Вера Шилохвостова
НОД «Путешествие в страну звёзд»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие интегративных качеств личности дошкольников в процессе формирования первоначальных астрономических представлений.
Программное содержание:
1. Дать представление о звёздах как огромных раскалённых газовых шарах, похожих на Солнце (Познание);
2. Дать понятие «Созвездие» - узоры из звёзд. Познакомить с созвездием Большой Медведицы, с Полярной звездой, Млечный путь (Познание);
3. Развивать чувственную сферу детей посредством наблюдений за звёздами, через художественное слово (легенда);
Публикация «НОД „Путешествие в страну звёзд“» размещена в разделах
4. Закреплять счётные умения в пределах 10 (обратный счёт, уточнять представление о геометрических фигурах.
5. Активизировать и обогатить словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме «Космос» (Коммуникация);
6. Формировать положительную самооценку и оценку деятельности товарищей (Социализация)
7. Развивать воображение в художественном творчестве.
Материал: звёздные карты, на которых изображены точки созвездий и невидимое созвездие нарисованное свечой, восковые карандаши, поролоновые губки, гуашь,
Ход
Слайд – планетарий.
Звездочё т:
По млечному пути вперёд –
Не страшно заблудиться.
Звезда мне песенку споёт,
Когда во тьме не спится…
Как трудно Звездочётом быть,
Среди межзвёздных далей,
Мне звёзд никак не усмирить-
Вы сами ведь ведали!
Им скучно в тёмной тишине,
Светить без игр и песен,
И вот напасть – сбежали вдруг,
А мир наш стал им тесен!
А времени совсем чуть – чуть,
Чтоб их вернуть на звёздный путь!
Звездочё т: Здравствуйте, ребята! Я рад вас видеть в своём планетарии. Я, ребята звездочёт, звёздам всем я знаю счёт! Девочка: Звездочёт, посмотри, что я нашла (девочка показывает звёздочку). Вчера мы поздно вечером возвращались с мамой домой. И я увидела, что – то такое яркое, блестящее. Я подняла – это была звезда! Она упала с неба. Что делать? Как помочь звёздочке? Звездочё т: Подождите, подождите, сейчас мы проверим, действительно ли это так? А поможет мне рассмотреть звёздное небо, прибор. Кто знает, как он называется? Правильно, телескоп. Это специальный прибор, с помощью, которого наблюдают планеты, звёзды, небесные светила. Я, как Звездочёт люблю наблюдать за звёздами и молчаливая красота звёзд становится ближе, лишь при взгляде в окуляр телескопа. (показ телескопа. Звездочёт подходит к телескопу и смотрит на слайд – звёздного неба)
Слайд – звёздное небо
Звездочё т: Да, и правда, не хватает, вот – вот на этом месте яркой звёздочки! Ах, бедняжка, что же делать, ребята? Д: ответ. Звездочё т: Я рад помочь вам вернуть звёздочку домой, на небо и рассказать всё про звёзды, мои юные астрономы! Да, да астрономы, так сейчас называют тех, кто изучает звёзды, планеты. Я предлагаю вам отправиться в путешествие в Страну звёзд. Вы готовы? Д: ответ. Раз собрались мы в полёт, ждать нам над… Д: звездолёт.
(выключить свет, слайд звездолёт летит, приземление (анимация) Звездочё т: Вот и звездолёт прибыл за нами! Звездолёт, звездолёт, отправляемся - … Д: в полёт! Звездочё т: Ребята, займите любое понравившееся место, сейчас наш звездолёт поднимется высоко- высоко в небо. (Дети размещаются на ковре перед экраном, на котором изображён слайд звездолёт). Кто желает быть командиром? (выбор между детьми). Ребёнок – командир звездолё та: Даю команду на взлёт, приготовиться! Д: Есть, приготовиться! Командир: Пристигнуть ремни! Д: Есть пристегнуть ремни! Командир: Включить приборы! Д: Есть включить приборы! Командир: Завести моторы! Д: Есть, завести моторы! Звездочё т: Крепко, крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ногами на педали – произносим отсчёт – 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-пуск – к звёздам начинаем путь! (звучит космическая музыка, выключается свет, Слайд – взлёта звездолёта – (анимация - полёта). Звездочё т: Ура, мы летим! Держите, держите штурвалы, молодцы!
Релаксация – звучит спокойная музыка
Звездочё т: А теперь отпустите штурвалы и педали! Вдох – выдох. Чувствуете, как приятная тяжесть растекается по телу, нам становится легко. Мы почти не чувствуем своё тело, оно лёгкое, невесомое. Мы летим в космос. На нас приветливо смотрят звёзды, приглашают нас к себе в гости. Ребята, вам хорошо видно в иллюминатор? Посмотрите, какая красота!
Слайд – звёздное небо.
