Ольга Бондаренко
Конспект группового занятия по ФЭМП для старших дошкольников с ЗПР «Путешествие за сокровищами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия
по развитию элементарных математических представлений
с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
«Путешествие за сокровищами»
Публикация «Конспект группового занятия по ФЭМП для старших дошкольников с ЗПР „Путешествие за сокровищами“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Интеграция образовательных областей: Приоритетная: «Познавательное развитие» ( компоненты области: сенсорное развитие, формирование элементарных математических представлений, формирование целостной картины мира и расширение кругозора). В интеграции: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Цель: создание условий для развития познавательной активности, коммуникативной функции речи дошкольников через дидактические упражнения математического содержания
Коррекционно-образовательные задачи:
1. Формировать интерес к окружающему миру.
2. Продолжать формировать умение ориентироваться во времени: о последовательности времени года, дней недели, частей суток.
3. Формировать умение анализировать сложные формы и воссоздавать их из частей на основе восприятия и сформированного представления.
4. Формировать умение ориентироваться на плоскости и на листе.
5. Закрепить умения сравнивать две группы предметов на основе практических упражнений.
6. Закреплять знания детей о геометрических фигурах, их зрительный образ.
7. Развивать умение решать логические задачи.
8. Закрепить знания о составе чисел в пределах 5 из двух меньших чисел.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать сенсорные способности у детей, пространственное представление, образное и логическое мышление, воображение, смекалку и сообразительность.
2. Развивать конструктивные навыки, умение работать по образцу.
3. Развивать умение детей определять на ощупь существенные признаки предмета, развивать память, воображение.
4. Развивать межполушарные связи, мелкую моторику рук.
5. Развивать умение классифицировать предметы по существенному признаку.
6. Развивать активное произвольное внимание.
Коррекционно-воспитательные задачи:
1. Воспитывать устойчивый познавательный интерес.
2. Воспитывать привычку к умственному труду.
3. Воспитывать навыки контроля и самоконтроля в процессе умственной деятельности.
4. Воспитывать у детей наблюдательность, активность.
5. Воспитывать чувство взаимного сотрудничества, взаимопомощи, умение договариваться.
Методы и приемы активизации деятельности ребенка в процессе ОД:
- игровые: игровые ситуации, игровые упражнения;
- проблемные: постановка проблемной ситуации, проблемные вопросы, побуждающие речевую активность;
- словесные: беседа, вопросы к детям (уточняющие, систематизирующие, объяснение задания;
- наглядный: демонстрация презентации;
-практический: упражнение на соотнесение геометрических форм, двигательное упражнение, логическое упражнение.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Раздаточный материал и оборудование: презентация, ноутбук, видеопроектор, наглядное пособие: календарь природы, дни недели, части суток; головоломка «Колумбово яйцо», схема корабля; карточки для игры «Найди пару» с геометрическими фигурами; «море – листы» для ориентировки на листе, разноцветные рыбки по количеству детей; игра «Волшебный мешочек» с геометрическими фигурами, стол песочница; цветные карандаши; модульные коврики; плакат «пушка с ядрами»; сундук с золотыми монетами.
Ход занятия
1. Оргмомент «Хорошее настроение»
(Дети входят под музыку «Веселый ветер», здороваются и встают в круг)
Здравствуйте, ребята! У меня сегодня очень радостное настроение и с ним я хочу поделиться с вами.
Встало солнышко давно, заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг, я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся, и обратно все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем, путешествовать пойдём.
В путь далёкий мы спешим, опоздать мы не хотим.
2. Основная часть
Задание «Дата путешествия» (Ориентировка во времени)
Ребята, вы любите путешествовать? (Да) Тогда я вас приглашаю в путешествие по морю, к необитаемому острову за сундуком с сокровищами. В пути нас ждут сложные и интересные испытания. Вы должны будете показать свои знания, умения и сообразительность. Ну, что, не передумали? Тогда вперед!
Нам необходимо определиться с датой нашего путешествия.
- Скажите, какое сейчас время года? (Весна)
- Путешествие состоится сегодня. Какой сегодня день недели? (четверг)
- А какое сейчас время суток? (Утро)
Мы определили дату нашего путешествия. Когда же мы отправляемся? Назовите ребята. (Мы отправляемся весной, в четверг с утра). Молодцы!
Задание «Корабль по схеме» (Колумбово яйцо)
А на чём мы будем путешествовать, вы сейчас узнаете. Отгадайте загадку.
Это что за чудеса:
Дует ветер в паруса?
Не паром, не дирижабль –
По волнам плывет. (Корабль)
Правильно, ребята, мы будем путешествовать на корабле. А для того, чтобы начать наше путешествие, надо построить корабль. (Дети садятся)
Строить корабль будем из головоломки Колумбово яйцо, по схеме.
