Алёна Ашихмина
Формирование просодики у детей с нарушениями речи через развитие двигательной сферы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование просодики у детей с нарушениями речи
через развитие двигательной сферы
Ашихмина Алёна Александровна
учитель-логопед муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №2 п. Усть-Камчатск», п. Усть-Камчатск Усть-Камчатского муниципального района
alena.ashikhmina.80@mail.ru
Аннотация
Публикация «Формирование просодики у детей с нарушениями речи через развитие двигательной сферы» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Данная статья посвящена оптимизации коррекционно-развивающего обучения путём внедрения в логопедическую практику нестандартных приёмов и методов работы.
Ключевые слова: просодическая сторона речи, коррекционно-развивающая практика, творческие методы, музыкально-ритмическое направление.
Действительно, новое поколение детей, современные стандарты общего и специального образования требуют от нас, участников образовательного процесса, поиска новых оригинальных, нешаблонных решений, творческих приёмов работы. Они позволяют создать специальные условия не только для обучения, но главным образом для успешной социальной адаптации детей, так как эффективность образования включает не только уровень обученности ребёнка, но и его успешную социализацию.
Актуальность проблемы формирования просодики у детей с нарушениями речи через развитие двигательной сферы, с одной стороны, заключается в том, что в настоящее время ряд факторов влияет на рост числа детей с ранним резидуально-органическим поражением головного мозга. Данная патология включает в себя как существенные отклонения в развитии моторной, двигательно-координационной, эмоционально-волевой сфер, так и нарушение всех компонентов речевой деятельности, в том числе и расстройства просодического компонента речевой функциональной системы. Зачастую, именно нарушения просодики в структуре речевого дефекта выходят на первый план и существенным образом влияют на полноценное развитие ребёнка. С другой стороны, актуальна данная проблема ещё потому, что на сегодняшний день в специализированной литературе не представлено единой (отдельной) методики по формированию просодической стороны речи. Соответственно возникает огромное поле деятельности для учителя-логопеда, поскольку формирование просодики у детей с нарушениями речи является неотъемлемым разделом в логопедической практике.
Формирование просодической стороны речи у детей с нарушениями речи через развитие двигательной сферы… Просодика… Так что же это за структура в речевой функциональной системе?
Термин просодия (просодика, просодическая сторона речи) использовался ещё в Древней Греции – «prosodia». Он обозначал - припев, ударение.
В современной логопедии просодия является одной из составляющей фонетической стороны речи. Представляет собой сложный комплекс элементов, включающий мелодику, темп, ритм, речевое дыхание, интонацию, различные параметры голоса: силу, высоту, тембр, полётность и модуляцию.
О значении данного аспекта речи высказывали своё мнение многие исследователи. Так, например, В. И. Гиляровский писал, что просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют активированию коры головного мозга.
В трудах Е. С. Алмазовой, В. А. Артёмова, Н. И. Жинкина, А. Р. Лурия подчёркивается значение интонации для передачи смысловой и эмоциональной нагрузки высказывания. [1, с. 22].
Компоненты просодической стороны речи образуют так называемую звуковую оболочку звучания речи, её воплощение во внешнем мире, воплощение смысла речи. Все компоненты взаимосвязаны между собой и образуют единое целое.
Существуют разного рода нарушения просодии. Данные нарушения характеризуются расстройством дыхательной и голосовой функций, нарушением темпа, ритма, интонационного оформления речи, неправильным ударением, расстановкой пауз. Зачастую у детей с церебро-органической патологией речь монотонная, нечёткая, смазанная, недостаточная интонированная, неэмоциональная, с изменённой ритмической структурой. Данные расстройства оказывают весьма существенное влияние на эмоциональную выразительность и семантическую структуру речи детей, немаловажное влияние оказывают на их нервно-психическое состояние. Это и понятно, если учесть то значение, которое имеет просодический компонент в процессе общения. В свою очередь вышеуказанные проблемы вызывают трудности коммуникации с окружающими, а в дальнейшем ведут к возникновению у детей закомплексованности, мешая им учиться и в полной мере раскрывать свои природные способности. Основная цель в работе с такими детьми – сформировать их речь яркой, выразительной, эмоциональной.
Исходя из того факта, что моторное развитие ребёнка протекает в тесной связи с его речевым развитием, коррекционная работа по формированию просодической стороны речи должна осуществляться параллельно с развитием его двигательной сферы. Тем самым обеспечивается интеграция речевого, физического и соматического развития. При этом можно использовать как общепринятые, традиционные методы, так и нетрадиционные (творческие).
Как уже упоминалось ранее, в настоящее время нет единой методики по формированию просодической стороны речи. Из существующего разнообразия приёмов по развитию просодической стороны речи детей с речевыми нарушениями можно выделить представленные в методиках Г. В. Бабиной, А. В. Лопатиной, Н. В. Серебряковой, в комплексном ортофоническом методе Е. С. Алмазовой, в методике О. А. Безруковой, О. Н. Каленковой, в методике Т. А. Сорокиной и др. [4, с. 7]. Работа по формированию просодической стороны речи должна осуществляться через развитие отдельных её компонентов.
