Папки-передвижки

Формирование компетентности у педагогов дошкольного учреждения по развитию у дошкольников навыков общения со сверстниками

Марина Ларюкова
Формирование компетентности у педагогов дошкольного учреждения по развитию у дошкольников навыков общения со сверстниками
▼ Скачать + Заказать документы

Полноценная жизнь каждого человека невозможна без контактов с другими людьми. Потребность в общении - одна из самых важных человеческих потребностей.

Общение - важное средство и функция социализации, фактор успешности личностного развития детей дошкольного возраста. Проблема становления межличностного общения на основе человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности, доброты, культуры, неустойчивые нравственными критериями в воспитании ребёнка в сегодняшних условиях. Поэтому, должное внимание в воспитательно-образовательной работе дошкольных учреждений должно быть уделено становлению межличностного общения сверстников.

Публикация «Формирование компетентности у педагогов дошкольного учреждения по развитию у дошкольников навыков общения со сверстниками» размещена в разделах

В исследованиях ведущих отечественных психологов доказано, что потребность в общении у детей является базисом для дальнейшего развития всей психики и личности уже на ранних этапах онтогенеза (Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, М. И. Лисина, В. С. Мухина, А. С. Рузская и др.). Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает человеческий опыт. Без общения невозможно установление психического контакта между людьми.

Владение навыками культуры общения со сверстниками и взрослыми, способность выстраивать свои отношения и взаимодействие с ближайшим социальным окружением, чрезвычайно важны для ребенка. Проблема развития навыков общения у детей дошкольного возраста имеет значение для:

- воспитателей, так как они должны быть компетентны в вопросах воспитания у детей навыков культуры общения со сверстниками и взрослыми, формирования у детей способности выстраивать отношения и взаимодействие с ближайшим социальным окружением, психологической подготовке к обучению в школе;

- для родителей, поскольку нормы поведения, усвоенные ребенком в семье отражаются на процессе его общения со сверстниками,

- для самих дошкольников, так как в дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения: конфликтные и дружеские, и выделяются дети, испытывающие трудности в общении [62, 368].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Достижения ребенка к концу дошкольного возраста должны быть значительными: хорошо развита речь и сформированы социальные навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

А. С. Белкин и В. В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно–образовательная деятельность Учебно – методическая деятельность Социально – педагогическая деятельность

критерии компетентности : осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. критерии компетентности : планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. критерии компетентности : консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав.

Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога : знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности : знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно? Л. М. Галигузова считала, что здесь возможны два пути:

- во-первых, организация совместной предметной деятельности детей;

-во-вторых, формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у другого. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку увидеть сверстника. Игрушка как бы закрывает человеческие качества другого ребенка.

Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре, предлагает повторить его действия. При таком поведении взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику, возникает эмоционально-практическое общение.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей в условиях детского сада являются совместные игры, в которых малыши действуют одновременно и одинаково. Отсутствие соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства и близости со сверстниками, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Организованная совместная игра детей может способствовать не только развитию их содержательного общения, но и адаптации дошкольников к детскому саду. Принято считать, что для успешного, привыкания ребенка к ежедневному посещению детского сада лучше предоставить ему по возможности больше свободы, чтобы тем самым приблизить условия жизни в группе к привычным домашним. Поэтому при подготовке к приему детей все усилия педагогов сосредоточены главным образом на создание уютного интерьера и на подборе привлекательных игрушек. Большие надежды возлагаются на то, что игрушки будут радовать детей, а воспитателю помогут занять и организовать их.

Однако очень часто вместо радости игрушки приносят малышам большие огорчения и даже слезы. Дети отбирают их друг у друга, дерутся из-за привлекательной куклы или машинки. Здесь мало помогают уговоры и объяснения того, что игрушки общие, что ими надо пользоваться сообща или по очереди, уступая друг другу. Слабая эффективность таких советов объясняется тем, что они вступают в явное противоречие с привычным для детей опытом игры дома, где они являются полновластными обладателями игрушек и могут играть с ними сколько и как пожелают. Отсутствие опыта игрового общения и совместной игры со сверстниками приводит к тому, что в другом ребенке малыш видит главным образом претендента на привлекательную игрушку, а не доброго и желательного партнера писала Л. М. Галигузова.

Вот почему с первых дней посещения детского сада неоценимое значение для жизнерадостного настроения детей и их хорошего отношения друг к другу имеют совместные игры.

Из высказанного можно сделать вывод о том, что и взрослый и сверстник способствует развитию разных сторон личности ребенка. В общении со взрослым ребенок учится говорить и делать, как надо, слушать и понимать другого, усваивать новые знания. В общении со сверстником – выражать себя, управлять другим, вступать в разнообразные отношения.

Таким образом, переход детей к субъектному, собственно коммуникативному взаимодействию становится возможным в решающей степени благодаря взрослому.

