татьяна алексеева
Развитие диалогической речи у детей 5–6 лет с ОНР средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из приоритетных направлений развития специального образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития. Исследований ряда авторов (Ю. Ф. Гаркуша, О. А. Слинько, О. О. Шацкая и др.) показывают, что тяжелые нарушения речи создают трудности в сфере межличностный отношений, что зачастую приводит к социальной дезадаптированности.
Публикация «Развитие диалогической речи у детей 5–6 лет с ОНР средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция сентябрь 2020
Дошкольный возраст имеет кардинальное значение для формирования процесса социальной адаптации, который тесно взаимосвязан с процессом общения и взаимодействия. Общение - основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремлённый на познание и оценку самого себя через посредство других людей.
Различные исследователи трактуя понятие межличностных отношений предлагали разные средства для их формирования : сюжетно- ролевые игры, дидактические игры и т. д.
Мы же, разработали систему, где основным методом стала инсценировка сказок, основанных на диалоге между героями.
Таблица 1
Этапы работы Сроки проведения Цель
1 этап- подготовительный. Диагностика сформированности коммуникативных способностей у детей
Сентябрь Выявить уровень сформированности коммуникативных способностей у детей
2 этап – Основной.
Разработка системы развития межличностных отношений у детей 5-6 лет с ОНР средствами театрализованной деятельности.
Октябрь-апрель Разработать систему развития межличностных отношений у детей 5-6 лет с ОНР средствами театрализованной деятельности.
3этап – Заключительный.
Итоговая диагностика сформированности коммуникативных способностей у детей.
Май
Выявить динамику сформированности коммуникативных способностей у детей.
На первом этапе с целью выявления особенностей коммуникативного поведения старших
дошкольников (5-6 лет) с общим недоразвитием речи (ОНР) (Ш уровень речевого недоразвития нами был проведен констатирующий эксперимент. Для этого были
использованы методики «Капитан корабля», «Два домика», «Лесенка» и данные наблюдения.
В ходе исследования были получены следующие результаты. Высокий уровень - 0%, средний уровень – 21%, (3 ребенка, низкий уровень- 79% (11 детей).
На втором этапе была разработана и апробирована система развития межличностных отношений у детей 5-6 лет с ОНР средствами театрализованной деятельности.
Таблица 2
Месяц Название сказки Методы и приемы
Октябрь Русская народная сказка «Репка» Чтение, беседа, разыгрывание по ролям с педагогом, инсценировка сказки детьми с использованием теневого театра
Ноябрь Сказка В. Сутеева
«Цыпленок и утенок» Чтение, беседа. инсценировка сказки детьми по ролям. Изготовление масок.
Декабрь Русская народная сказка «Заюшкина избушка» Беседа, инсценировка сказки детьми. Прослушивание аудиосказки. Изготовление масок.
Январь Отрывок из произведения К. Чуковского «Телефон» Чтение, беседа, разыгрывание по ролям с педагогом, инсценировка сказки детьми
Февраль Сказка В. Сутеева
«Под грибом» Чтение, беседа, разыгрывание по ролям с педагогом, инсценировка сказки детьми
Март Русская народная сказка «Теремок» Чтение, беседа, разыгрывание по ролям с педагогом, инсценировка сказки детьми
Апрель Русская народная сказка «Колобок» Чтение, беседа, рисование сюжета сказки, инсценировка сказки детьми по ролям
На третьем этапе, в конце года была проведена повторная диагностика. Результаты следующие: высокий уровень -29%, (4 ребенка) ,средний уровень- 50% (7 детей, низкий уровень – 21 %(3 ребенка).
Данные наблюдения показали, что большинство детей поддерживает диалог друг с другом. Дети научились понятно для собеседника отвечать на вопросы и задавать их. Общение детей проходит в свободной форме. Дети научились выражать эмоции с помощью мимики, жестов; речь стала более выразительная, а это способствует развитию коммуникативных качеств. При решении конфликтных ситуаций дети могут подобрать правильную интонацию, слова, говорят о своих чувствах, радуются успехам товарищей. Наши воспитанники стали более отзывчивыми. Овладели выразительными средствами : интонацией, мимикой, пантомимикой; это помогает детям глубже осознать переживания сверстника.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что разработанная система формирования межличностных отношений у детей 5-6 лет с ОНР средствами театрализованной деятельности дала положительные результаты.
Список литературы:
1. Антипина Е. А. «Театральная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии» М: ТЦ Сфера-2006 г.
2. Коломинский Я. А. «О взаимоотношениях в группе детей» Журнал «Дошкольное воспитание» №1 1986 г
3. Лисина М. И. «Общение, личность и психика ребёнка» М: Изд-во Институт практической психологии. 1997 г.
4. Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду» ТЦ Сфера 2009 г.
5. Русские народные сказки
6. Сутеев В. Сказки