Надежда Дмитриевна Ковалева
Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством двигательной деятельности с мячом. Опыт работы.
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что родители, приводя ребенка в детский сад, желают, чтобы он прежде всего был здоров и счастлив. Что же такое здоровье?
Здоровье - это состояние организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции. Здоровье позиционируется также не только с отсутствием болезней и физических дефектов, а с состоянием полного физического, душевного и социального благополучия.
Публикация «Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников посредством двигательной деятельности с мячом, Опыт работы,» размещена в разделах
- Мяч, мячик
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Сегодня конкурентно способный человек - это человек не только интеллектуально развитый, способный решать сложные задачи современного мира, но и человек успешно адаптированный в обществе, умеющий выстраивать межличностные отношения, имеющий навыки конструктивного общения. Поэтому включение дошкольников в систему социальных отношений посредством двигательной деятельности с учетом интеграции образовательных областей «Физическое развитие» и «Социально-коммуникативное развитие» - это одно из главных решений задач по формированию установок на сохранение и укрепление здоровья. На необходимость интеграций образовательных областей в настоящее время указывает и ФГОС дошкольного образования. Это происходит через решение следующих задач в системе физического развития детей нашего дошкольного отделения :
- усвоение элементарных норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
- формирование способностей к организации собственной деятельности,
становлению самостоятельности, целенаправленности;
- развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, развитие творческих способностей;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
- формирование установок на сохранение и укрепление здоровья.
Дошкольный возраст – это начало взаимоотношений. Общению ребенок может обучиться только взаимодействуя с другими людьми, сначала с взрослыми, а затем и сверстниками. Двигательная деятельность с мячом обладает огромным потенциалом в решении этого вопроса. Работа по формированию социально-коммуникативных навыков посредством двигательной деятельности в образовательной области «Физическое развитие» в нашем дошкольном учреждении строится поэтапно. Рассмотрим это на примере работы с мячом.
Первый начальный этап:
На начальном этапе необходимо, прежде всего, создать благоприятную и доверительную атмосферу, наладить контакт между детьми и взрослыми (инструктором физкультуры, воспитателями, предоставить детям разнообразную базу двигательных движений с мячом, что бы они могли использовать ее для своего непосредственного общения.
1. Сложность состоит в том, что на этом этапе ребенок не может еще толком рассказать, сформулировать или объяснить то, что его волнует и беспокоит. Поэтому у детей могут возникать такие проявления, как отказ от предложенного действия, обидчивость, страх. Приоритетностью в таком случае всегда выступает доверие к взрослому, который занимается двигательной деятельностью с детьми. Не малую роль на этом этапе играет и заинтересованность самого ребенка в новых движениях, и его желание их выполнять. «Мостиком» для доверительных отношений с дошкольниками на этом этапе является использование мяча в выполнении игровых упражнений, ну и, конечно, внедрение несложных игр с мячом, которые вызывают у детей эмоционально положительный настрой и снимают внутреннее напряжение. Как правило, даже те дети, которые плохо адаптированы и боятся проявить по какой-либо причине свои возможности в двигательной деятельности или в общении, в игре непринужденно включаются в действие и начинают заниматься. Взрослый, во время, контактируя с детьми, может направить игру в нужное русло.
2. На этом этапе привлекают внимание детей подвижные игры с мячом малой и средней подвижности, игры приветствия, игры забавы, хороводные игры, игры на развитие мелкой моторики, игры с прикосновениями, поглаживаниями. В общем, здесь надо действовать по принципу: «Играйте на здоровье! Чем больше – тем лучше!». Например: «Колобок, колобок, у тебя горячий бок!», «Комплимент (передача мяча с комплиментами)», «Эй, дружок, повернись, передай и улыбнись!», «Мы идем, идем, идем», «Ниточка и иголочка» (забрасывание или прокатывание мяча в обруч – продевание ниточки в игольное ушко, «Мышки –шалунишки» (выбрасывание мячей из корзинок, «Космос» (катание мячей с помощью обручей) и другие.
