Татьяна Григорова
«Речевое развитие дошкольников с нарушением речи». Самоанализ профессиональной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Самоанализ
профессиональной деятельности
учителя-логопеда МКДОУ Усть-Таркский детский сад «Колосок»
Григоровой Татьяны Анатольевны
Речевое развитие дошкольников с нарушением речи.
«Развитие ребенка в целом, а не только чистота его родной речи, далее, всё интеллектуальное развитие ребенка и, наконец, развитие характера, эмоциональное развитие – все это отражает непосредственное влияние речи».
Публикация «„Речевое развитие дошкольников с нарушением речи“, Самоанализ профессиональной деятельности» размещена в разделах
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самоанализ
- Темочки
Лев Семёнович Выготский
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определил целевые ориентиры, среди которых речь занимает одно из центральных мест, как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования воспитанник ДОУ хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостаточное развитие процессов звуко - буквенного анализа и синтеза. Установлено, что дошкольный возраст является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребёнка в звуковой действительности. Актуальность данной проблемы на сегодняшний день - формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи.
В своих исследованиях Л. Ф. Спирова пишет о том, что «дефекты
произношения оказывают влияние на формирование фонематического слуха,
неполноценное воспроизведение звука ведет к нечеткому восприятию его на
слух, к недостаточной дифференциации». Ведущие учёные (Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Г. А. Каше, Г. Е. Чиркина, И. К. Колпоковская, А. В. Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.
Главной целью своей педагогической деятельности считаю - разработать систему коррекционной работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей, выявить оптимальные для этого условия.
Для достижения этой цели решаю следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике и обосновать понятийный аппарат исследования.
2. Выявить условия эффективного формирования фонетико-фонематической системы речи у детей дошкольного возраста.
3. Разработать систему коррекционных мероприятий по развитию фонетико-фонематической стороны речи.
Целостность педагогического процесса осуществляю реализацией программ:
Основная образовательная программа МКДОУ Усть-Таркский детский сад «Колосок» - вариативная часть программы «Содержание коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения устной речи»https://dsad_kolos.ust.edu54.ru/cs_education.html
«Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (старшая группа детского сада) под редакцией Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
«Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» (7 год жизни) под редакцией Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина.
Используя собственный практический опыт, разработала Программупо коррекции звукопроизношения у детей 5-7 летhttps://dsad_kolos.ust.edu54.ru/p69aa1.html
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребенка дошкольного возраста с речевой патологией.
Для реализации коррекционной работы в ДОУ создан логопедический кабинет, для которого выделено специальное помещение для проведения индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми, консультаций для воспитателей, специалистов и родителей.
Всё пространство разделено на зоны:
1. Пространственно-организующим элементом первой зоны служит настенное зеркало, перед которым проводится значительная часть занятий по постановке звуков и их первичной автоматизации. В необходимом количестве имеются индивидуальные ватные палочки, одноразовые носовые платочки, картинки-символы для выполнения артикуляционных упражнений и диагностического обследования.
2. Вторая зона кабинета предназначена для проведения подгрупповых занятий с детьми. В необходимом количестве имеются книжки-раскраски, цветные карандаши, а также наглядные пособия и игры, которые используются по мере необходимости во время занятий (в зависимости от поставленной цели). Весь материал систематизирован, сгруппирован по темам, направлениям работы. В логопункте имеются следующие наглядные пособия и игры:
- для формирования фонематического восприятия и навыков звуковогоанализа: звуковые линейки, фишки, «Логопедическое лото» и др.
- для формирования правильного звукопроизношения: «Лото-мозаика»,
«Ёлочка», «Паровозик», «Рыбалка», «Ёжик», «Логопедическая ромашка».
- для развития мелкой моторики : «Собери бусы», «Шнурочки», «Дорожка», «Обведи узор», и др.
3. Третья зона – рабочее место логопеда. (Приложение 1)
С целью выявления детей, имеющих нарушения в речи и зачисления их на логопункт, с 1сентября по 15 сентября провожу диагностического обследования речи дошкольников, используя «Альбом для логопеда», разработанный И. Б. Иншаковой и методику «Логопедическое обследование детей», разработанную О. Е Громовой, Г. М. Соломатовой. Получив результат, сразу вычленяю как наиболее сформированные, так и наиболее неблагополучные компоненты речевой системы. На всех логопатов оформляю речевые карты. (Приложение 2). Основываясь на этом, разрабатываю индивидуальный план коррекционной работы для каждого ребенка. Представленные данные позволяют оценить масштаб необходимой логопедической помощи детям в нашем детском саду в течение учебного года.
