Клакевич Татьяна
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром «Зимушка - зима».
Тема: «Зимушка-зима»
Цель:
-развитие эмоционального, художественного восприятия красоты окружающей природы зимой.
-формирование навыков экологического поведения в природе.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по ознакомлению детей с окружающим миром „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
-продолжать учить детей как краткой, так и распространенной формой ответа, в зависимости от характера поставленного вопроса, дополнять высказывания товарища.
-формирование у детей обобщенных представлений о зависимости изменений живой природы от изменений в неживой природе.
-расширение представления детей об охране природы.
Области взаимодействия.
1. Подходы к обучению: Уметь пользоваться исходным материалом ; вспомнить стихи и загадки; аргументировано отвечать на поставленные вопросы; составлять короткие рассказы; выяснить влияние на структуру рассказа, сюжетных картин; проверить умение использовать в рассказе знания, полученные на предыдущих занятиях; учить выражать в связной речи знания, полученные при непосредственном знакомстве с природой, при чтении художественной литературы.
2. Медицинское и социальное образование :
Зима-время года, полезное для здоровья человека; катание на лыжах, коньках, санках, труд на свежем воздухе, закаливание организма делает его сильным, стойким и выносливым.
3. Внеурочная работа:
Наблюдение природы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, картин художников.
4. Человек-творец:
Рисование зимней березки.
Ход занятия.
Стук в дверь – это почтальон принес письмо (красивый конверт, открывает письмо воспитатель, читает).
Здравствуйте ребята!
Пишут вам дети из далекой Африки. Мы очень хотим подружиться с вами и больше узнать о нашей снежной стране, играх, развлечениях зимой. Мы живем на острове у океана, у нас очень длинное лето и никогда не бывает зимы, мы никогда не видим снега. Расскажите нам, что такое зима? Снег? Какой он? Как птицы, звери переносят вашу суровую зиму? Как развлекаетесь зимой? До свидания. Ждем вашего письма.
Дети, давайте расскажем нашим друзьям, все что мы знаем о зиме, о зимних явлениях в природе, о том как ведут себя птицы и звери зимой.
Ответ напишем нашим друзьям!
Зима- красивое время года! Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их. Какой первый зимний месяц? Утром проснулись, посмотрели в окно, а там снег. Где вы увидели снег? Дети! А как вы думаете, какой снег? (белый, пушистый, чистый) В морозный день? В оттепель?
Стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»
Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый,самый белый!
Вот о чем всю ночь свистел
За моим окошком ветер!
Он про снег сказать хотел
И про то, что зиму встретил!
На заборах, на крылечке,
Все блестит и все бело!
Нет свободного местечка-
Всюду снега намело.
Нарядилась и рябина
В белый праздничный наряд
Только грозди на вершине
Ярче прежнего горят!
А как вы думаете,как падает снег? (Снежинками, хлопьями, крупой). Посмотрите на иллюстрации, все ветки засыпаны снегом, а на широких лапах елок лежит снег сугробами, за день, снег так и засверкает разноцветными искрами. Дети! Вспомните, как поэты и писатели красиво и поэтично описывают снег? (снежное пальтишко лежит на плечах, у нее иголки зимой в серебре, белый снег пушистый в воздухе кружится; словно белою косынкой, подвязалась сосна и т. д.).
Вспомните стихотворение Б. «Снежинка, кто хочет рассказать? Дети! Подумайте и назовите какие приметы этого месяца вы знаете? Давайте вспомним пословицы и поговорки.
Дети рассказывают зимние приметы и поговорки:
1. Хороший снежок посадки сбережет.
2. Мало снега на ветках деревьев - летом ни грибов, ни ягод, не ищи.
3. Много снега – много хлеба.
4. Снег холодный, а от стужи укрывает.
