Лидия Милосердова
«Расширение ориентировки в окружающем. Развитие речи» для детей от 1,5 до 4 лет раннего возраст
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Данная программа является рабочей образовательной программой ГКУЗ «Тамбовский областной специализированный дом ребенка», характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя с детьми раннего возраста и, детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей раннего возраста и детей-инвалидов, воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного учреждения.
Публикация «„Расширение ориентировки в окружающем, Развитие речи“ для детей от 1,5 до 4 лет раннего возраст» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Основой для разработки программы являются:
- Основная образовательная программа «Академик Кроха», разработанная на основе Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. В. Васильевой.)
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.2660-10.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (утверждены приказом Министерства образовании и науки РФ от 30.08.2013 №1014)
Рабочая программа имеет цель:
1) Развитие речи, как средства общения – обогащение пассивного и активного словаря малышей, учить слушать литературные произведения, и по возможности договаривать слова и фразы из знакомых произведений.
2) Речевое развитие детей раннего возраста и детей-инвалидов на основе современных методов и организация игровой деятельности.
3)Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, и способствует решению следующих задач:
Основными задачами коррекционно-педагогической программы является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с ОВЗ, и их эмоционального благополучия.
• развивать все компоненты устной речи детей в различных видах детской деятельности;
• практическое овладение малышами нормами речи.
• создавать условия для развития игровой воображаемой ситуации, включая принятие роли, сюжета, игровых действий, игровых предметов и предметов-заместителей; насыщать игровую деятельность игровыми действиями в пределах одной роли
• обогащать представления детей о свойствах предметов
• развивать наглядно-действенное мышление через развитие мыслительных действий, имеющих направленный характер с учетом достигаемого результата;
В рабочую программу включены различные направления воздействия:
-организация предметно-развивающей пространственной среды;
- разработка и проведение индивидуальных коррекционно-развивающих занятий для каждого ребенка.
Организуя воспитательно-образовательный процесс, используются различные формы и методы : наблюдение, игровые ситуации, рисование.
Используются различные виды игр : дидактические, сюжетно-дидактические, игры-имитации. Кроме того инсценировки с игрушками, беседы, общение с ребенком в совместной деятельности песни, стихи, потешки.
Ранний возраст в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, а так же формируется личность.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сенситивные периоды формирования эмоций, интеллекта речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Ранняя и адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения в его психофизическом развитии, и тем самым смягчить, а возможно и предупредить вторичные отклонения.
Методы и приемы речевого развития раннего возраста и детей-инвалидов :
1) Чередование хоровых ответов с индивидуальными
2) Разнообразные задания, предполагающие ответ действием : найдите, покажите, выберите, принесите и т. д. Эти задания не только оживляют занятие, дают возможность детям подвигаться, но и позволяют воспитателю выяснить имеется ли данное слово или речевой оборот в пассивном словаре ребенка.
3) Специальные задания побуждающие ребенка принять воображаемую ситуацию «Мы все вместе зайчики» и т. д. Это вызывает у детей эмоциональный отклик, предупреждает утомление, способствует формированию игровых навыков и умению
4) Разнообразные имитационные упражнения, связанные с прослушиванием потешек, коротких рассказов, стихов, и т. д., например : «Тили-Бом!», «Ладушки-Ладушки» и др.
Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важны в становлении умственной и речевой деятельности.
5) Рассматривание картинок (название, описание) и показ крупных картин, коллективное обсуждение, и рассматривание картинок мелкого формата (индивидуальная работа) .
6) Фольклор. Его использование помогает малышу понимать родную речь, формирует звукопроизношении и вызывает положительные эмоции, что особенно важно в раннем возрасте. Например : воспитатель умывая ребенка проговаривает потешку : «Водичка, водичка, умой мое личико….». Малыш начинает понимать значение слов «щечки», «ротик», «глазки». Воспитателю следует включать в текст потешки имя ребенка, это делает его соучастником.
Эти методические приемы имеют свои положительные стороны, их целью является подведение малышей к пониманию слов, и умению простым звукоподражанием назвать предмет.
Предложенные методы обеспечивают необходимую эффективность речевого развития детей с ОВЗ.
Создание условий для полноценного развития речи детей предусматривает :
-создание развивающей предметно-пространственной среды;
-целенаправленная работа воспитателей и узких специалистов над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;
-повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников;
-изучение состояния устной речи детей;
У детей при ряде речевых нарушений отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой ориентацией.