Система коррекционной работы по формированию фонетико-фонематической стороны речи у детей представлена в таблице «Виды коррекционной работы по развитию фонематических процессов» (Приложение 3)
Работая с детьми – логопатами, большое внимание уделяю проведению логопедических подгрупповых и индивидуальных занятий, которые провожу согласно расписанию, утверждённому заведующей ДОУ. Для подгрупповых занятий объединяю детей одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительность 20-30 минут. Частоту проведения индивидуальных занятий определяю характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизиологическими особенностями детей. Стараюсь жить с детьми одной жизнью, заинтересовать их, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произношению слова, для этого использую разнообразные формы и приемы обучения: занятия-игры: «Волшебные кубики», «Чудо дерево», «Что напутал Незнайка», занятия-путешествия: «Путешествие по стране Правильной Речи», «Космическое путешествие с Лунтиком», логопедические досуги "Как хорошо уметь играть", логопедические КВНы: «Праздник правильной речи», «Чему мы научились», занятия-развлечения, логопедические праздники: «Путешествие в страну «Логландию», физкультурно-речевые и музыкально-речевые занятия. (Приложение 4) К каждому виду занятий подобраны упражнения, задания, сюжеты, сюрпризные моменты, необычные приемы подачи материала, продумана оптимальная смена деятельности. Все это делало занятия интересными, увлекательными. Очень часто в структуру занятий включаю показ мультимедийных презентаций, которые развивают речевую активность, внимание, абстрактно-логическое мышление.
Целенаправленно работаю над проблемой внедрения комплексно-игрового метода в процесс коррекционного обучения. Убеждена, что учебно-игровая ситуация создает максимально благоприятные условия для развития детей и решения задач коррекционной направленности. С этой целью изготовила и успешно апробировала наглядно-дидактические пособия, игры, демонстрационные и индивидуальные материалы:
Дидактическая игра «Логопедические бусы» - способствует развитию фонематического восприятия, формирует навык звукобуквенного анализа, развивает мелкую моторику.
«Световое табло» - способствует дифференциации звуков, создает дополнительную стимуляцию игровой и речевой активности.
«Поезд» - содействует обогащению словаря, грамматического строя речи, развивает тонкую моторику и координацию движений.
«Аквариум» - направлен на формирование звукопроизношения, формирование предложно-падежных конструкций, развитие словаря.
«Сказочное путешествие» - настольно-дидактическая игра, направленная на автоматизацию и дифференциацию звуков. (Приложение 5)
Поскольку время коррекционных занятий с детьми в детском саду строго лимитировано, а логопедические занятия не могут включать всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь с участниками образовательного процесса: воспитателями, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре, психологом, очень для меня важна.
Взаимосвязь в работе с воспитателями групп способствует закреплению сформированных мной первичных речевых навыков у детей. Рекомендую проводить в утренние и вечерние часы комплексы артикуляционных и пальчиковых упражнений и включать в индивидуальную работу чтение стихов и загадок, выделение из текста слов с заданным звуком, звукобуквенный анализ двух-трёх слов, придумывание чистоговорок – небылиц, чистоговорок – «смешинок».
Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна взаимосвязь с музыкальным руководителем. Совместно проводим работу по развитию мелкой моторики рук, логоритмику, музыкально-речевые игры на активизацию внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировку в пространстве, что благоприятно влияет на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией.
Хочу отметить, что участвую в подборе и отработке речевого материала для праздников и развлечений, учитывая индивидуальные возможности детей.
С воспитателем по физической культуре развиваем двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствуем моторные навыки, формируем игровые навыки. При планировании занятий инструктор по физической культуре учитывает состояние общей моторики детей, зачисленных на логопедический пункт.
При составлении индивидуальных перспективных планов учитываю результаты диагностики, проводимые педагогом – психологом. Совместно с ним строю дальнейшую коррекционную работу по развитию высших психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления). При проведении занятий педагог – психолог учитывает этапы проводимой с ребенком логопедической работы.
Совместная работа специалистов обуславливает повышение уровня коррекционной работы. От нашего тесного сотрудничества зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе.
Таким образом, проводимая на протяжении ряда лет коррекционная работа способствует:
• формированию основных компонентов фонетической стороны речи,
• фонематического восприятия,
• преодолению нарушений слоговой структуры слова,
• формированию дифференцированной общей и тонкой моторики,
• развитию артикуляционного праксиса.
И тем самым является основой для обеспечения одинаковых стартовых возможностей дошкольников, их дальнейшего успешного обучения в школе.
