Валентина Шанина
Воспитание культурой и красотой. Консультация для педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое воспитание?
Нам представляется, что это «питание» души и сердца ребенка всем самым возвышенным. Благородным и прекрасным, питание красотой. Сегодня воспитание нравственного и культурного человека выходит за рамки чисто образовательных задач. Сегодня воспитание становится проблемой спасения SOS.То, что происходит в мире, не может быть оценено иначе как чрезвычайная ситуация! Небывалый рост жестокого насилия, всевозможных пороков, в первую очередь ставящих под угрозу жизнь детей, заставляет принимать самые серьезные и решительные меры и немедленно. Что мы можем сделать? Одним махом раз и навсегда ничего сделать не возможно. Нужны каждодневные и повседневные решительные действия. Они должны быть глубоко продуманы и прочувствованы. Прежде это всего касается воспитание самых маленьких членов общества. Главное- знать причину болезни. Найти корень. А причина одна - упадок нравственности и культуры в самом широком понимание этого слова. Причина - в самом человеке. Деградация человека неизбежно приводит к деградации общества и государства, к глобальной катастрофе. Недаром говорят: «Что посеешь, то пожнешь». Дети растут быстро. Не успеешь оглянуться, как наш воспитанник уже взрослый. Какой он? Что делает? Как живет? Может быть, что-то доброе вынес из детства? Может быть, что-то из тех времен сохранил в себе? Быстро летит время. Потому-то и медлить нельзя! Воспитание сегодня, а не завтра. Воспитание лучших качеств, лучших чувств, лучших мыслей. Как это сделать? С помощью Культуры и Красоты, пропуская их через свою душу и сердце, к душе и сердцу ребенка. Без этого никакие методики, технологии и средства культурного, и эстетического воспитания не работают. Духовное и материальное благосостояние государства и общества, зависит от тех основ, которые мы, именно мы и сейчас. Заложим в сознание и сердце детей. Воспитание Культурой и Красотой не просто красивые слова - это опыт человечества, это единственный путь. Культура и Красота - понятия глубинные, прежде всего духовные. Они связаны с внутренним миром человека с его мыслями, чуствовами. Николай Заболоцкий писал: Что есть красота и почему обожествляют люди? Сосуд она, в котором пуста или огонь, мерцающей в сосуде? Николай Добролюбов отвечает: Красота заключается не в отдельных чертах и мнениях а, в общем, выражение лица, в том жизненном смысле, который в нем заключается.»
Публикация «Воспитание культурой и красотой, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Подлинно культурный человек-это не только образованный человек. Культура-это не только образование. Это сложная сумма поведения. Это сложная сумма выработанных привычек, в основе которых положены эстетические и этические вкусы и нормы. А того кто не руководит своими инстинктами - его нельзя назвать культурным человеком. Культура, если она впитана с детства, становится - обязательно становится - неотъемлемым достоянием человека. Она как-бы пропитывает его нервную систему и руководит в дальнейшем его поступками. В чем же красота? Как она влияет на ребенка? Где ее искать и как нести ее детям? Красота много лика многопланова, многомерна, если угодна. Нет и не может быть единого стандарта Красоты единого эталона. Сколько людей и столько и понимания и восприятия Красоты. Слово Красота мы пишем с большой буквы, значит, имеем ввиду нечто прекрасное, доброе, гармоничное, совершенное, что вызывает радость. Удовлетворение, восторг или утешения, в общем, положительно влияет на нас. Что это может быть? Природа, искусство. Красота человека его духовная внутренняя красота, которая выражена в поступках, в подвигах во имя общего блага, во имя добра и той - же красоты. Это Красота наших чувств, мыслей, переживаний порой непостижимых умом. Но сердцем. Ясно одно, в чем бы, как ни была выражена. Красота она положительно влияет на человека, делая его добрее, чище, возвышенной, уверенней. Красота может успокаивать, может придавать сил и даже лечить. Недаром существует арт-терапия - лечение Красотой. Глядя на прекрасное и слушая о прекрасном, человек улучшается. По этому мы должны окружать ребенка красотой - всем прекрасным, чем только сможем. Природа произведения искусства, литература все это в меньшей большой мере может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм и звуков превращений в ней можно увидеть и услышать! А сколько чудных подвигов в легендах и былинах о народных героях и подвижниках! Важно понять, что не воспринятая красота не действует, она как-бы не существует. Но она есть гораздо больше, чем мы думаем, чем мы видим. Все дело в нашем умение замечать, понимать, чувствовать Красоту. Можно сколько угодно стоять перед картиной, или среди красой природы и при это не почувствовать Красоту не восхититься не обрадоваться. В таком случае Красота не действует и не делает нас лучше. Не спасает. Необходимо ее научиться воспринимать, осознавать и претворять в жизнь. Мы должны совершать