Людмила Будкина
Анализ коррекционно — воспитательной работы за год
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ коррекционно — воспитательной работы за год
Группа была сформирована из учащихся 9, 11 классов школы-интерната в соответствии с приказом директора. С начала учебного года в группу зачислено семь воспитанников в возрасте 16-17 лет, из них – три мальчика и четыре девочки. Все дети со сложной структурой дефекта (специфические особенности моторно–двигательного, психо–эмоционального, социально–личностного развития). Поэтому своё педагогическое воздействие проводила, руководствуясь рекомендациями специалистов ПМПК и результатами проводимой мной диагностики. Воспитательная работа велась по семи направлениям (основы гражданского самосознания, основы социализации и общения, творческое развитие художественно-эстетическое воспитание, охрана здоровья и физическое развитие, основы профессионального самоопределения и трудовое воспитание, нравственное воспитание) и имела своё специфическое содержание, обусловленное особенностями подросткового возраста.
Публикация «Анализ коррекционно — воспитательной работы за год» размещена в разделах
Основным ориентиром стала работа по укреплению здоровья детей и работа по профессиональному самоопределению во всей её полноте.
С целью формирования творческой, стремящейся к сохранению физического и нравственного здоровья личности учащихся мной была разработана программа развития и воспитания «ЗОЖ», направленная именно на практическое применение полученных знаний подростками. Работа велась по таким составляющим ЗОЖ – безопасное поведение подростков в быту, на улице; борьба с вредными привычками; режим дня; личная гигиена; правильное питание; закаливание организма; достаточная двигательная активность - направленных на здоровую социализацию подростка.
Большой интерес дети проявили к таким занятиям-практикумам: «Твои действия при пожаре», «Полезные привычки», «Сервировка стола, оформление блюд»; принимали участие в тренингах: «Алкогольное безумие», «Курение: иллюзии и реальность»; успешно занимались КТД (выпуск буклетов, листовок, стенгазеты); активно участвовали в спортивно-развлекательных мероприятиях («Спортивный калейдоскоп», «Мы – защитники», физкультурных занятиях «На лыжню».
Деятельность по данной программе способствовала решению поставленных мною задач по направлению – охрана здоровья и физическое развитие.
При планировании работы по направлению «Основы профессионального самоопределения и трудового воспитания» мной были поставлены следующие задачи: помочь воспитанникам в профессиональном самоопределении, развивать способности конструировать возможные варианты будущего, осмысление необходимости трудовой деятельности. Работу вела по проекту «На пороге взрослой жизни», в рамках которого мной были проведены часы общения: «Каждый труд у нас в почёте», «Хочу, могу, умею», «Профессию, которую я выбираю», «Я в будущем.»; познавательные экскурсии: «Сезонный труд людей», «Мебельный цех», «На хлебозаводе», ««Работа почтальона», «Швейное ателье», «Профессия строитель», «Центр занятости населения» - на которых дети познакомились с мастерами своего дела, узнали от них много нового и интересного. Все воспитанники с увлечением принимали участие в сюжетно-ролевых играх: «Город мастеров», «В магазине», «Спасатель».
Существенную роль в решении коррекционных и воспитательных задач я отводила трудовому воспитанию. Все трудовые дела проводились через общественно – полезную работу. Основным направлением в этой работе является самообслуживание; бытовой труд (дети ухаживали за своей одеждой; поддерживали порядок и чистоту в классных, спальных комнатах; дежурили по школе, столовой; участвовали в субботниках по благоустройству и уборке территории школы). Все воспитанники группы активно откликались на моё привлечение их к изготовлению учебно-наглядных пособий, гербариев, кормушек для птиц; ребята оказывали помощь в изготовлении и оформлении стендов; проводили ремонт инвентаря, книг, ухаживали за овощными культурами: производили полив, прополку растений.
Важнейшей составной частью воспитательного процесса считаю формирование основ гражданского самосознания, что имеет огромное значение в социально-гражданском и духовно-нравственном развитии личности воспитанника. Работу по данному направлению вела по системе: дом – школа – город – страна. С целью развития достоинства личности, чувства ответственности за могущество нашей страны, её честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества провела ряд мероприятий: развивающие занятия («Родительский дом», «Традиции моей семьи», «Мои права и обязанности в школе», «Мой отчий край ни в чём не повторим», «Сурский край – история, памятники, люди», «Я гражданин России»,«Подросток и закон», «Проступок. Правонарушение. Преступление» и др., запланированная экскурсия в Краеведческий музей г. Н. Ломова, походы, прогулки, экскурсии по городу («Я люблю тебя мой край родной», «Это мой город», «Улицы родного города», встречи с представителями закона: инспектором ПДН Якуниной Л. В. («Мои права и обязанности», «О вредных привычках», регулярное проведение весенних, осенних кроссов, соревнований по зимним видам спорта «Вместе на лыжню», участие в районных спартакиадах (где ребята не только узнавали о выдающихся достижениях своих земляков, но и показывали свою силу духа, сноровку, закалку). Особое внимание уделяла воспитанию у детей чувства гордости и ответственности за героическое прошлое России. Проведены коррекционно – развивающие занятия: «Россия в годы Первой мировой войны», «Живая память», «70 лет Победе»; чтение литературы: «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, М. Кошевая «Подвиг сына», стихи о войне. Воспитанники моей группы систематически участвовали в школьных, городских, районных и областных фотоконкурсах («Из прошлого в будущее», конкурсах по изобразительному искусству на военную тематику («У войны не женское лицо»).
