Ольга Викторовна Жукова
Речевые игры для детей 6–7 лет. Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игры на расширение словарного запаса,
совершенствование грамматического строя речи
– Существительные
1) Игра «Скажи нужное слово»
Задача: закрепить у детей обобщающие понятия, расширить их словарный запас.
Оборудование: мяч.
Публикация «Речевые игры для детей 6–7 лет, Игры на расширение словарного запаса, совершенствование грамматического строя речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Описание. Взрослый предлагает ребенку, перебрасывая мяч, называть слова определенной группы, например: цветы, животные, имена, города. Проигравшим считается тот, кто не сможет придумать слово, когда у него окажется мяч. Называемые игроками слова не должны повторяться.
2) Игра «Он - Она - Оно»
Задача: закрепить у детей понятие о роде предметов.
Оборудование: набор картинок, знакомых ребенку, с предметами мужского, женского и среднего рода.
Описание. Взрослый раскладывает на столе картинки и начинает формировать из них кучки, объясняя детям, что в первую кладутся предметы, которые можно назвать словом «он», во вторую - «она» и в третью - «оно». Затем ребенок продолжает раскладывать картинки самостоятельно. Взрослый при необходимости помогает ему, задавая наводящие вопросы: Стол - он или она? Яблоко - она или оно?
3) Игра «Подбери родственные слова»
Задача: дать детям представление о родственных словах, т. е. словах, образованных от одного исходного слова.
Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые слова похожи друг на друга какой-то частью, как родственники, родные люди, поэтому их называют родственными. Затем он приводит примеры таких слов и показывает соответствующие картинки, выделяя похожую во всех этих словах часть.
Например, главное слово - СНЕГ : снежный, снежинка, снегопад, снежок, снеговик, снегирь, Снегурочка. Или главное слово - ДОМ : домик, домишко, домище, домашний, домовой, домохозяйка. Далее взрослый предлагает ребенку подобрать или придумать родственные слова к нескольким заданным, используя картинки-подсказки. Например, можно предложить слова : ЗАЯЦ - зайка, зайчиха, зайчонок, заячий; ЗИМА - зимний, зимовать, зимушка, зимовка, зимующие; СОЛНЦЕ -солнышко, солнечный, подсолнух; РОД - родной, родина, родник, родители и т. п.
4) Игра «Один предмет - много предметов»
Задача: совершенствовать грамматический строй речи, научить детей правильно употреблять в речи существительные в единственном и множественном числе.
Оборудование: пары предметных картинок с одним и множеством предметов, мяч.
Описание. Взрослый раскладывает перед ребенком пары картинок, он называет предмет по картинке в единственном числе, а ребенок - во множественном. При необходимости взрослый исправляет ошибки ребенка в окончаниях слов во множественном числе. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
5) Игра «Назови ласково»
Задача: научить детей образовывать и употреблять в речи существительные с уменьшительно-ласкательным значением.
Оборудование: предметные картинки с изображением больших и маленьких предметов, мяч.
Описание. Взрослый показывает предметную картинку и называет по ней большой и маленький предмет.
Затем начинает называть большой предмет, а ребенок должен образовать слово для маленького предмета с уменьшительно-ласкательным значением.
Например, стол - столик, стул - стульчик, кольцо - колечко, шапка - шапочка и т. д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, пере брасывая мяч.
6) Игра «У кого кто?»
Задача: закрепить в активной речи детей названия детенышей животных н птиц.
Оборудование: картины с изображением животных и птиц, вырезанные картинки с изображением их детенышей, мяч.
Описание. Взрослый предлагает ребенку подобрать животным и птицам подходящих детенышей, накладывая вырезанные картинки на большие картины.
Когда все маленькие картинки подобраны, ребенок должен правильно назвать и сосчитать детенышей, отвечая полным ответом на вопрос: «У кого кто?»
Например. У собаки три щенка. У кошки пять котят. У курицы девять цыплят и т. д. По мере тренировки игру можно проводить без картинок, перебрасывая мяч.
7) Игра «Один - Одна - Одно»
Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с числительными один, два.
Оборудование: картинки с изображением предметов мужского, женского, среднего рода.
Описание. Взрослый вперемешку раскладывает на столе картинки, а затем начинает формировать три кучки в зависимости от рода существительного и соответствующего ему числительного. Например: Это карандаш. Он один. Это книга. Она одна. Это яблоко. Оно одно. Затем ребенок раскладывает остальные картинки самостоятельно, согласуя существительное с числительным в роде.
8) Игра «Что кому нужно?»
Задача: научить детей правильно употреблять в речи существительные в дательном падеже.
