Павлова Юлия Александровна
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в весенний лес. Дифференциация звуков [С] — [Ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: Коррекционно – развивающее.
Образовательная деятельность:
«Речевое развитие»
Раздел:
- Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи.
- Подготовка к обучению грамоте.
Проектировочный компонент.
Тема: «Путешествие в весенний лес. Дифференциация звуков Ш-С»
Цели:
1. Коррекционно - образовательная задача:
-формировать лексику по теме «Весна» «Дикие животные».
Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие в весенний лес, Дифференциация звуков [С] — [Ш]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-учить детей давать акустико – артикуляционную характеристику звуков Ш, С
-обучать детей образованию притяжательных прилагательных
2. коррекционно - развивающая задача :
-учить детей дифференцировать звуки Ш-С в слогах, словах и предложениях;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать навыки словоизменения и словообразования;
3. коррекционно - воспитательная задача:
- воспитывать у детей чувство любви к окружающему миру;
- воспитывать у детей самоконтроль за речью;
Оборудование: коврограф, согласные и гласные буквы, демонстрационный материал (весна в лесу, кукла би-ба-бо лиса,картинки на звук Ш и С) мяч. Раздаточный материал: папка игровизор, лист задание, маркер, салфетка, пособие «азбука на кубиках», звуковые символы, игровое задание, карандаш на каждого ребёнка.
Предварительная работа: Проведение фронтальных и индивидуальных логопедических занятий. Чтение художественной литературы о весне и диких животных проведение тематических подвижных игр, лепка, аппликация и рисование диких зверей и изменения природы весной.
Подготовка к занятию: разучивание загадок индивидуально с детьми
Организационный компонент:
НОД составлено в соответствии с Санпином. Учётное время в соответствии с возрастными особенностями (30 мин., оборудование соответствует возрасту детей, выполнена влажная уборка помещения, освещение искусственное дневной свет.
Мотивационный компонент.
Побуждение детей к деятельности при помощи путешествия в лес, в гости лисичке и медведю, с помощью загадок и использование куклы би-ба-бо.
Ход занятия:
1. Организационный момент. Дети встают вокруг логопеда.
Сегодня ребята, мне сорока на хвосте из леса весть принесла.
В лесу сошёл снег, солнце стало ярче светить и пригревать. Появились проталинки, расцвели подснежники. Что же такое происходит в лесу? Какое время года наступило? (Весна)
А сорока говорит, что хозяин леса спит под сосной и никак не проснётся? Про кого рассказывает нам сорока? (медведь) а зовут его Паша.
Давай с вами отправимся в лес будить медведя. Дружно глазки закрываем и все вместе мы считаем раз, два, три в лес нас перенеси.
Вот мы свами очутились на лесной опушке. Послушайте, как шумят деревья в лесу Ш-Ш-Ш, а веточки шелестят С-С-С.
2. Характеристика звуков Ш С.
Давайте с вами расскажем, какие это звуки? (Ответы детей)
Звук Ш - согласный, глухой, всегда твёрдый, обозначаем синим цветом.
Звук С – согласный, глухой, может быть твёрдым, может быть мягкий.
А чем, отличаются эти звуки? (произношением На ш язычок за верхними зубами, губы круглые, выходит теплый воздух, на С язык за нижними зубами, губы улыбаются, выходит холодный воздух).
3. Развитие фонематического слуха.
На Ш – руки вверх, на С – руки вниз.
4. Дифференциация звуков в слогах, словах.
А вот и лисичка – сестричка (на руку одевается кукла лисы). Она хочет с вами сыграть в игру «Скажи наоборот».
Ша-са, шо-со,шу-су,ши-сы, са-ша, со-шо, су-шу, сы-ши, сэ – ше.
Лисичка ещё приготовила вам задания.
На столе лежат картинки со звуками ш-с. Выберите себе картинки. И давай разделим их. Картинки со звуком Ш выложим на коврограф к букве ш, картинки со звуком С – к букве С. (Каждый ребенок прикрепляет картинку и рассказывает какой звук в названии его картинки, и определяет место звука в слове.)
5. Звуко- буквенный анализ.
А теперь составим звуковую схему к слову Алиса,.(дети самостоятельно составляют схемы на столе используя звуковые символы.) вместе с логопедом проверяем и выкладываем на доске слова Алиса.
6. Физминутка.
Я буду рассказывать про себя, а вы – про себя. Для этого делайте то же самое что и я, и повторяйте слова.
Я иду.
И мы идем.
Я пою.
И мы поем.
Я бегу,
И мы бежим
Я молчу,
И мы молчим.
Я на лавочку присела
Мы на лавочку присели.
Головою повертела.
Головою повертели.
А потом я с лавки встала.
А потом мы с лавки встали.
И руками помахала,
И руками помахали.
В ладоши похлопала,
В ладоши похлопали.
Ногами потопала,
Ногами потопали.
Десять раз поприседала,
Десять раз поприседали.
И нисколько не устала,
И нисколько не устали.
7. Детям раздаётся папкаигровизор с заданием.
Обведите картинки со звуком Ш, с каким звуком остались картинки?
8. Деление слов на слоги.
А теперь давайте разделим слова на слоги и зарисуем схемы.
9. Задание на звуко-буквенный анализ и синтез.
Медведь Паша очень ласково обращается к своей подружке лисе. И лисичка нам приготовила загадку что – бы с вами догадались, как же Медведь её называет. Перед вами кубики с буквами составьте, из них слово мышка, а теперь слово мишка. Какую букву, вы заменили? (Ы на И) а теперь Миска, а если мы заменим букву М на букву Л, что у нас получится? (Лиска). Молодцы, вот мы теперь узнала, как ласково называет медведь, лису.
10. Дифференциация звуков Ш и С в словах.
А теперь давайте вернемся на лесную опушку и сыграем в мячик.
Добавь слог ША или СА и назови какое слово получится.
КА – ША, ЛИ-СА, ДУ-ША, О-СА, ЛАП –ША, РО-СА, КРА-СА, АФИ-ША, КО-СА.
11. Работа по развитию связной речи.
Давайте вспомним стихотворение о предложении:
С большой буквы, ты начни предложение.
Этим окажешь ему уважение.
Пишут раздельно слова на строчке.
И в конце, мы поставим точку.
Придумайте предложения со словами: медведь, берлога, весна, лиса, лес.
Дети придумывают предложения.
Сыграем с лисой в игру «Живое предложение». Каждый из вас будет словом, встаньте так, чтобы получилось предложение. В том порядке как слова в предложении. ( Составляем предложения: Медведь и лиса живут в лесу.
Медведь спит в берлоге до весны) Анализ предложений: (сколько с лов в предложении, какое первое слово, а какое последнее? Каким по счёту стоит предлог)
12. Образование притяжательных прилагательных.
Сорока говорит что в берлоге медведь начал шевелиться. Давайте ещё не много пошумим и совсем его разбудим.
Игра в мяч «Скажи по – другому».
Хвост лисы- (Чей хвост)лисий хвост
Хвост волка – волчий хвост, уши зайца -, шишка сосны - …., хвост медведя -, голова медведя-, хвост белки -, лапы лисы -, какие звери живут в лесу – лесные.
13. Итог. Вот и медведь зарычал на весь лес. Давайте с вами скорее возвращаться в детски сад. Лучше весной с медведем не встречаться. Как вы думаете, почему? (Потому что медведь весной злой, голодный).
Глазки дружно закрываем, в детский садик возвращаемся.
. Понравилась вам прогулка по лесу? Мы обязательно сходим к медведю в гости и познакомимся с ним. А пока лиса ему расскажет, какие умные дети приходили его будить.