Задание «Билеты на корабль» (игра «Найди пару»)
Но чтобы сесть на наш корабль, нам нужны билеты. На билетах геометрические фигуры разного цвета и по-разному расположены. А на стульях точно такие же карточки. Найти свое место на корабле. Садитесь, проверьте друг у друга, правильно заняли места.
Задание «Морские обитатели» (Ориентировка на плоскости, на листе, сравнение двух предметов)
СЛАЙД
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
СЛАЙД
Рядом с нашим кораблем проплывают морские обитатели. Каких морских обитателей вы знаете? (Рыбки, медузы, дельфины)
У морских обитателей есть свои любимые места.
Ориентировка на плоскости: сколько дельфинов находится справа? (4). Сколько морских звезд? Где они находятся? (3 звезды находятся внизу). Сколько черепах? Где они находятся? (3 черепахи с левой стороны). Где находится краб? (Один краб находится вверху). Где находятся морские коньки? (Посередине)
Сравнение двух предметов: Каких морских обитателей больше всех? (Дельфинов). А каких меньше всех? (Один краб). А каких обитателей одинаковое количество? (Черепах и морских звезд, их по 3)
Ориентировка на листе: А где же любят плавать разноцветные рыбки? Мы сейчас найдем. Возьмите свои море - листы и расположите рыбок там, где я скажу. Слушайте задание. Положите, пожалуйста, одну красную рыбку в середине моря. Положите две синих рыбки с правой стороны. Положите три желтых рыбки вверху. Положите четыре зеленых с левой стороны. Сколько оранжевых рыбок осталось? (5) Положите снизу. Молодцы, вы нашли любимые места для рыб.
Мы продолжаем наш путь к острову. Занимайте свои места на корабле.
Задание «Острова» (Геометрические фигуры на ощупь, кинезиология – двумя руками в воздухе и на песке, преобразовывают фигуры)
СЛАЙД
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
СЛАЙД
Мы проплываем рядом с островами. Острова бывают разной формы. На что похожи острова? (На геометрические фигуры)
Мы сейчас с ними поиграем. У меня есть «Волшебный мешочек». В мешочке разные фигуры. Вам задание, слушайте. Каждый из вас на ощупь находит одну геометрическую фигуру, не вынимая из мешочка, называет ее. Затем двумя руками, в воздухе должен нарисовать эту фигуру, а затем двумя руками на песке.
А чтобы наши геометрические фигуры стали веселыми, мы превратим их разные предметы. Возьмите каждый по одному листу с фигурами и садитесь. Во что можно превратить круг, квадрат, прямоугольник, треугольник? Берите карандаши и выполняйте задание. Ребята скажите, что у вас получилось. (Ответы детей).
Задание «4-й лишний»
СЛАЙД
Я приготовила ещё одну игру. Подойдите к экрану. Посмотрите на экран и определите, что лишнее и объясните, почему?
Физминутка «Цветная разминка»
СЛАЙД
Пора нам размяться. Я приглашаю вас на цветную разминку. Каждый выберет себе место около ковриков. На экране будут появляться разноцветные квадраты. Нужно назвать цвет квадрата и встать на нужный коврик. Делать надо это очень быстро. Глазки на экран. Молодцы, все цвета знаете.
Мы продолжаем наш путь. Занимайте свои места на корабле.
Задание «Заряди ядро» (составление числа 4 из двух меньших чисел)
СЛАЙД
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет.
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
Вот и показался наш остров. Но посмотрите у нашего необитаемого острова пиратский корабль. Они охраняют наши сокровища. Надо пиратов победить. У нас есть пушка. Попробуем попасть из пушки в пиратский корабль? Будем работать парами, по два человека. Чтобы его поразить, надо сделать два залпа. А заряжать мы будем в пушку математические ядра. Надо найти 2 ядра с такими числами, чтобы вместе они образовали число 4.
- С каким числом ты выбрал ядро? (ответы детей)
- Как составил число 4? (ответы детей)
-Сколько метких попаданий, считаем. (2) Молодцы. Пиратов мы победили, путь свободен.
Вперед за сундуком с сокровищами! (Выносится сундук с сокровищами)
Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте встанем в круг. Вокруг себя повернитесь, в детский сад вернитесь!
Итог занятия
Вы все, ребята, молодцы! Вы оказались умными, ловкими, сообразительными и смелыми. Скажите, пожалуйста, вам понравилось путешествие? Для чего мы отправились в путешествие? На чем мы путешествовали? Кого вы сегодня встретили во время нашего путешествия? Какие задания вызвали у вас затруднения? Какие задания понравились? Давайте посмотрим, что лежит в сундуке. В сундуке «золотые монеты». Пойдемте в группу и разделим наш клад поровну.