Развитие просодической стороны речи у детей с церебро-органической патологией необходимо производить в двух направлениях:
I Развитие восприятия просодических компонентов речи (слухового внимания, речевого слуха, темпа, ритма, тембра, интонации, логического ударения, изменения модуляций высоты, силы голоса).
II Развитие воспроизведения просодических компонентов речи :
Цель – формирование базовых компонентов просодики.
Применение нетрадиционных (творческих) методов в коррекционно-развивающем обучении улучшает память и внимание, повышает работоспособность, нормализует состояние нервной системы.
К таким творческим методам в коррекционно-развивающей практике можно отнести использование музыкального направления.
Музыкально-ритмическое направление входило в зону интересов исследователей Н. А. Александровой, В. А. Гиляровского, Н. А. Власова, Н. А. Рау, Е. Ф. Рау, З. Е. Пунина, В. А. Гринер и др. [12, с. 135].
Целебное воздействие музыки на человека известно с древних времён. На протяжении веков она сопровождает человека, с первых дней жизни в звуках колыбельной матери, и до конца его жизни. Использование музыкальных видов деятельности чрезвычайно широко. Это и вокалотерапия – через пение; это и кинезитерапия через движения, включая танцетерапию, это и логоритмика, наконец интегративная музыкотерапия (один из наиболее перспективных видов арт-терапии, объединяющих в себе воздействие музыки с другими видами творчества) – способствуют всестороннему развитию ребёнка. И обладают обширным инструментарием, позволяющим успешно проводить коррекционно-развивающую работу.
Обобщение опыта исследователей по данной проблеме, позволило мне разработать комплекс собственных приёмов по формированию просодической стороны речи у детей с нарушениями речи через развитие двигательной сферы.
Один из приё мов был назван так: «Движение в ритме речи».
Да, именно движения в ритме речи. Ведь, звуки, фразы повторять монотонно скучно, неинтересно. Поэтому на занятиях я активно использую музыку разных направлений и стилей, сочетаю движения с проговариванием и самое главное «добавляю» яркие эмоции. Таким образом, коррекционно-развивающие упражнения вызывают у ребят улыбку и запоминаются гораздо быстрее.
Следующий, излюбленный приём в работе по формированию просодической стороны речи был назван : «Запоминание в стиле рэпа».
Да, именно запоминание в стиле РЭПА. Многие могут задать вопрос : «Почему именно это музыкальное направление?» РЭП – это музыкальное направление, главной отличительной чертой является быстрое начитывание текста на музыку в жанре хип-хоп. Да, конечно, этот стиль близок детям! Но не только поэтому! А главное потому, что техника речитатива (вокальная музыкальная форма, род певучего разговора) напрямую способствует развитию просодики через определённые ритмические повторения, через интересный звук, темп. Никто из ребят не только не стесняется двигаться и читать тексты в стиле рэпа, но и раскрываются порой самым неожиданным образом, превращаясь на несколько мгновений в искусных рэперов. Использование данного приёма - является своего рода «изюминкой» моих логопедических занятий.
Использование в работе творческих приёмов, импровизации – это не релаксация, не развлечение. По-моему мнению, творчество должно быть базой, основой, на которой должен выстраиваться весь коррекционно-развивающий процесс. Самовыражение через творчество позволяет детям забывать о своих недостатках, с удовольствием выполнять упражнения и как следствие достигать хороших результатов в развитии и коррекции речевых и двигательных нарушений, но самое главное - создаёт предпосылки для формирования полноценной и гармоничной личности.
Список литературы
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. М. : Просвещение,1973 – 151 с. с ил.
2. Артёмова Е. Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография. – М., МГГУ им. М. А. Шолохова, 2008 – 123с.
3. Архипова Е. Ф. Стёптая дизартрия у детей : учебное пособие – М. : АСТ: Астрель, 2006.
4. Бабина Г. В., Идес Р. Е. Лингвистические и психолингвистические аспекты организации работы над произносительной стороной речи у детей с дизартрией. /М., 1989г.
5. Бабушкина Р. Л., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. Методика работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи Под ред. Г. А. Волковой. СПб. : КАРО, 2005.
6. Брызгунова Е. А. Звуки и интонации русской речи – М. : Прогресс, 1969. – 278с.
7. Власова Т. М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика: Пособие для учителя. – М. – Гуманит. Изд. Цент «Владос», 2002 – 272с.
8. Гуськова А. А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для логопедов. М. : ТЦ Сфера, 2014. – 64с.
9. Жинкин Н. И. механизмы речи – М. : 1958.
10. ЖуковаН. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи. Екатеринбург: изд-во АРДЛТД, 1998 – 320с.
11. Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стёртой дизартрией. //ж. «Логопедия» «1» - 2004.
12. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика – М. : Изд. Центр «Академия», 2002 – 224с.
13. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение – М. : «Гном – Пресс», 1999 – 80с.
14. Материалы с сайта https://festival.1september.ru/articles/624311/ (Использование логопедической ритмики в коррекции ОНР)