Я считаю, что именно взрослый помогает ребенку открыть сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

Изучив данную проблему в ДОУ с помощью анкетирования педагогов, анализа планирования работы с детьми по данной проблеме, наблюдения за деятельностью педагогов и взаимоотношением детей в группах я пришла к выводу, что необходимо провести работу с педагогами по повышению их компетентности в планировании и проведении работы с детьми по формированию навыков общения между сверстниками.

Определив проблему, я разработала программу для педагогов ДОУ по формированию у них знаний и практических навыков по проблеме развития навыков общения со сверстниками детей дошкольного возраста :

№ Тема Срок проведения

1. Семинар «Общение – важный вид социально-коммуникативного развития» :

-роль общения в психическом развитии ребёнка

-развитие способности общения у детей ясельного и дошкольного возраста

- продукты общения

- Тренинг «Давайте пообщаемся!»

октябрь

2. Семинар-практикум «Общение и семейное воспитание» ноябрь

3. Семинар-практикум – круглый стол «Игра - педагогическая азбука общения»

- Общение со сверстниками детей дошкольного возраста

-развитие в игре различных средств общения; - (отв. воспитатель старш. гр. №13)

- значение игр в воспитании, обучении и развитии коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста; - (отв. воспитатель подгот. гр. №11)

-особенности общения в игре детей с проблемами в развитии (нарушениями речевой, интеллектуальной и других систем организма); (отв. воспитатель старшей логопед. гр. №10) ноябрь

4. Практикум «Выявление особенностей межличностного взаимодействия ребёнка со сверстниками и взрослыми»

- знакомство с методиками

- решение проблемных ситуаций

- Игровой тренинг для педагогов «Играя, общаемся!» декабрь

5. Мастер-класс «Роль игры в формировании общения между детьми дошкольного возраста» январь

6. Практикум по снятию психического напряжения и созданию возможностей для самовыражения

- тренинги с воспитателями

- игры и игровые ситуации, создание картотеки игр январь

7. Фестиваль педагогических копилок «Развиваем общение ребенка»

- творческая презентация наработок педагогов по проблеме формирования общения дошкольников февраль

8. Блиц – турнир «Азбука общения» (итоговое мероприятие) :

- разминка

- практическая часть (творческое представление своих наработок)

- награждение педагогов февраль

В рамках реализации программы мною были наработаны методические материалы по работе с педагогами с целью повышения их профессиональной компетентности по проблеме развития навыков общения между детьми дошкольного возраста и практический материал - картотеки игр, игровых ситуаций, рекомендации для педагогов.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая этикет, слушать партнёра.

Прививая детям умения межличностного общения, необходимо одновременно совершенствовать эти же умения у педагогов, родителей.

Библиографический список

1. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова, Т. А. Немова. - СПб., 1998. - 67-73.

2. Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя/ Т. Захараш // Дошкольное воспитание – 2011. -№ 12. С. 74

3. Запорожец А. В., Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников. - М., 1974.

4. Хохлова, О. А. Формирование профессиональной компетентности педагогов/ О. А. Хохлова// Справочник старшего воспитателя – 2010. - №3.- С. 4.

Публикации по теме:

Консультация «Формирование ИЕТ компетентности педагогов ДОУ» Современные условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Информатизация образования является одним.

Формирование навыков общения малышей со сверстниками и взрослыми Такие задатки ребенка дошкольного возраста, как формирование собственного самосознания, подчинение общепринятым нормам человеческой жизни,.

Игры для развития навыков общения со сверстниками Игры на развитие навыков общения со сверстниками. Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай. Цель: развитие коммуникативных навыков детей,.

Игры на развитие навыков общения со сверстниками Если «да» — похлопай, если «нет» — потопай. Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Возраст: 3-4 года.

Использование ИКТ в деятельности дошкольного учреждения как отражение информационно-коммуникативной компетентности педагогов Использование информационных технологий в деятельности дошкольного учреждения как отражение информационно-коммуникативной компетентности.

Коммуникативные игры как средство развития общения и взаимодействия дошкольников со взрослыми и сверстниками Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой определенные требования в социально- коммуникативном.

Формирование ИКТ-компетентности у педагогов ДОУ Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно-коммуникационных технологий. Бесспорно,.

Обобщение опыта «Формирование навыков общения у дошкольников посредством театрализованных игр» Для дошкольника игра – это наиболее доступный и интересный способ переработки, выражения эмоций, впечатлений. Детство проходит в мире ролевых.

Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Её успешное решение зависит от многих условий.

Памятка для педагогов и родителей «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста» Памятка для педагогов и родителей «Формирование графомоторных навыков у детей дошкольного возраста» Цель: Создание социальных условий развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование компетентности у педагогов дошкольного учреждения по развитию у дошкольников навыков общения со сверстниками
Опубликовано: 29 февраля 2016 в 08:55
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование компетентности у педагогов дошкольного учреждения по развитию у дошкольников навыков общения со сверстниками» (включая файлы) размещена пользователем Марина Ларюкова (УИ 449904) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД