Рипсимэ Парзян
Консультация для педагогов «О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
«О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка»
Увеличение времени, отводимого на самостоятельную деятельность детей, за счет сокращения общегрупповых занятий – одно из основных направлений совершенствования педагогического процесса в дошкольном учреждении это дает воспитателю больше времени уделять индивидуальному общению с ребенком, что в свою очередь способствует более полному удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Но, к сожалению, именно во время самостоятельной деятельности детей лишь эпизодическим вмешательством, направленным, как правило, на устранение возникшего между детьми конфликта, причем вмешательство это не нацелено на выявление подлинной причины конфликта и воздействие на нее, что может вызвать отрицательное эмоциональное состояние ребенка привести к дисгармонии в его взаимоотношениях как с воспитателем, так и с детьми. Систематическое же невнимание воспитателя к ситуациям, требующим его помощи, часто приводит к накоплению отрицательных эмоций и возникновению отрицательного эмоционального самочувствия, определяемого в психологии как эмоциональное неблагополучие.
Публикация «Консультация для педагогов „О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие ребенка“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
Проблема эмоционального самочувствия ребенка в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.
Понятие «эмоциональное неблагополучие» нуждается в разъяснении. Устойчивое отрицательное эмоциональное состояние – достаточно редкое явление в практике дошкольных учреждений, гораздо чаще можно наблюдать ситуативный дискомфорт, при котором своевременное выявление негативных изменений в поведении ребенка позволяет помочь ему преодолеть возникшие трудности в общении с воспитателем и сверстниками и не дать развиваться устойчивому эмоциональному неблагополучию.
Чтобы контакты воспитателя с ребенком приносили им взаимное удовлетворение, воспитателю необходимо быть очень внимательным к эмоциональному состоянию ребенка, адекватно интерпретировать его поведение в конкретной ситации, находить правильные способы взаимодействия с ним с учетом наметившихся изменений в его поведении. Воспитатель должен помнить то, что, взаимодействуя с ребенком, испытывающим эмоциональный дискомфорт, связанный с его положением в обществе сверстников, он может или помочь ребенку преодолеть возникшие трудности, или еще более отдалить его от других детей, например, неостородным замечанием в их присутствии. Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет ему вернуть душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. А это в свою очередь будет способствовать тому, что ребенок быстрее овладеет необходимыми навыками, научится достигать поставленной цели. Кроме того, помощь воспитателя в разрешении того или иного конфликта способна поддержать положительное эмоциональное состояние в группе, развить доверие и доброжелательность во взаимоотношениях между детьми, установить взаимный контакт с ними.
Взаимодействуя с ребенком, воспитатель использует разные формы общения, выбирая из них те, которые наиболее адекватно соответствуют ситуации (непосредственно – эмоциональная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная, внеситуативно-личностная).
Косвенным показателем эмоционального состояния ребенка является его поведение, варианты которого различны:
ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
Дети стремятся быть как можно ближе к воспитателю, используют любой повод, чтобы обратить на себя внимание, заслужить одобрение. Такие дети могут поделиться с воспитателем самым сокровенным, способны на ревность в ответ на внимание воспитателя к другим детям. Стремясь привлечь внимание к себе, они идут даже на нарушение дисциплины. В основе такого поведения может лежать отсутствие понимания в семье. Такие дети особенно нуждаются в непосредственно-эмоциональной форме общения с воспитателем, отсутствие которой может привести к эмоциональному неблагополучию. Устойчивая симпатия к воспитателю помогает ребенку приобрести положительный опыт устаноления контактов со взрослыми, но может привести к коммуникативной несамостоятельности, к росту зависимости от воспитателя. Общаясь с детьми, для которых характерен такой тип поведения, опираясь на их устойчивую симпатию, воспитатель должен постепенно от непосредственно-эмоциональной формы общения переходить к ситуативно—деловой, не забывая об «эмоциональных поглаживаниях» (термин, введенный американским психотерапевтом Э. Берном, формы интимного физического контакта, в основе которых – признание и уважение другого человека, что, безусловно, поможет расширить круг общения таких детей, вовлечь в него сверстников.
ВТОРОЙ ВАРИАНТ
Дети хотят общаться с определенными детьми из группы, как правило, лидерами, причем они используют все средства, чтобы привлечь к себе интерес: от «подкупа» (сласти, игрушки) до внешней агрессии (разрушают постройки, отбирают игрушки и т. д.). Если ребенок, к которому такие дети испытывают симпатию, соглашается играть с ними, то они с удовольствием принимают на себя любые роли, не претендуя на ведущие, а «охлаждение» со стороны понравившегося сверстника вызывает недоумение, а потом и разочарование, что может вызвать ситуацию эмоционального неблагополучия, породить агрессивность и недоброжелательность к другим детям. Дети, для которых типичен второй вариант поведения, нуждаются прежде всего в личностном и одновременно деловом общении с воспитателем.
ТРЕТИЙ ВАРИАНТ
Этот тип поведения типичен для детей, которые поначалу недоброжелательно относятся ко всем сверстникам, охотно общаются с ними в совместной деятельности, но не способны установить продолжительный контакт с ними из-за отсутствия навыков общения. В результате такие дети начинают с осторожностью относиться к общению с окружающими. Если вовремя не помочь им, то в них могут развиться черты (робость, нерешительность, застенчивость, мешающие полноценному общению. К сожалению, такие дети, как правило, выпадают из поля зрения воспитателя, так как не приносят ему особых хлопот. Они не заметны на фоне других детей группы, но порой за этой незаметностью скрывается целая драма – неудовлетворенная потребность в общении, что может привести к эмоциональному неблагополучию. Задача воспитателя – помочь таким детям наладить контакты со сверстниками, вовлекая их в совместную деятельность, при которой необходимы согласованные действия, учет мнений и интересов сех. С такими детьми предпочтительней является деловая форма общения, позволяющая им стать интересными для детей партнерами в совместной деятельности. Для таких детей очень важно одобрение, но пользоваться им нужно осторожно: чрезмерное захваливание, не имеющее под собой реальных оснований, может принести ребенку вред или оттолкнуть его от воспитателя, ведь дети, может быть, как никто другой, чувствуют фальш.
ЧЕТВЕРТЫЙ ВАРИАНТ
Дети, характеризующиеся таким типом поведения, не испытывают достаточно выраженной потребности в общении с педагогом и сверстниками. Они крайне редко обращаются к воспитателю, скованны в его присутствии, предпочитают индивидуальные игры или общение с одним или двумя сверстниками, в основном из тех, с кем не общаются другие дети. К причинам такого поведения можно отнести: редкое посещение дошкольного учреждения из-за частых болезней, глубокую привязанность к родителям и т. д. Среди таких детей могут оказаться одаренные. В этом случае предпочтительной оказывается личностная форма общения, контакт с воспитателем, который должен разобраться в причинах несформировавшейся потребности общения с окружающими.
Таким образом, чтобы добиться эмоционального благополучия ребенка в детском саду, воспитателю необходимо понять причину душевного дискомфорта ребенка и выбрать ту форму общения с ним, которая наиболее адекватна характерному для ребенка типу поведения и той потребности, которая оказывается неудовлетворенной в данной, конкретной ситуации.