3. На начальном этапе дети учатся общению в процессе выполнения ОРУ с мячом по показу взрослого и в процессе выполнения физических упражнений в партнерстве со взрослым. Для налаживания доверительных контактов с детьми очень важны необычность, яркие элементы одежды, яркий инвентарь, яркая эмоциональная речь. Особую радость от движений дети получают от упражнений с разноцветными мячами, мячами разных размеров, разнообразной окраски, разного веса и консистенции, а также от упражнений со всевозможными шариками: воздушными и пластмассовыми. То есть от всего того, что может кататься, летать и заинтересовать наших малышей. Но, взрослый доложен обязательно во время подсказать и показать, что можно делать с этим всем «богатством» и каким образом необходимо выполнять определенные физические упражнения. А все новое - и ощущения, и физкультурный инвентарь, сами по себе очень интересны для малышей. И, конечно же, это побуждает детей на эмоции, высказывания, рассказы о выполненном упражнении, побуждает на деловое общение.
4. На этом этапе в занятиях широко используются имитационные физические упражнения и элементы игрового массажа с колючими мячиками. Например: «попрыгай, как мяч высоко и низко»; «покатайся с боку на бок с мячом, как колобок»; «брось пластмассовый шарик, как снежок».).
Перегрузить ребенка на этом этапе очень сложно, возможно только недогрузить. Это происходит потому, что у детей младшего возраста не сформированы еще волевые качества и при перегрузке они просто теряют внимание, отвлекаются и перестают выполнять то, что от них хотят взрослые. Следовательно, заставить детей выполнить сверхбольшой объем движений просто не получится. Контролировать нагрузку в этом возрасте возможно только через постоянный интерес детей и быструю многообразную смену их двигательной деятельности.
Второй установочный этап:
На втором этапе дети чувствуют себя более раскрепощено с инструктором и сверстниками. Они эмоционально отзывчивы, готовы к сопереживанию. В результате становится возможным дальнейшее развитие следующих социально-коммуникативных навыков посредством двигательной деятельности с мячом в образовательной области «Физическое развитие» :
1. Развитие навыков вербального общения это:
- свободная коммуникация: общение, которое чаще всего происходит в процессе разговора или обмена информацией;
- выполнение заданий инструктора по словесному описанию, командам, инструкциям;
- выполнение физкультурных упражнений и игр с мячом с использованием речитативов и считалочек. Например: «Я горшочек уронил», «Мой веселый звонкий мяч!», «Я знаю пять имен»;
- выполнение образных упражнений с мячом, в которых, для четкого технического выполнения упражнения детьми, взрослому необходимо дать лишь только правильное словесное описание образа. Например: «Рыбка», «Воротики», «Футболист», «Сестренки», «Каталочка», «Восьмерка», «Паучок-носильщик», «Подъемный кран», «Попрыгунчик».
Дети любят эти упражнения и с удовольствием проявляют собственную инициативу и творчество, входят во взаимодействие и с детьми, и с взрослыми. Ну, как же не поделиться своими выдумками и фантазиями и оказаться в сказке?
2. Развитие навыков элементарного невербального общения это:
- организация и выполнение упражнений с мячом по свистку, жестам, хлопкам, сигналам, музыке;
- введение элементарных судейских жестов в играх с элементами баскетбола, футбола, тенниса, волейбола (аут, пробежка, тайм-аут, показ карточек за нарушение;
- традиционные выражения приветствий (речетативы, выражение благодарности и уважения участникам за состоявшуюся игру (аплодисменты, рукопожатия);
- выполнение заданий инструктора по рисункам и карточкам.
3. Формирование осознанности причастия к определенной гендерной принадлежности:
Уже в дошкольном возрасте возникает потребность в необходимости развития у детей умений и навыков для поддержания моральных и нравственных ценностей, принятых в обществе.
- На этом этапе используются дифференцированные физкультурные упражнения ( например: или на развитие силы у мальчиков, или на развитие красоты движений у девочек средствами художественной гимнастики, в частности упражнений с мячом);
- Учет игр, ролей, персонажей, поручений для девочек и мальчиков, в которых формируются начальные эстетические представления об отношениях между полами.
4. Формирование более доверительных контактов и дружеских взаимоотношений между детьми-партнерами и детьми и инструктором.
Этому способствует возможность выполнения ОРУ с мячом в парах. Результат таких упражнений зависит не только от самого ребенка, но и от его партнера. Двигательные действия надо суметь выполнить слаженно, контактируя друг с другом. Например: «Качели», «Ванька- встанька», «Насос», «Ты-мне, я-тебе», «Ловушки», «Переноска мячей в парах, касаясь лбом, грудью, спиной», «Дельфин», Элементы бадминтона с воздушными шарами, тенниса и других спортивных игр с мячом».