Наши ладони, особенно пальцы, буквально пронизаны нервными окончаниями, напрямую связанными с мозговыми центрами, отвечающими за абстрактное мышление и речь. Если же развитие движения пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движения пальцев рук.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми позволяет методически обогатить само понятие «коррекционно-речевой процесс» как интересную, разнообразную и одновременно – целенаправленную и систематическую совместную деятельность ребенка и педагога – самые разные речевые упражнения и игры, беседы, рассматривание картинок и книжных иллюстраций, предметно-практическую, театрализованную деятельность и др.
Речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи - умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. Ребенок черпает первые представления об окружающей его материальной среде с помощью различных анализаторов, при этом слово закрепляет представления, полученные сенсорным путем. Для малышей слова действительно являются вторыми оригиналами действительности, а первыми - образы окружающего его мира, т. е. язык развивается наглядно-действенным путем. Чтобы ребенок принял названия, он должен видеть предметы, с которыми они связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте -вещь как предмет познания и речи. Органы внешних чувств - орудие познания. В развитии речи они играют важнейшую роль. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятия. Формирование речи неразрывно связано с постижением вещей. И наоборот, окружающая ребенка действительность - это неисчерпаемый источник, который должен быть использован для обогащения языка.
Ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом. Он способен повторять слова, но, как правило, недостаточно хорошо понимает их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления. Для детей с ограниченными возможностями, характерны вербальные (словесные, не подкрепленные чувственным опытом) представления. Нарушения в соотнесении образа и слова, слова и практического действия можно предупредить, организуя коррекционные занятия, в ходе которых дети будут познавать различные предметы, их качества и свойства на основе двигательно-кинетических ощущений, памяти и речи.
У детей с недостатком развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и др. Он не осознает, что платья и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.
Особенности речевого развития в коррекционных группах с ОВЗ.
Современный ребенок к 4 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения, без труда пересказывая рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.
Иная картина наблюдается при ОВЗ. Нарушение касается всех компонентов речевой системы: фонетики, лексики, грамматики. Для детей с ОВЗ наряду с указанными речевыми особенностями характерна и недостаточная сформированность процессов, тесно связанных с речевой деятельностью, а именно:
-нарушены внимание и память,
-нарушены мелкая и артикуляционная моторика,
-недостаточно сформировано словесно-логическое мышление.
Как мы знаем, весь образовательный процесс делится на четыре направления развития ребёнка. Задачи, направленные на формирование речевого развития, можно решать, через интеграцию их в данные направления: физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое.
Согласно принципу интеграции, речевое развитие детей осуществляется не только в процессе игр, упражнений и занятий по развитию речи, но и при организации всех видов детской деятельности через физкультминутки, дидактические игры с элементами движения, подвижные игры с элементами развития речи.
Знакомство ребенка с окружающим начинается с первых мгновений жизни. Дети всегда и везде в той или иной форме, соприкасаются с предметами и явлениями природы, живой и неживой, естественной и созданной человеком. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мире вещей, предметов, явлений и событий.
У детей с ОВЗ имеются трудности в овладении знаний при ознакомлении с окружающим миром. У них наблюдается бедность словарного запаса. Данный фактор препятствует полноценному освоению знаний: формированию у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире, формированию у детей знаний о предметах и объектах окружающего мира, их назначении и функциях, расширению представления о ближайшем окружении. У детей с ОВЗ нарушения познавательной деятельности обусловлены бедным запасом их представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, несформированностью произвольной регуляции деятельности, специфическими особенностями поведения и психики. Такие дети часто отвлекаются, невнимательны, затрудняются в выделении признаков предметов и явлений природы, не умеют классифицировать предметы и называть группу предметов одном словом, часто путаются в обозначении частей тела и лица, словарный запас ограничен.
Речь, обращенная к ребенку, привычно используемая в различных вариантах (рассказ, чтение, объяснение, вопросы, является важнейшим методом обучения и должна быть правильной и лаконичной.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ строится с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей в процессе ведущего вида деятельности – в игре.
На занятиях развития речи недопустимо негативное отношение педагога к речевым ошибкам детей, резкое прерывание их речи. Любую, даже не очень удачную попытку ребенка выразить свою мысль, необходимо поддерживать и тактично помочь исправить неточность. Успехи детей можно поощрять различными «призами».
Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка – учит его быть внимательным к тому, что его окружает, смотреть и видеть, слушать и слышать, ощупывать и осязать. Задания по ознакомлению с окружающим включают в себя ознакомление с явлениями социальной жизни, знакомство с предметным миром, созданным человеком, ознакомление с явлениями живой и неживой природы.