При работе по направлению «Основы социализации и общения» ставила такие задачи: формирование и отработка модели общепринятого поведения с позиции индивидуальных особенностей каждого ребёнка; формирование у воспитанников умений и навыков коммуникативного поведения; развитие умения ориентироваться в различных жизненных ситуациях. Для их реализации в своей работе использовала разнообразные формы и методы коррекционной работы : развивающие занятия, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, занятия-дискуссии, викторины, целевые прогулки. Особое внимание в работе с детьми уделяла обучению и воспитанию основам обеспечения безопасности и жизнедеятельности. Провела цикл занятий по ПДД, по правилам пожарной безопасности, по оказании первой помощи при ожогах, переохлаждении, солнечном ударе, отравлении.
Добиться положительных результатов по направлению «Творческое развитие» помогли такие занятия: заочные занятия-путешествия по картинной галереи русских художников, занятия-музотерапии, познавательные занятия: «В мире искусства», «Моя страна глазами художников», «Птицы – это тайна и красота. Птицы – это песнь и полёт», «Красота внешнего облика», «Так прекрасна она – и тонка, и стройна». Развивая самостоятельность в творческой деятельности, проводила занятия по изобразительной деятельности, конструированию, работе с природным материалом, оригами, выполнение различных видов аппликаций. Воспитанники моей группы принимали активное участие в конкурсах детского рисунка, поделок школьного, районного и областного значения.
Одной их форм организации учебного процесса в группе являлась самоподготовка, основной целью которой было формирование навыков самостоятельного учебного труда. При проведении самоподготовки применяла различные методы - индивидуальная работа : Меркульева Т., Кулапина М., Подтынный С. (индивидуальные памятки, нацеливающие ребёнка на цепочку последовательных действий, роль консультанта (привлекала к работе тех учеников, которые первыми справились с работой - что стимулировало к старательному выполнению задания, чтобы заслужить роль консультанта, коллективное чтение, товарищеская взаимопомощь, самоконтроль, взаимоконтроль, работа в группах переменного состава, поощрение, – что позволяло разнообразить ход самоподготовки, способствовало развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы, что служило средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.
Всю работу по воспитанию детей вела в непосредственной связи с классными руководителями, психологом, дефектологами, логопедами школы и социальным педагогом. Использовала их рекомендации в работе с учащимися. Совместно с этими специалистами вела «Дневник психолого-педагогических наблюдений». Для успешной воспитательской работы поддерживала тесный контакт с родителями учащихся. Были проведены такие индивидуальные часы общения: «Поведение ребёнка в школе и дома», «Борьба с вредными привычками» - родители Скорова Михаила, Чудаков М. А. ; «Общение в коллективе» - Перетрухина Ольга Ивановна; «Гигиена подростка», «Права и обязанности ребёнка дома» - Кулапин В. П.
Результативность моей деятельности характеризуется положительной динамикой развития коммуникативных навыков, самостоятельностью, ответственностью воспитанников. Работа по профессиональному самоопределению учащихся дала свои результаты: воспитанники группы Акимова О., Подтынный С., Кулапина М. решили продолжить своё дальнейшее образование для приобретения таких профессий: повар, каменщик, швея-мотористка, кулинар.
Применение мной передовых педагогических технологий в воспитании детей дали позитивные результаты: повысилась учебная мотивация, в целом наблюдается положительная динамика в состоянии здоровья воспитанников, сформированности навыков безопасного поведения в различных критических ситуациях. Показатель воспитанности – 88,2%, уровень освоения образовательного стандарта – 100%. Поставленные задачи воспитательной деятельности на 2014-2015 г. г., в основном, считаю достигнутыми.
Слабым звеном в процессе воспитательной работы было : невысокий процент посещаемости воспитанниками кружковых занятий; проведена недостаточная работа по личностному развитию детей (наблюдались вспышки агрессивного поведения, низкий уровень самоконтроля - Скоров М., слабая заинтересованность семьи в успехах ребенка.
Исходя из этого, в воспитательной работе на 2015-2016 учебный год планирую следующие цели и задачи:
Цель: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.
Задачи: - охрана и укрепление здоровья воспитанников;
- продолжить работу по профессиональному самоопределению подростков;
- разработать методы профилактики и коррекции асоциального поведения (учить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов);
- активное вовлечение детей в кружковую деятельность;
- повышение активности родителей через различные формы взаимодействия семьи и школы.