Ахмедова
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста аутистическим спектром расстройства
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста аутистическим спектром расстройства
На базе МАДОУ ДС № 44 «Золотой ключик» г. Нижневартовска, который стал пилотной площадкой в этом направлении дошкольного образования. В учреждении оборудовано групповое помещение, разработан пакет нормативной документации, обучен штат педагогов для работы с детьми с диагнозом РДА.
Публикация «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста аутистическим спектром расстройства» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Двигательная активность ребенка
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Двигательная сфера детей с аутистическим спектром расстройства характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями взаимодействия с предметами, нарушениями мелкой и крупной моторики.
Как правило, дети с РДА имеют тяжелую, порывистую походку, импульсивный бег с искаженным ритмом, хаотичные движения руками или нелепо растопыренные руки, не принимающие участия в процессе двигательной деятельности, одноопорное отталкивание при прыжке двух ног.
Движения детей могут быть вялы или, наоборот, напряженно скованны и механистичны, с отсутствием пластичности. Двигательная стереотипность в поведении проявляется следующим образом: раскачивание всем телом, похлопывания или почесывания, однообразные повороты или наклоны головы, машущие движения кистью и пальцами рук перед лицом, движения руками, похожие на хлопанье крыльями, ходьба на цыпочках, кружения вокруг своей оси и другие движения.
Программа по адаптивной физкультуре основывается на Федеральном законе «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384)
В программе развития муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Нижневартовска детского сада № 44 «Золотой ключик» на 2015-2020 годы, также научно-педагогических и методических разработках в области физического развития детей с расстройством аутистического спектра
Основными целевыми ориентирами обучения аутичных детей на занятиях по адаптивной физической культуре являются:
научить ребенка подражать движениям взрослого;
подобрать средства для создания мотивации к выполнению
упражнения;
способствовать формированию навыков произвольной
организации движений (в пространстве
собственного тела и во внешнем пространстве);
развивать коммуникативные навыки и
умение соотносить речевую инструкцию с
определенным видом движения.
Методике развития двигательной активности у детей дошкольного возраста с диагнозом РДА.
При обучении детей с диагнозом РДА восприятию и воспроизведению движения необходимо начинать с движений головой, потом переходить к движениям руками, кистями и пальцами рук, а затем – к движениям туловищем и ногами. При двигательном и эмоциональном тонизировании ребенка, после телесно ориентированных игр или во время упражнений на тоническую стимуляцию у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий мир.
На занятиях по адаптивной физкультуре необходимо соблюдать правила, которые помогут ребенку сконцентрироваться на движении, запомнить его и научиться выполнять. Инструктор по физической культуре должен:
выполнять движения медленно и четко, сопровождая их словесной инструкцией;
описывать выполняемые упражнения просто, пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
проговаривать инструкцию к выполняемым движениям, в том числе вместе с ребенком, и предлагать ему называть их;
при выполнении любых упражнений соблюдать принцип – от простого к сложному;
одновременно осваивать небольшой репертуар физических упражнений;
использовать систему поощрений ребенка.
Особенности при организации занятий по адаптивной
физической культуре для детей с РДА.
Во-первых, сами занятия должны иметь однообразный характер.
Во-вторых, следует придерживаться
последовательного
структурированного однообразного
порядка, а в программу обучения
включать разные виды упражнений,
так как аутичные дети способны
концентрировать внимание только в
течение короткого периода времени.
Активный отдых и сбалансированная физическая нагрузка оказывают положительное влияние на уровень здоровья, могут быть приятным развлечением для детей с аутизмом, а в некоторых случаях, даже помочь предотвратить проблемы, связанные с поведением, например, такие как агрессия, а физические упражнения способствуют расширению возможностей для социализации детей с расстройством
аутистического спектра, особенно в совместной деятельности со сверстниками.
Литература
Бюллетень Всемирной организации здравоохранения // https: www.who.int/bulletin/volumes/96/ru/
Курмеева Н. Н. Использование нетрадиционных элементов оздоровления на физкультурных занятиях в детском саду / Н. Н. Курмеева, Л. Г. Пащенко // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы : Материалы VI Международной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 13 – 14 февраля 2017 года) / Отв. ред. А. В. Коричко. – Нижневартовск: Изд-во Нижневартовск. гос. ун-та, 2017. С. 336-339
Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма : Начальные проявления [Текст]/ К. С. Лебединская, О. С. Никольская. - М. : Просвещение, 1991. - 96 с.
Мартынова О. Г., Валишин Э. Х. Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / О. Г. Мартынова, Э. Х. Валишин // Молодой ученый. - 2017. - №4. - С. 337-342.
Никольская О. С. Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение [Текст] / О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг,