Азаренко Юлия Степановна
Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Азаренко Юлия Степановна., учитель-логопед
ГБДОУ№ 24 Приморского района,
г. Санкт-Петербурга
Тема статьи: «Пути совершенствования системы работы учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО»
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования,что значительно повышает предъявляемые к нему требования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении необходимо создать специальные условия для получения образования всеми детьми, учитывая их индивидуальные потребности. На реализацию государственных стандартов направлены современные образовательные технологии.
Темочки:
Анализ педагогической литературы позволил нам выявить,что традиционные подходы работы с современными детьми не всегда эффективны. Современная педагогика предлагает нам перенести акценты с пассивной модели обучения на активную и интерактивную (ребенок взаимодействует с другими участниками образовательного процесса).
Совершенствования системы работы учителя-логопеда это использование различных форм деятельности в коррекционно - образовательном процессе. Это прежде всего: непосредственно образовательная деятельность, подгрупповые, индивидуальные занятия. Допускается использование разнообразных форм, методов, приемов и средств обучения. Благодаря использованию таких разных методов как беседы, наблюдения, развивающие и дидактические игры, упражнения решаются не только обучающие задачи, но и обеспечиваются благоприятные условия в группе. Коррекционно - педагогический процесс нацелен на создание оптимальных условий для преодоления речевых нарушений детей, коррекции негативных особенностей эмоционально-личностной сферы. Этому способствует организация предметно- развивающей среды в группе, в логопедическом кабинете, кабинете педагога-психолога, музыкальном, физкультурных залах.
Успех коррекции речевых нарушений ребенка во многом зависит от правильной диагностики речевого нарушения, то несомненно первое- это совершенствование системы мониторинга. Мониторинг определяет не только стартовые возможности ребенка, что он знает и умеет, но и то, что лежит в ближайшей зоне его речевого развития. Благодаря динамическому наблюдению есть возможность выявить влияние какого-либо фактора на развитие того или иного компонента речевой системы ребенка, а затем, если это необходимо, то изменить влияние этого фактора в нужном направлении.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: построение образовательного процесса на педагогически обоснованном выборе учебных программ; индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его индивидуального образовательного маршрута; оптимизации работы с группой детей.
Большую роль играет подбор «Программ» в том числе коррекционных. Образовательная программа разрабатывается самостоятельно на основе примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Правильное выстраивание коррекционной работы позволяет получить высокую положительную динамику развития ребенка с ТНР. Для детей инвалидов,если таковые имеются, разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут. Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления дошкольников. В процессе работы по реализации рабочей программы прослеживается интеграция содержания всех образовательных областей.
Знание и умелое применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии детей в немалой степени определяет результативность педагогической деятельности. Это использование не только традиционных,но и инновационных технологий. Педагог использует в своей деятельности
здоровьесберегающие технологии;
технологии проектной деятельности;
технология исследовательской деятельности;
информационно-коммуникационные технологии;
личностно-ориентированные технологии;
технология портфолио дошкольника и воспитателя;
игровая технология;
технология «Триз» и др.
Использование технологий интегрированного обучения, таких как тематические досуги, экскурсии с участием родителей создает условия для свободного общения, что в итоге, при логопедической помощи должно полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.
Для умелого использования современных образовательных ресурсов, интегрирования традиционных и инновационных педагогических технологий, обеспечения дифференцированного и индивидуального подхода необходимо постоянное повышение профессиональных компетенций учителя-логопеда. Для умелой интеграции образовательных областей требуется профессиональная компетенция педагога. Необходимо так сочетать то разнообразие современных педагогических технологий, чтобы максимально использовать многообразие видов детской деятельности.
Координация работы учителя-логопеда со специалистами ДОУ для реализации требований ФГОС имеет свое целью обеспечение комплексной коррекции психического развития ребенка. Организация комплексного психолого- медико-педагогического сопровождения ребенка позволяет создать единый комплекс совместной коррекционно- педагогической работы, направленной на формирование и развитее речевой сферы. В соответствии с рабочей программой, коррекционное направление является приоритетным, так как целью работы является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Эти дети требуют постоянной помощи и побуждений в виде вопросов, подсказок и поощрений. И все педагоги следят за речью детей, закрепляют речевые навыки, сформированные учителем- логопедом. В соответствии с рабочей программой все специалисты под руководством учителя- логопеда занимаются коррекционно - развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов. Успех совместной коррекционно- образовательной деятельности с детьми, имеющими речевые нарушения, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия учителя- логопеда, воспитателей группы, педагога- психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медицинскими работниками. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укрепления здоровья. Овладение детьми знаниями, приобретенными за определенный период, а также сформированность умения использовать полученный опыт в различных ситуациях, позволит успешно обучаться в школе. Правильный подбор программ обучения, организация развивающей среды, использование современных педагогических технологий позволяет увеличить положительную динамику развития речевой системы ребенка с тяжелыми нарушениями речи.