Оборудование: предметные картинки с изображением знакомых ребенку людей разных профессий и необходимых им предметов и инструментов.
Описание. Взрослый показывает картинку с изображением человека какой-либо профессии, а ребенок выбирает из разложенных на столе картинок нужные для нее предметы и инструменты. Например, врач - фонендоскоп, шприц, лекарство, градусник; учитель - указка, доска, мел, ручка; парикмахер - ножницы, зеркало, расческа и т. д. Ребенку в этом возрасте можно предложить картинки с изображением шофера, милиционера, швеи, продавца, строителя, повара, художника.
– Прилагательные
1) Игра «Замени слово»
Задача: закрепить у детей понятие о противоположных по значению словах.
Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением антонимов, мяч.
Описание. Взрослый показывает ребенку пары картинок и называет одно слово, а ребенок должен произнести слово, противоположное по смыслу.
На начальном этапе лучше называть слова - глаголы-действня (открыть - закрыть, встать - сесть, а затем перейти к существительным, прилагательным и наречиям (высокий - низкий, день - ночь, веселый - грустный, горячо - холодно и т. д.)
По мере тренировки игру можно проводить в виде перебрасывания мяча, называя при этом слова, противоположные по значению.
2) Игра «Чей - Чья - Чье - Чьи»
Задача: тренировать детей в образовании притяжательных прилагательных от названий животных и птиц.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных и отдельных их частей.
Описание. Взрослый показывает картинку с животным, называет его, затем задает вопрос о какой" либо части тела этого животного.
Например: голова чья? - коровья; хвост чей? - коровий, следы чьи? ' коровьи и т. д.
– Глаголы
1) Игра «Доскажи слово»
Задача: совершенствовать у детей навыки словообразования, тренировать их в запоминании и повторении новых слов - глаголов, образованных путем изменения приставки.
Описание. Взрослый произносит начало слова - приставку, а ребенок договаривает недостающую, заранее условленную часть слова - корень - и повторяет слово целиком. Для игры предлагаются глаголы, образующие множество новых слов с помощью приставки : нести, идти, ехать, летать, плыть, носить, ходить и т. д.
Например, принести, унести, внести, занести, вынести, перенести; ехать, уехать, приехать, выехать, въехать, заехать, объехать, отъехать, выехать, переехать, доехать и т. д.
2) Игра «Плавает, бегает, летает»
Задача: тренировать детей в придумывании предметов, подходящих к заданному действию. Оборудование: мяч.
Описание. Играющие стоят по кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает мяч кому-либо из детей, называя действие. Поймавший мяч возвращает его обратно, добавляя подходящий предмет.
Например, летает - птица, самолет, ракета, лебедь, бабочка, вертолет.
3) Игра «Придумай действие»
Задача: научить детей правильно соотносить действия с определенным предметом и называть их соответствующим глаголом.
Оборудование: мяч.
Описание. Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Играющие стоят в кругу. Взрослый (а по мере тренировки выбранный из детей водящий) бросает кому-то из них мяч, называя при этом какой-либо предмет (животное, человека какой-то определенной профессии, имя мальчика или девочки). Поймавший мяч должен вернуть его водящему, называя подходящее для этого предмета действие. Например, корова - мычит; кошка - мяукает, мурлычет, царапается; врач - лечит; пожарник - тушит; Ваня - прыгает; Оля - играет; Катя -танцует; Дима - рисует и т. д.
– Числительные, наречия, местоимения
1) Игра «Сосчитай предметы»
Задача: тренировать детей в количественном счете предметов, правильно употребляя окончания в словах.
Оборудование: числа от 1 до 5, предметные картинки с изображением одного, двух, трех, четырех, пяти предметов; мяч.
Описание. Взрослый называет число и показывает картинку с соответствующим количеством предметов, а ребенок должен правильно назвать этот предмет в сочетании с этим числом. Например, один огурец - два огурца - три огурца - пять огурцов; одно яблоко - два яблока - пять яблок и т. д.
По мере тренировки игру можно проводить на слух, перебрасывая мяч и называя количество предметов. Например: один арбуз - пять (арбузов).
2) Игра «Еще»
Задача: тренировать детей в образовании сравнительной степени прилагательных. Оборудование: мяч.
Описание. Взрослый объясняет ребенку, что некоторые признаки предметов можно сравнить между собой и выразить это сравнение в слове. Он бросает ребенку мяч и называет признак и сравнительное слово «еще», а ребенок должен вернуть мяч и правильно образовать сравнительную степень. Например, громкий - еще громче, длинный - еще длиннее, высокий - еще выше, легко - еще легче и т. д. Если встретилось слово, сравнительная степень которого образуется другим словом, взрослый должен объяснить ребенку, как следует правильно произнести такое слово : хорошо - еще лучше, плохо - еще хуже, много - еще больше, мало - еще меньше.