(Результаты диагностики 2013-2016 учебных годов). (Приложение 6)
Наибольшей эффективности в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, добиваюсь только при тесном взаимодействие с родителями воспитанников. Регулярно обновляю информацию в «Родительском уголке», стараюсь выставлять для родителей тематические папки для ознакомления дома, например, «Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста», «Компьютерные игры по развитию речи и подготовке к обучению грамоте: аннотации и отзывы». На родительских собраниях несколько раз в году освещаю следующие темы:
Результаты логопедического обследования детей. Направления коррекционной работы.
«Ребенок не читает: не хочет или не может?» - рекомендации родителям по организации процесса обучения чтению в домашних условиях.
Итоги логопедической работы за учебный год. Рекомендации на летний период (старшая группа).
Многолетний опыт работы в детском саду показывает, что только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами коррекционного процесса, моими помощниками в полноценном формировании речи дошкольника.
Организовала кружок для родителей «Речецветик». Заседание которого проходит 1 раз в 2 месяца. Приглашаю родителей на тематические консультации и на выставки методической литературы и дидактических игр, приуроченные к ним, а также решаем проблемы по мере их поступления. Родители оказывают посильную помощь в преобразовании предметно-пространственной среды логопедического кабинета. С подручного материала ими были изготовлены макеты: «Дикие животные», «Транспорт», «Мебель» и др. (Приложение 7)
Уровень своей профессиональной деятельности повышала с 2011г. по 2013г. проходила профессиональную переподготовку в ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» по программе логопедия, также прошла стажировку в МБДОУ г. Новосибирска «Центр развития ребенка-детский сад № 494». В 2014году прошла курсы повышения квалификации в ГБОУ НСО ОЦДК по теме «Психолого-педагогические аспекты организации образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» ,72 часа. Участвовала в методической работе ДОУ, обмениваюсь опытом своей профессиональной деятельности с коллегами на педсоветах «Как относиться к речевым ошибкам детей», «Влияние театрализованной игры на развитие речи и мелкой моторики пальцев рук». Провела мастер - класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике». Освещала вопрос «Коррекционная работа с нарушением речи у детей дошкольного возраста» на районном методическом объединении. Свой опыт нарабатывала постепенно, и сейчас обогащаю его, используя знания, полученные на курсах повышения квалификации, через самообразование : Тема: «Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте через использование коррекционно-развивающих игр и наглядного материала», перенимая опыт коллег на педсоветах, методических часах. Стараюсь не отставать во времени. Выхожу на сайты журналов и газет, знакомлюсь с новыми программами. Работаю с разнообразными источниками информации (книги, электронные пособия, веб - сайты).
Награждена:
• почетной грамотой Главы Усть-Таркского района Новосибирской области;
• Благодарность Министерства Образования, Науки и Инновационной Политики Новосибирской Области
Являюсь участником всероссийских. Международных интернет конкурсов:
• Диплом победителя (1 место) Всероссийского конкурса «Умната»
Блиц-олимпиада: «Нарушение звукопроизношения у детей.
Логопедическая коррекция»
• Диплом победителя (1 место) Всероссийского конкурса «Умната»
Блиц-олимпиада: «Диагностика речевых нарушений»
• Диплом победителя (1 место) Всероссийского конкурса «Умната»
Блиц-олимпиада: «Логоритмика: речь, музыка, движение»
• Диплом победителя (3 место) Международной Олимпиады «МИОП Лидер» в номинации: «Олимпиадная работа для педагогов»
Название работы: «Тест на соответствие занимаемой должности»
• Диплом дипломанта Международного творческого конкурса для детей и педагогов «Интербриг» в номинации «Фотография и видео» с работой «Что приготовим?»
• Диплом победителя (1 место) Всероссийской олимпиады для педагогов «ПедСтарт» онлайн-олимпиада: в номинации: «Профессиональные компетенции педагогических работников дошкольного образования»
• Диплом победителя (2 место) Всероссийского конкурса «Педагогические инновации» в номинации «Обобщение педагогического опыта по ФГОС» с работой «Внедрение ФГОС в дошкольное образование»
• Свидетельство о публикации авторского материала «Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?» на странице всероссийского сайта для педагогов: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=913
• Свидетельство о публикации авторского материала «Взаимосвязь работы семьи и логопеда» на странице образовательного портала «Учсовет» :https://uchsovet.ru/publikacii/doo/5442.
Перспективы моей работы: продолжить работу по совершенствованию фонематических процессов, совершенствовать просодические характеристики речи, используя различные формы работы по развитию у детей интонационной выразительности, изучить новинки методической литературы, планирую осуществление проекта по теме: «Синквейн в работе учителя-логопеда по развитию речи дошкольников».
«Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя» Ф. А Сохин.