время игры дети охотно и с интересом выполняют то, что вне игры кажется неинтересным и трудным, поэтому в игре легче преодолеваются психические и эмоциональные проблемы.
При коррекции дефектов речи у дошкольников необходимо включать в работу максимальное количество анализаторов - слуховой, зрительный, кинестетический, рече-двигательный. В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаю задания для закрепления и активизации звуков. Ha автоматизацию в слогах, словах, небольших четверостишиях.
Совместная образовательная деятельность физическая культура осуществляется в тесном контакте с учителем - логопедом, который консультирует меня, на какие звуки следует подбирать речевой материал.
Эффективно использовать стихотворения-считалки на дифференциацию звуков. Они помогают формировать слоговую структуру слов, чёткость речи и закреплять материал по теме
Подвижные игры провожу в соответствии с лексическими темами. В основе игр на различные темы лежит всем известная Подвижная игра «Пекарь»
Например лексическая тема Фрукты, Овощи, Ягоды, Насекомые, Транспорт, Мебель. По каждой теме подобраны считалки.
Водящему выбранному по считалке задаё тся сюжет игры: На тему «Фрукты» дети пекут пирожки с фруктами, на тему «Насекомые» ловим насекомых сачком. По теме «Транспорт» отправляемся в гости к далеко живущей бабушке на различных видах транспорта, на тему «Ягоды» варим варенье, обязательно проговаривая из каких ягод какое варенье сварили и т. д.
Так же включаю в ОРУ комплексы в которых используется сочетание стихотворного текста с движением. (видео из презентации)
«Листья»
Листья осенние тихо кружатся Кружатся на цыпочках, руки в стороны.
Листья нам под ноги тихо ложатся Приседают
И под ногами шуршат, шелестят, Движения руками вправо-влево
Будто опять закружиться хотят Поднимаются, кружатся
«Дождик»
Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.
Капля два. Прыжок
Очень медленно сперва. 4 прыжка
А потом, потом, потом 8 прыжков
Все бегом, бегом, бегом.
Мы зонты свои раскрыли, Руки в стороны
От дождя себя укрыли Руки полукругом над головой
В качестве игр малой подвижности провожу игры на межполушарное взаимодействие:
Кулак – ребро – ладонь
Солдат
Ухо – нос
Благодаря тому, что работа ведётся комплексно, в детском саду существует система в организации воспитательно-образовательного процесса достигается положительная динамика.