3) Игра «Мой - Моя - Мое»
Задача: научить детей различать предметы по родам и правильно употреблять их с притяжательными местоимениями.
Оборудование: личные вещи (игрушки, одежда, обувь) детей, мешочек.
Описание. Игру можно проводить как с одним ребенком, так и с группой детей. Взрослый незаметно складывает несколько предметов от каждого ребенка в мешочек. Затем, доставая их из мешка по одному, спрашивает: «Чья футболка (кукла, машинка? Чей ботинок (шарф, мишка? Чье платье?» и т. д.
– Связная речь
1) Игра «Профессии»
Задача: научить детей составлять предложения о людях знакомых ребенку профессий.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей определенных профессий: продавец, повар, учитель, шофер, милиционер, строитель, парикмахер, художник, пожарник, врач.
Описание. Ребенок должен составить предложение по картине об обязанностях человека данной профессии. Например, «Шофер водит машину»; «Строитель строит дом»; «Учитель учит детей в школе».
2) Игра «Закончи предложение»
Задача: научить детей составлению простых предложений по картинкам.
Оборудование: предметные картинки.
Описание. Взрослый расставляет перед ребенком картинки и начинает произносить предложение, а ребенок должен его закончить подходящим словом, опираясь на картинки.
Например, «Кошка ловит (мышку)»; «Девочка бросает (мяч)»; «Собака грызет (кость)»; «Мама испекла (торт)».
3) Игра «Почини предложение»
Задача: тренировать детей в преобразовании деформированной фразы, развить языковое чутье.
Оборудование: заранее заготовленные взрослым деформированные фразы, в которых слова - существительные в именительном падеже, глаголы - в начальной форме.
Описание. Взрослый читает слова, а ребенок должен так их переставить и изменить, чтобы получилось нормальное предложение.
Например, «Мама, ваза, конфеты, класть» в «Мама кладет конфеты в вазу»; «Муха, на, стекло, сидеть» - «Муха сидит на стекле»; «Я, книга, читать, интересная» - «Я читаю интересную книгу».
4) Игра «Моя семья»
Задача: научить детей составлять предложения о членах семьи по картинкам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением членов семьи в различных ситуациях.
Описание. Взрослый показывает картинку и спрашивает ребенка: «Кто это? Что делает?» Ребенок должен ответить полным предложением.
Например, «Мама стирает белье (готовит еду, шьет юбку, гладит рубашку и т. д.). Папа чистит ковер (чинит кран, играет в шахматы, смотрит телевизор, читает газету и т. д.)».
5) Игра «Где спрятана игрушка»
Задача: развить у детей навыки ориентации в пространстве, научить понимать словесную инструкцию и значение наречий места.
Оборудование: игрушки.
Описание. Взрослый прячет игрушку где-либо на площадке или в комнате и дает ребенку словесную инструкцию, как ее найти. Например: встань лицом к шкафу, сделай три шага влево, поищи куклу на полке, между мишкой и матрешкой. Или: дойди прямо до дерева, обойди его и за нищ под Кустом найдешь машинку. Ребенок должен выполнить заданные действия, найти спрятанный предмет и ответить полным предложением, где находилась игрушка: «Кукла была на полке между мишкой и матрешкой. Машинка лежала под кустом».
6) Игра «Маленькое нужное слово»
Задача: познакомить детей со значением в речи простых предлогов.
Оборудование: окружающие ребенка предметы (игрушки, посуда, мебель, сюжетные картинки.
Описание. Взрослый дает ребенку небольшие поручения, намеренно пропуская предлоги. Он должен по смыслу догадаться, какого маленького слова здесь не хватает. Например: «Положи куклу (в) коляску. Книга лежит (в) ящике. Кошка спряталась (под) кровать». По мере тренировки можно предложить ребенку составить предложения с маленьким словом по картинке.
7) Игра «Составь рассказ»
Задача: развить связную речь детей.
Оборудование: серия картинок, связанных единым сюжетом.
Описание. Взрослый предлагает рассмотреть сюжетные картинки, разложить их по порядку и придумать по ним рассказ. На начальном этапе взрослый может задавать ребенку наводящие вопросы - начинать предложение, а ребенок будет его заканчивать. Также взрослый помогает ребенку с использованием начальных, вводных и заключительных оборотов, придумыванием названия к составленному рассказу. По мере тренировки ребенок может быть более самостоятельным: работать без наводящих вопросов, проявить фантазию, объясняя причины того или иного поступка героев.