Елена Двуреченская
Разработка образовательной деятельности в средней группе «Зимушка-зима. Зимние узоры»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области : «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности : игровая, музыкально-художественная, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.
Цели: познакомить с признаками зимы; учить сравнивать зиму и осень, рисовать красками, описывать времена года; развивать фантазию.
Публикация «Разработка образовательной деятельности в средней группе „Зимушка-зима, Зимние узоры“» размещена в разделах
На примере произведений о зиме показать детям взаимосвязь музыки, живописи и поэзии. Вызвать у детей эмоциональный отклик на музыкальные, поэтические и художественные образы. Обогащать словарь, развивать образную речь детей.
Закрепить и обобщить знания о зиме и ее признаках через эмоциональное восприятие произведений искусства.
Воспитывать любовь к природе и развивать эстетический вкус детей.
Планируемые результаты: проявляет положительные эстетические чувства и эмоции при прослушивании музыкальной композиции «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского; «Зима» А. Вивальди ;интересуется играми, жизнью людей; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование узоров).
Предварительная работа:
1. Чтение стихов на зимнюю тематику,разучивание танца «Снежинок»;
2. Индивидуальная работа с детьми;
3. Наблюдение за зимними явлениями в природе; рассматривание морозных узоров на окнах.
Материалы и оборудование:
Музыкальный материал:
Русская народная песня «Ах ты, Зимушка-зима»
Фонограмма снежной метели;
Физминутка «Зимушка»;
«Зима» А. Вивальди;
музыкальная композиция «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского;
Музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор, фонограммы произведений;
иллюстрации с изображением снежных узоров, белая гуашь, кисточки, тонированная темными цветами бумага.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
2. Приветствие.
1. Организационный момент.
- приветствие.
- эмоциональный настрой
-Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. Улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.
-Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:
Подарите каждому
По кусочку солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
И тогда увидите
Вы картины светлые,
Облака небесные,
Легкие, несмелые.
2. Актуализация знаний.
-Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно?
-Как вы думаете, какая атмосфера будет царить сегодня на уроке? (теплая, добрая, прекрасная)
3 Музыкальный руководитель: «Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица –
Белокожа, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрыла серебром».
Ребята, скажите, пожалуйста, о какой царице говорится в этой загадке?
Дети: О зиме.
Воспитатель: - Дорогие ребята, сегодня мы в гостях у сказки, но не простой, а зимней. Нас приглашает в свои покои прекрасная, искрящаяся, сверкающая красавица русская зима.
Все взялись за руки, закрыли глаза и с помощью волшебной музыки мы окажемся в гостях у Зимушки-зимы.
(Входит воспитатель, одетая в зимнюю, нарядную одежду).
Зима поет 1 куплет р. н. песни «Ах,ты,Зимушка-зима»
-Здравствуйте, ребята, я -Зимушка-зима. Вы оказались в моей зимней сказке. Но не пугайтесь, я вас не заморожу. Ведь я не только холодная. Я могу быть разной. А вы, ребята, знаете какая я, Зима? (Снежная, белая, мягкая, легкая, сказочная, красивая, вьюжная, морозная, суровая, затяжная, серебристая).
-Молодцы! Знаете, что я бываю и морозная, и суровая. Я хочу послушать, что вы ещё знаете обо мне?
Какой прошел праздник. Когда мы отмечаем этот праздник? Сейчас какой месяц? Посмотрите на небо. Какое небо? (Серое, низкое, безоблачное.) Солнце яркое или тусклое? Солнце греет зимой? На деревьях есть листья? Когда они опали? Есть зеленая трава? Что мы видим на земле и на деревьях? Снег какой? Какой лед? Снежинки какие? Много ли птиц зимой? Где они? Дни зимой длинные или короткие? А ночи?
Скажите, какая погода может быть зимой? Педагог предлагает варианты:
Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная) ;
Мороз – (морозная) ;
Ветер – (ветреная) ;
Холод – (холодная)
Зима:-Замерзли?А давайте, ребята погреемся немного! Повторяйте за мной!
Дети выполняют движения с пением.
Ах ты, Зимушка-зима, Пружинка с поворотами, руки на поясе
Белоснежная была, Притопы ногами в ритме фразы
Белоснежная была, Шлепки по бедрам в ритме фразы
Все дорожки замела. Качают внизу руками вправо-влево, показывая дорожку
Морозы трескучие, Прыжки с поворотами вправо-влево, руками бьют себя по плечам в ритме фразы
А снега сыпучие, Сверху-вниз махи кистями рук
Ветры завьюжные, Качание рук над головой
И метели дружные. Моталочка через верх вправо-влево
-Ой, ребята, разыгрались мы тут с вами, я совсем и позабыла, что у меня Снеговик ждет помощи. Рассыпался бедолага во время сильного ветра. Вы поможете мне его собрать? А то ведь он у меня необычный: чтобы его собрать - с заданиями необходимо справиться. За правильный ответ вы получите снежинку. Кто же станет самым активным? Это мы определим по количеству снежинок.