Третий завершающий этап:
На завершающем этапе еще шире раскрывается возможность двигательной деятельности в развитии коммуникативной компетентности обусловленной личностными и возрастными особенностями, что дает возможность, как можно лучше социализировать ребенка и подготовить его к школе.
1. На завершающем этапе происходит закрепление и совершенствование умений и навыков детей договариваться друг с другом и со взрослыми.
У дошкольников, при выполнении элементов из различных видов спорта в процессе двигательной деятельности с мячом в двойках, тройках, небольших подгруппах формируются уважительные отношения друг к другу. А само выполнение таких движений предполагает налаживание личной взаимосвязи с партнером и взрослым, иначе движение просто не получится. Ни какие упреки, обиды на партнера не помогут в решении этого вопроса. Кризисную ситуацию может спасти только добропорядочное общение друг с другом и общее желание всех правильно двигаться.
2. На этом этапе дошкольники учатся осознанно доверять друг другу и брать на себя ответственность за товарищей ( примером является: выполнение заданий по элементарной страховке, работа в парах, тройках, небольших группах, в команде, участие в соревнованиях, деловое сотрудничество при подготовке и уборке инвентаря).
3. Дошкольники учатся самостоятельно принимать решения, брать инициативу на себя, особенно, при участии в командных играх («Мяч капитану», «Уточка», «Перестрелка», «Пионербол», играх с элементами спорта, играх-эстафетах.
4. На этом этапе двигательной подготовки инструктору просто необходимо поддержать развитие инициативности вообще и в частности развитие инициативности в творческой активности детей; развитие умения проявлять лидерские качества; умения самостоятельно применять уже полученные навыки в двигательных действиях.
- Этому способствуют решения проблемных ситуаций. Например: «Какие упражнения с мячом можно выполнить на зарядке?», «Кто будет сегодня капитаном команды и почему?», «Какую игру выбрать и как ее организовать, чтобы всем было интересно?», «Какие движения с мячом можно выполнить под музыку с разным темпом и ритмом?»
- Этому способствует правильное наставничество взрослого с использованием таких приемов, как опережающая инициатива взрослого, совместная игра, беседа, деловое сотрудничество. Очень важно соблюдать правило: «Быть рядом, но чуть-чуть впереди», «Общение на равных, но с определенной дистанцией». В ребенке надо уважать личность равную себе. Но при этом не вы опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимаете до своего уровня.
5. Необходимость введения на завершающем этапе четких правил в играх и требование их неукоснительного исполнения позволяет воспитывать волевые и нравственные качества у дошкольников.
6. В это время особое внимание необходимо уделять специальным инструкциям, которые формулируются так, что бы не теряя качества выполнения упражнения, дети активно взаимодействовали друг с другом. Это дает возможность одновременно способствовать их физическому и социально-коммуникативному развитию, а так же соблюдать элементарную технику безопасности во время выполнения двигательной деятельности. Правильная инструкция побуждает к взаимопомощи и к заботливому отношению друг к другу. Например: «Ты на мяч не наступай и без дела не бросай, аккуратненько играй!», «Вы друг друга уважайте, выполнять движения друзьям не мешайте!», «Лучше остановиться, чем разбиться!», «Кто с мячом упал, тот быстро встал!», «Другу ты не мешай, его люби и уважай!», «Партнеру ты помогай, упражнение объясняй, но не балуйся!».
7. На этом этапе игровые занятия и упражнения при обучении дошкольников общению должны быть направлены на формирование у детей практических навыков в сфере межличностного действия. А именно: умения входить в контакт, слушать и слышать партнера по общению, а также согласовывать свои действия с действиями детей, эффективно использовать вербальные и невербальные обращения в сложно-координированных играх с мячом. («Пионербол» «Футбол»)
Каждый ребенок уникален, индивидуален и неповторим. Способы взаимодействия с ним могут быть универсальными. Главное, чтобы ко времени перехода из дошкольного отделения в школу ребенок был социализирован : научился адекватно воспринимать окружающую действительность, выстраивать систему отношений и общения с окружающими, свободно адаптироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно использовать полученные умения и навыки, проявлять свои индивидуальные и гендерные особенности, придерживаться здорового образа жизни.