Рубель Лариса
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию (обучению грамоте) «Звук и буква Л»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звук и буква «Л»
Цель:Создать условия для знакомства детей с согласным звуком «Л».
Задачи:
Образовательные: Знакомство со звуком «Л», как согласным звуком, и его условным обозначением- синий квадрат. Познакомить с печатным написанием буквы «Л». Закреплять умение соотносить схему слова с названием нарисованного предмета. Учить детей читать слоги, выделять заданный звук в начале, в середине и в конце слова.
Развивающие: Развивать речевую моторику, фонематическое восприятие, зрительное внимание, память, мышление.
Воспитательные: Воспитывать самостоятельность, усидчивость.
Материалы и оборудование:Демонстрационный материал «Звуки и буквы», рабочая тетрадь «От А до Я», карандаши.
Предварительная работа: Словесные игры: «Доскажи словечко», «Узнай звук», «Кто внимательный».
Методические приёмы:
Наглядный-рассматривание иллюстраций.
Словесный- художественное слово,объяснение,показ, игра, беседа, вопросы к детям, поощрения.
Игровой-артикуляционная гимнастика, физкультминутка, пальчиковая гимнастика.
Организация детей: фронтальная.
Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Ход занятия:
Организационный момент.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
1. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами познакомимся ещё с одним новым для вас звуком, вы попробуете догадаться после моих загадок, которые находятся в волшебном сундучке (заглядывает в сундучок и читает загадки). Послушайте внимательно, и попробуйте их отгадать.
1. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
2. Зубами дерево грызёт и песню звонкую поёт (пила)
3. Под одной крышей четыре брата стоят (стол)
Воспитатель: Ребята, какой звук встречается в каждом из этих слов? Лук, пила, стол?
Дети: звук «Л» (индивидуальные ответы)
2. Основная часть.
Воспитатель: Итак, сегодня мы с вами знакомимся с новым звуком «Л».
Воспитатель: А чтобы правильно произносить звук «Л», я вам предлагаю поиграть с нашим язычком (проводится артикуляционная гимнастика).
Жил-был Веселый Язычок в своем домике. А вокруг домика был заборчик (показать зубы). Непоседливый Язычок не сидит на месте. Он часто выбегает из домика (высунуть язык). Вот он пошел погреться на солнышке, отдохнуть на крылечке (язык "лопаткой" на нижней губе). Потом он покачался на качелях (язык вверх-вниз). Но тут подул легкий ветерок, Язычок поежился (язык "стрелочкой", спрятался в домик и закрыл за собой дверь (язык убрать, рот закрыть).
Сейчас мы с вами вместе произнесем звук «Л». Приоткрываем рот, губы слегка в улыбке, зубки сближены, кончик язычка поднимается наверх и упирается в верхние зубки. Давайте все вместе произнесем, но сначала язычок должен найти место наверху за зубками и там остановится (дети произносят звук «Л» ответы).
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, что звук мы слышим и произносим, а букву видим и пишем.
-Итак, скажите мне пожалуйста, какой звук «Л», гласный или согласный?
Дети: Звук «Л» согласный (индивидуальные ответы)
Воспитатель: Мы можем звук «Л» пропеть?
Дети: Нет, пропеть не можем, мешают зубы и язык (индивидуальные ответы)
Воспитатель: Ребята, согласные буквы в схемах слов обозначаются синим цветом. Обратите внимание на доску.
-Где слышится звук «Л» в слове лук? (в начале слова). На нашей полоске звук «Л» займет первое окошко.
-Где слышится звук «Л» в слове пила? (в середине слова). На нашей полоске звук «Л» займет среднее окошко.
-Есть ли звук «Л» в слове стол? Где слышится звук «Л» в слове стол?
(в конце слова). На нашей полоске звук «Л» займет последнее окошко.
Воспитатель: Атеперьребята, немного отдохнём (проводитсяфизкультминутка).
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Буквой «Л» поставьте ноги,
Словно в пляске, - руки в боки.
Наклонились влево, вправо,
Получается на славу.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Молодцы!
Игра «Угадай, звук «Л».
Я буду называть слова, а вы должны угадать, есть в них звук «Л» или нет, и где находится? (если есть звук «Л» дети хлопают в ладоши):
Лошадь, лев, сом, лак, лыжи, ложка, рама, стул.
Пальчиковая гимнастика:
Нет на свете легче дел, (сжимание и разжимание пальчиков)
Чем составить букву «Л».
Распрямим свои ладони (соединить ладошки «домиком»)
И из них построим домик.
Воспитатель:Ребята, посмотрите на картинку, это буква Л.
- Скажите, на что она похожа?
- Из каких элементов состоит печатная буква Л? Из двух палочек.
Воспитатель: Работа в рабочих тетрадях.
Воспитатель: А сейчас выполним задания в рабочих тетрадях.
-Давайте вместе вспомним еще раз гласные звуки, которые мы уже выучили и знаем (А, О, У, Ы, Э).
-Давайте назовём каждый звук отдельно (воспитатель показывает и называет, а дети повторяют.)
- А теперь, Звуки взялись за руки и зазвучали совместно, пропойте их (просит прочитать слоги с буквой «Л».
- Какиеслоги получились (ответы детей)
«ЛА», «ЛО», «ЛУ», «ЛЫ», «ЛЭ».
3. Заключительная часть.
-Молодцы, ребята. Все постарались и хорошо справились с заданием.
Совместное подведение итогов, анализ деятельности, рефлексия.
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?
- Какая это буква? Она согласная или гласная?
- На что она похожа?
-Все постарались, молодцы!