усилия, чтобы замечать красоту вокруг себя, чтобы ее чувствовать, фиксировать в своем сознание и конечно чтобы суметь творить красоту. Если на это удастся, то нам удастся воспитывать детей Красотой - передавать им свою любовь Красоте, помогать замечать Красоту и создавать Красоту своими руками. В деле воспитания Красотой на первом месте должно оказаться восприятия Красоты. Для этого очень важно развивать внимание, наблюдательность. Внимание - есть основа накопления восприятия, есть первый шаг к утончению и развитию восприятия. Направить взгляд ребенка и произнести призывное: «Смотри» - одна из важных задач воспитателя. Можно с уверенностью сказать, что без внимания, восприятия невозможно обратить на себя внимания; ребенку помогает красочность, необычность, привлекательность того что мы ему показываем. Выдающейся Советский педагог и воспитатель В. Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Дети удивительно остро воспринимают яркие трепещущие игрой красок, оттенков и звуков образы и глубоко хранят их в памяти.» Планомерное развитие в детях внимания, наблюдательности приведет к развитию чуткости восприятия, что само по себе очень важно как первый шаг к нравственности, отзывчивости, эстетической развитости. В этой же книге Сухомлинский говорит: «Там где нет чуткости, тонкости восприятия окружающего мира, вырастают бездушные, бессердечные люди.» Восприятие красоты неразрывно связано с потребностью выразить свои впечатления в какой - либо форме. Это как вдох и выдох. Если восприятия можно назвать вдох, то выражения воспринятых образов красок, звуков в той или иной форме - выдохом. Понятно, что вдох без выдоха не возможен. Мы помогаем ребенку (выдохнуть) в рисунках, в поделках, в игре или в слове, но при этом очень важно дать ему возможность сделать это непосредственно свободно - выразить то, что он хочет и как хочет. У маленьких детей до 5 лет от природы сильное чувство свободы потребность в самостоятельном действии. Если это природная потребность поощряется и развивается, ребенок воспитывается и развивается естественно и полноценно. К сожалению, частые случаи, когда в семье и в д/саду - эта самостоятельность не развивается и даже тормозит. Принуждая ребенка делать по плану и заданию взрослого ограничивая его творчество, мы тормозим и даже надолго можем убить желания ребенка свободно творить и проявлять инициативу. Ребенок усваивает форму взрослого и несет ее не только в д/сад, но и в повседневную жизнь, но и в дальнейшую жизнь взрослого человека. И наоборот, постоянно внушая ребенку веру в свои силы, поощряя любую инициативу, исходящую от ребенка помогая в его творческих начинаниях, пусть самых наивных и маленьких, мы помогаем тому, что ребенок смело, берется за кисть, карандаши не боится большого белого листа бумаги, не боится высказывать, что он думает и чувствует. Такие дети выглядят более энергичными, радостными, здоровыми и сильными. Может быть, многие психологические проблемы детей и проблемы здоровья связаны с подавлением их инициативы, творчества с неправильным воспитанием. Говоря о воспитании Красотой, нельзя не сказать о радости, которая всегда рядом, которая возникает и должна возникать - в нас и в детях при встрече с красотой, в процессе свободного творческого самовыражения, эмоциональный подъем, позитивные чувства, возникшие от увиденной или услышанной Красоты, от творчества, наверное, благотворно влияют на здоровье. Задача воспитателя - создавать условия для возникновения радости, эстетических переживаний, уверенности и других нравственных чувств, и переживаний. Дети всегда будут любить и долго помнить те места и тех людей, где они испытывали эти прекрасные чувства. Туда их будет тянуть как магнитом - это проверено жизнью. Мы должны говорить ребенку, объяснить ему значения Красоты для людей, ее ценность и необходимость. Мы должны прививать детям уважения ценностям Культуры и искусства, воспитывать их как защитников Красоты. Огромное количество бесценных творений человечества погибли в воинах вооруженных конфликтах. Не меньше - в мирное время, когда невежество, варварство, приводили её сокращению - сокровищ Красоты, так нужных для новых поколений. Дети могут знать и об этой стороне существующей Красоты, чтобы лучше почувствовать и понять всю необходимость сохранения. Прекрасного не только для себя, но и для близких, для всех людей на земле. Чем больше будет красивых уголков природы в нашей жизни, хороших и доступных музеев. Выставок концертов, книг - всего, что несет в себе Красоту, тем полноценнее будут протекать их развитие и образования. Красота должна жить в наших домах, вокруг нас в детсаду и в школах. Мы должны стремиться как можно лучше украсить места пребывания детей, сделать все возможное, чтобы они видели живую природу, могли приблизиться к ней. По большому счету д/сады и школы должны быть самыми красивыми сооружениями. Конечно, в достижении Красоты нужны усилия, нужны постоянные усилия. Только тогда мы станем крепче и крепче будет Красота, которую мы создадим вокруг себя.