Татьяна Фомина
Развитие чувства ритма через музыкально-ритмические движения и дидактические игры
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет по работе над темой самообразования за 2022- 2023 учебный год.
Должность: музыкальный руководитель.
Ф. И. О. Фомина Татьяна Михайловна.
Тема: «Развитие чувства ритма через музыкально- ритмические движения и дидактические игры».
Цель: развивать музыкально – ритмический слух, способность воспринимать ритмическую пульсацию.
Задачи:
Публикация «Развитие чувства ритма через музыкально-ритмические движения и дидактические игры» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкально - ритмические движения
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Ритм. Игры, дидактические пособия для развития чувства ритма
- Темочки
• передавать в движении характер музыки, учитывая ритм и регистровую окраску;
• развивать ритмичность, умение ускорять и замедлять действие в соответствии с изменениями в музыке;
• формировать музыкальный слух, используя музыкально – дидактические игры.
В этом учебном году я продолжила изучение темы по развитию чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста. В работе были использованы музыкально – дидактические игры, речевые игры со словом, музыкальные инструменты и музыкально – ритмические движения с применением потешек, прибауток.
Музыкально – ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональной окрашенностью, возможностью активно выразить отношение к музыке в движениях. Благодаря этой деятельности развивается музыкальный слух, чувство ритма, творческая активность, желание двигаться.
В связи с этим были намечены основные вопросы по изучению темы по самообразованию:
• обучение детей танцевальному искусству;
• разнообразные формы организации музыкально – дидактических игр;
• развитие чувства ритма посредством основных форм организации музыкальной деятельности (праздники, развлечения, самостоятельная деятельность).
Для реализации темы по самообразованию велась систематическая работа по изучению методической и учебной литературы (И. Каплунова «Топ, каблучок», Л. Дружинина «Музыка и чудеса», Р. Метлов «Танцуем и поём», Г. Фёдорова «Танцы для детей»). Регулярно посещались открытые мероприятия коллег, готовился новый дидактический материал («Повторяшки», «Три весёлых гнома», «Музыкальный молоточек», «Волшебный чемоданчик», «Вагончики - стучалки»).
Для развития чувств- ритма была создана картотека музыкально – дидактических игр для младшего и старшего дошкольного возраста.
Затем была разработана парциальная программа для старшего возраста, совместно с воспитателем старшей группы компенсирующей направленности «Прекрасный мир движений».
В течении учебного года пополнялась музыкально – развивающая среда. Обновлялись атрибуты, изготавливались музыкально – дидактические игры с использованием шумовых инструментов. Всё это способствовало поддержанию эмоционального благополучия и эстетическому развитию воспитанников.
Большую роль в музыкальном развитии сыграли праздники и развлечения «Золотая осень», «Весёлый Новый год», «Клоун с клоунятами», «В гости к Матрёшке», «Прилет жаворонков», «День Победы» и др. Всё это обогащало детские впечатления, содействовало созданию общей радости, хорошего настроения. Дети приобщились к музыкальной культуре. На праздниках и развлечениях дошкольники проявляли свои музыкальные способности, умение заниматься интересным и содержательным делом. Воспитанники проявляли свои способности в игре на музыкальных инструментах, играх, танцах, где они проявляли свои знания о ритме.
Непосредственно образовательная деятельность способствовала развитию чувства ритма, пульсации, восприятию музыки, элементам творчества. Во время разучивания ритмического рисунка, ритма использовались различные методические приёмы, учитывались возрастные особенности детей. Широко применялись методы обучения: практические, словесные, наглядные, методы стимулирования. Все методы и приёмы использовались в комплексе, чередуясь и дополняя друг друга, что позволило донести до детей знания. В работе над чувством ритма использую авторскую методику А. И. Бурениной, здоровьесберегающие технологии М. Анисимовой, упражнения игры и пляски для детей Т. П. Ломовой.
При совместной работе всего коллектива и родителей были достигнуты положительные результаты, которые отразились в диагностических картах. Перспективу своей работы вижу в изучении литературы, интернет - ресурсов по теме самообразования, а также внедрение полученных знаний в работе с воспитанниками. Необходимо систематизировать и обобщать полученный опыт и продолжать работу по проведению диагностики уровня исполнительской культуры. Подобрать методический материал (динамические паузы, дидактические игры, наглядные пособия). Расширить профессиональный кругозор и возможности реализации творческого потенциала в ходе работы по программе. Вести работу по совершенствованию предметно – развивающей среды в ДОУ.