1. Упражнения на развитие речи.
Итак, первое задание: сейчас вы должны обычные слова в ласковые превратить.
Игра "Назови ласково"
-Я кидаю вам снежок с обычным словом, а вы возвращаете мне ласковое.
*Зима-зимушка
*Снег-снежок
*Снежинка-снежиночка
*Мороз-морозик, морозко,морозец
*Сосулька-сосулечка
*Лед-ледок
*Холод-холодок
-Молодцы! Вот первый ком прикатился!
2 Один – много.
А теперь следующее задание:
Снег – … (снега, лед – … (льда, снежинка – … (снежинки, ветер – … (ветры, мороз – … (морозы, дерево – … (деревья, животное – … (животные).
Вот и второй ком прикатился.
3. Нет чего?
Зима:Представьте, что пришел волшебник, принес с собой теплую погоду и унес все, что бывает зимой. Я называю слово, а вы говорите «нет» и добавляете это слово. Например: «трава» – «нет травы».
Мороз – (нет мороза, ветер – (нет ветра, пурга – (нет пурги, метель – (нет метели, снег – (нет снега, снежинки – (нет снежинок, лед – (нет льда, сугробы – (нет сугробов).
-Вот и третий ком появился! Но у него не хватает глаз, носа, рта.
Помогите ответить на вопросы,и тогда у Снеговичка появятся нос, рот, глаза.
4. Подбери слова-действия.
Снег – (что делает) (идет, метет, кружится, летит); солнце – (что делает) (светит, но не греет, прячется за тучи); вода – (что делает) (замерзает, превращается в лед); ветер – (что делает) (дует, воет); мороз – (что делает) (морозит, щиплет, кусает).
Итак, наш Снеговик готов. Спасибо вам, ребята.
5. Воспитатель. Налетел вдруг ветерок –
Шаловливый паренек.
Снежинки в небо он поднял
И с ними вальс затанцевал.
6. Слушание музыкальной композиции «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» П. Чайковского
Во время звучания музыки мальчики-ветерки легко бегают врассыпную по залу с голубыми султанчиками в руках и произносят «ш-ш-ш». При смене музыки мальчики «замирают», а девочки-снежинки импровизируют танцевальные движения с легкими белыми шарфами.
Воспитатель Все летали, все кружились,
И на землю опустились.
Просмотр иллюстративного ряда (слайды «Ледяной дворец»)
Зима: Ребята, а что вы видите перед собой? Да, это мой ледяной дом. А хотите посмотреть,как красиво в нем. Но чтобы зайти туда, надо открыть замок, а для этого давайте вспомним все, что вы знаете о зиме.
Вопросы:
– Что происходит зимой?
– Чем отличается зима от поздней осени?
– Во что превратилась вода в реках и озерах?
– Как одеты люди зимой?
– Что делают зимующие птицы?
7. Воспитатель с детьми составляют рассказ о зиме. Во время составления рассказа идет показ иллюстраций через мультимедиа.
Наступила зимушка-зима. Земля, деревья, кусты покрылись белым пушистым снегом. Вода в реках и озерах замерзла и превратилась в лед. Часто дуют холодные ветры, метут метели. Люди надели зимние шапки и пальто. Трещат морозы. Солнце светит редко. Небо серое и пасмурное. Зимующие птицы держатся ближе к домам людей, они ищут тепло и корм.
8. Зима: Молодцы. Вы справились со всеми заданиями. А теперь я вас приглашаю в свой дом. Показ иллюстраций «Морозные узоры на окне».
Ребята, посмотрите на окно. Какими необыкновенными, причудливыми узорами оно разрисовано! Как вы думаете, кто его так красиво разукрасил? Конечно, это — мороз. Давайте полюбуемся с вами этими чудесными узорами. Что же он здесь нарисовал? Расскажите мне, что вы увидели на этих рисунках?
Дети отвечают: ёлочки, веточки, звездочки, деревья, снежинки, цветы.
Дети читают стихотворение.
Я смотрел вчера в окно.
Было там темным-темно.
Утром глянул, вот те на! —
Что за белая страна?
Там белое небо, там белые горы,
Там белые улицы белого города.
Там белые ели, там белые клёны.
Там белые ходят по кронам вороны,
Там белые белки на пышных ветвях
С орехами белыми в белых зубах.
Не привиделась она мне во сне —
Нарисована страна на окне.
Н. Жемчужников
Пока я спал, пока он спал,
Их Дед Мороз нарисовал.
На окно старик Мороз
Льдинкой росписи нанес.
Зима : Давайте мы все вместе украсим узорами свои окна. А музыка поможет нам нарисовать красивые узоры.
Звучит «Зима» А. Вивальди. .
9. Рисование узоров белой краской на темном фоне.
По образцу дети выполняют белой краской узор на листах бумаги, тонированных черным, синим, фиолетовым цветом.
10. Рефлексия.
Выставка рисунков. В конце занятия Зима дарит детям подарки.