Елена Иванова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в страну Абвгдейку»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Комплексное развитие познавательно – речевой активности детей.
Задачи: Развитие связной речи : обучение ответам на вопросы диалогической речи. Словарь: ознакомление со словами «пристань, маяк.»; уточнение знаний о профессиях: боцмана, капитана, штурмана, радиста, кока; активизация слов «теплоход», «водный транспорт», «каюта». Формирование грамматического строя речи : закрепление навыков образования и изменения слов; формирование навыков звукового анализа слов: выделение звука в конце слова, закреплять умение подбирать слова на заданное количество слогов, закреплять знания словоразличительной роли звука; познакомить с буквой «Г».
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие в страну Абвгдейку“» размещена в разделах
Ход занятия:
Дети, поздоровайтесь с гостями. Я приглашаю вас в путешествие по воде. На чём можно путешествовать по воде? Какой водный транспорт нам подойдёт? (ответы детей) Посмотрите, какие водные транспортные средства бывают (показ слайдов).
1. Это лодка. Куда можно отправиться в плавание на лодке?
2. А на плоту, катере?
3. Для чего нужны паром и баржа?
4. По большим рекам можно путешествовать на теплоходе, по морю – на паруснике, корабле.
Я вас приглашаю отправиться в путешествие вот на этом теплоходе, а поплывём мы с вами в страну АБВГДейку, где живут звуки и буквы. Нас в гости ждёт звуки Г и Г, но сначала скажите мне, кто повезёт нас? Кто работает на кораблях, теплоходах? (ответы детей) На нашем теплоходе служит дружный экипаж. Самый главный на корабле, конечно, капитан (показ слайдов). Он ведёт корабль, даёт указания другим членам команды. У него есть помощники. Это - штурман, он стоит рядом с капитаном в рубке на капитанском мостике и следит за маршрутом плавания, смотрит, чтобы корабль не сбился с курса и не попал на подводные камни. Ещё один помощник – боцман, он командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу. Матросы моют палубу, следят за работой машин, швартуют судно у пристани. А кто будет готовить для нас еду? Правильно, повар, на корабле его называют кок. Кухня на корабле, теплоходе называется камбуз. Есть на нашем теплоходе судовой врач, он лечит заболевших во время плавания. Радист выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу. А кем будем мы? Правильно, пассажирами. Для пассажиров приготовлены каюты. А погулять можно выйти на палубу; пассажиры покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте. Какие правила нужно соблюдать? (Нельзя бегать, прыгать, кричать, выглядывать в окно, перегибаться через борт). Если устали сидеть, можно сделать зарядку, пройтись по палубе с мамой. Теплоход отправляется от пристани, от причала, нам нужно купить … (билет). Поскольку я приглашаю вас в путешествие в страну АБВГДейку, чтобы познакомиться с новой буквой и путешествие наше сказочное, то чтобы попасть на корабль, нужно составить предложения с теми словами, которые мы сейчас узнали. Все заняли свои места, теплоход отправляется в путь.
Физкультминутка «Теплоход» От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход, (Дети встали.)
Раз, два,
Он шагнул назад сначала (Шаг назад.)
Раз, два,
А потом шагнул вперёд, (Шаг вперёд.)
Раз, два,
И поплыл, поплыл по морю, (Волнообразное движение руками.)
Набирая полный ход. (Ходьба на месте.) Над волнами чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем — мы с тобою! (Дети машут руками, словно крыльями.)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй. (дети двигаются по группе, изображая чаек)
Дети, наш теплоход прибыл в страну АБВГДейку. Посмотрите, здесь у пристани стоят пароходы, готовые к отправлению, но почему пассажиры не занимают свои места? Они не знают, в какие пароходы им садиться. Что же делать? Надо помочь животным? Слова бывают короткие и длинные. В первом теплоходе поедут животные, в названиях которых один слог. (Лев, жук, волк). Во втором – животные, в названии которых состоит из двух слогов, в третьем – три слога. Все пассажиры заняли свои места, пожелаем им счастливого пути. Асами поплывём дальше.
Следующая остановка - «Маяк» - башня с сигнальными огнями, служащая ориентиром для судов Здесь работает смотритель маяка дедушка Гриша. Сейчас за началом и окончанием работы наблюдает электроника, но прежде этот монотонный, утомительный и ответственный труд отнюдь не был настолько лёгок. Смотритель маяка обязан был зажигать каждый вечер при захождении солнца маячные огни, которые будут видны на много километров, помогать морякам не сбиться с курса, смотритель наблюдает, чтобы они постоянно горели, чисто и ярко, до восхождения солнца. Смотритель чистит стёкла маячного фонаря, наблюдает за морем и даже (весной и осенью) за перелётом птиц. Раньше смотритель принимал телеграммы с судов, следующих мимо маяка. Для этого ему в любую погоду приходилось периодически выходить на открытую галерею башни. У деда по двору гуляют разные птицы: гусь, голубь, грач. Послушайте внимательно и скажите, на какой звук начинаются все эти слова: (На звук Г) Звук Г – гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? В каком замке будет жить этот звук? Есть у деда собака Гешка и кошка Багира. Какой звук повторяется в этих словах? Как вы думаете, звук Г – гласный или согласный? Твёрдый или мягкий? В каком замке будет жить этот звук? Молодцы, правильно ответили. К деду Грише на выходные приехали внуки. Хотите узнать, как зовут девочку и мальчика? Для этого надо назвать первый звук слова на этих картинках. Что у нас получилось? (Девочку зовут Галя, а мальчика – Гена). А девочка просит сосчитать, сколько звуков в её имени? Выложите имя из кружочков – символов. Мальчик тоже хочет узнать, сколько звуков в его имени. Дети очень довольны, что вы назвали звуки в их именах. А сейчас нам пора отправляться дальше. Попрощайтесь с дедушкой и детьми. Занимайте места в своих каютах. Поехали.
Наш теплоход остановился у пристани «Ярмарка». Поглядите, как здесь красиво. Сколько вещей, фруктов и овощей можно купить на рынке. Давайте выберем только те продукты и вещи, в названиях которых есть звуки Г и Г (дети выбирают картинки). Поиграем в игру «Один – много». Игра «Много – один» До свидания «Ярмарка»
А вот и конечная станция нашего путешествия :
Это что за теремок, теремок
он не низок не высок
Кто, кто в теремочке живет Кто, кто в невысоком живет?
Назови, Ксюша, буквы.
Нас ждёт в гости буква «Г». А вот это – буква «Г» - стоит подобно кочерге. Почему она закрашена разными цветами? Давайте прочитаем слоги с этим звуком. (Чтение слогов)
А сейчас, возьмите стулья и сядьте за стол. Сидите прямо, не сутультесь. Теперь обведите букву «Г» по шаблону. Молодцы. Дома вместе с родителями заштрихуйте её, вырежете и уберите в свою копилку. Расскажите маме, как мы сегодня путешествовали. Саша, что тебе понравилось в нашем путешествии? Что было интересно Ване, Антону, Юле?
Я очень рада, что вам было интересно. А теперь теплоход отправляется на станцию «Детский сад».