Дети загадывают загадки о зиме:
Покружилась звездочка
В воздухе немножко
Села и растаяла
На моей ладошке. (снежинка)
Бел как мел, с неба прилетел
Зиму пролежал
В землю убежал (снег)
Какой это мастер,
На стекла нанес:
Деревья, траву и заросли роз? (мороз)
Он пушистый, серебристый
Белый-белый чистый-чистый
Ватой наземь лег (снег)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке
Все сквозные вырезные
А возьмешь – вода в руке? (снежинка)
Я живу под самой крышей
Даже страшно глянуть вниз
Я могла бы быть и выше
Если крыши там нашлись (сосулька)
Молодцы! Много знаете загадок!
Назовите последний зимний месяц? Какие природные явления часто бывают в феврале? (метели, вьюги, поземки). Дети! Расскажите, как определить, сколько было метелей и снегопадов?
Поэт А. С Пушкин написал произведение «Метель», а композитор Г. Свиридов сочинил музыку и красивый – красивый романс. А кто хочет рассказать стихотворение Ф. Тютчева «Чародейкою зимой» :
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою
Неподвижною, немою
Чудно жизнь блестит.
И стоит он околдован,
Не мертвец и не живой
Сном волшебным очарован
Легкой цепью пуховой…
Дети! Рассмотрим картинку: Какие деревья вам знакомы в зимнем лесу? Вспомните правила поведения в природе. Почему нельзя задевать хрупкие веточки с почками? А если снег лежит огромной шапкой на ветках? Что надо сделать? В поле. В лесу расстелила зима свежий белый ковер. Кого спрятала под снегом от мороза? Каких диких зверей вы знаете? Кто полгода спит? Какие звери меняют шубку 2 раза в год? Чем питаются животные в лесу? Дети! А если белка делает запасы низко в дупле на дереве, то какая будет зима? А если высоко?
Придумайте к существительным прилагательные, например : лиса - рыжая, хитрая и так далее. Животных сравнивают с людьми. Дети, назовите, каких животных упоминают, когда говорят о людях.
Воспитатель называет прилагательное, а дети называют животных:
Хитрый, как лиса…
Трусливый, как заяц…
Неуклюжий, как медведь…
Ласковый, как котик…
Верный, как собака…
Смешной, как обезьяна…
Дети! Помните! Мы с вами в лесу гости, лес-это многоэтажный дом для зверей и птиц.
Стихотворение А. Якима «Птицы» :
В семье верных пернатых
Покормите птицу зимой
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как зимой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна нужна
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучайте птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну.
Почему в сильный мороз птицы перебираются к жилью человека? Какие птицы прилетают к нам на участок? А как птицы ведут себя в мороз? В оттепель?
Дети! Вспомните, а что можно еще зимой делать? В какие игры играете зимой? Какие постройки делали из снега? Какие были праздники, развлечения? Как называется веселый зимний праздник, когда пекут блины и устраивают гулянки?
Дидактическая игра «Зима – хорошо, плохо».
Песня: «Кабы не было зимы»
Физкультурная минутка: «Игра в снежки».
Дети! А какое дерево в России самое родное? Какое вы знаете стихотворение, посвященное этому дереву? Кто его написал?
Стихотворение С. Есенина «Береза» :
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой
И стоит береза
В сонной тишине
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво
Обходя кругом
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Правильно, если у русского человека спросить, какое дерево является символом России, каждый скажет, что это береза. Береза – песенное русское дерево. В песнях ее сравнивают с девушкой. Поэты воспевают образ березы в своих стихах. Мы с вами нарисуем березку по наблюдениям, такую, какую мы видим в лесу, на участке, в парке. Закройте глаза и представьте березку стройную, белоснежную, веточки тонкие, спускаются вниз как паутинки, на стволе черные штрихи. Давайте нарисуем нашу русскую березку на открытке и пошлем нашим друзьям в Африке. Все нарисовали. А теперь погуляем по березовой роще, посмотрим какие красивые получились открытки, вам понравились?
Вечером мы напишем письмо своим далеким друзьям и пошлем им открытки с русской красавицей березкой.