Перед вами океан, где нет воды. Цветы, всюду цветы! Жёлтые, белые, оранжевые, голубые, розовые. На что похоже звёздное небо? Д: На поле усыпанное алмазами, на тёмную речку с жемчугами, на сверкающие блёстки волшебного покрывала фей. Звездочё т: Сколько звёзд не небе? Их можно сосчитать? Д: ответ. Звездочё т: Несчётное количество, всё небо усыпано множеством звёзд, звёздная страна бесконечна! Звёзды, ребята, это - огненные раскалённые шары из газа. Они очень разные и по размеру и температуре. Самые горячие – белые, чуть менее горячие – голубые, потом жёлтые и красные. На самом деле звёзды очень большие, но мы их видим маленькими, как вы думаете, почему? Д: потому, что они очень далеко от Земли. Звездочё т: Ребята, посмотрите, как далеко мы с вами улетели. Вы видите нашу планету? (направляю луч фонарика на модель Земли – глобус, который расположен в верхнем углу группы). Как называется наша планета? Д: ответ. Почему она такая маленькая? Д: ответ.
Слайд – солнце
Звездочё т: Ребята, что такое? Как стало очень светло, к чему мы так близко подлетели? Что это? Д: солнце. Какой формы солнце? Д: ответ. Звездочё т: Солнце – это тоже раскалённый шар, состоящий из раскалённых газов. Что же получается? Звёзды – это раскалённые шары из газа и солнце – это раскалённый шар? Что же такое солнце? Д: ответ. Звездочё т: Правильно, это звезда! Так почему солнце, кажется нам гораздо больше и ярче, чем другие звёзды? Д: Солнце находиться ближе к нашей планете, чем другие звёзды. Звездочё т: Как вы думаете, почему мы не видим звёзды в светлое время суток? Куда они исчезают? Д: ответ. Звездочё т: Звёзды никуда не исчезают, мы не видим их днём, потому что солнечный свет намного ярче звёздного. Ребята, как жарко, как слепит солнце в глаза! (включить свет). Почему солнце называют источником жизни на Земле? Как вы думаете, почему? Д: Оно даёт нашей планете свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле. Звездочё т: Что было бы на нашей планете, если бы Солнце не согревало и не освещало своими лучами? Д: Наша планета превратилась бы в мёртвую ледяную пустыню, на ней царила бы вечная ночь, погибли растения и всё живое. Для жизни необходимы свет и тепло.
Ребё нок:
Солнце светило, клокочет вулканом,
Бурлит как кипящий котёл, непрестанно,
Жизнь и тепло дарит всем неустанно.
Солнце звезда, преогромнейший шар -
Свет излучает, как будто пожар.
Физминутка:
Чтоб звездолётом управлять,
Нужно сильным, смелым стать.
Руки в стороны – к плечам,
Дружно мы покажем вам.
На пояс обе руки ставим,
И наклоны выполняем.
Руки за голову – и вот,
Наклоняемся вперёд.
Приседаем и встаём,
И ничуть не устаём.
И опять шагаем,
Руки поднимаем!
Гимнастика для глаз:
Мы глазами поморгаем,
И посмотрим,
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир!
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаз.
Видеть скоро будем лучше,
Убедитесь вы сейчас!
выключить свет, дети рассаживаются перед экраном)
Слайд – Млечный путь.
Звездочё т: Ребята, что это? Это млечный путь! Сколько много звёзд, которые сливаются в сплошную, белую полоску. Млечный путь состоит из множества звёзд.
Созвездие.
Звездочё т: Посмотрите, ребята, если внимательно рассмотреть звёздное небо, что можно увидеть в нём? Д: ответ. Звездочё т: Я помогу вам, посмотрите, если провести воображаемые линии от нижней левой звезды вверх – вправо – вниз – влево, какую фигуру вы видите? (звездочёт проводит Лазарем, соединяя звёзды). Д: квадрат. (треугольник, прямоугольник).
Что вы видите, на кого похоже?
Слайд птица –из звёздочек.
Самые заметные и яркие звёздочки мысленно соединяли воображаемыми линиями, как бы рисуя по небесному своду, а потом смотрели, на что похож рисунок. Рисунки получались разные: одни напоминали зверя, другие птицу, человека. Эти рисунки называются – созвездия. У каждого созвездия своё название и своя история. Одни из них получили имена в честь сказочных героев, другие в честь животных.
Слайд - Созвездие Большой Медведицы.
Посмотрите на это созвездие. На что похож рисунок из звёзд? Д: На ковш. На небе легко найти 7 ярких звёзд расположенных в виде ковша. Рядом есть менее яркие звёзды. Все вместе они напоминают голову и ноги зверя. Это созвездие называется Большой Медведицей. Почему это созвездие так называется, я сейчас вам расскажу.
Легенда о созвездие Большой Медведицы.
Давно, давно жили царь с царицей, и была у них красавица – дочь, которую звали Каллисто. Всем нравилась девушка, и говорили, что нет никого прекраснее Каллисто. Услышала об этом могущественная и злая волшебница и превратила девушку в большую медведицу, неуклюжую, неповоротливую. Пожалела её добрая волшебница, но расколдовать её не смогла. Но она превратила девушку в красивое созвездие, чтобы люди смотрели, любовались и вспоминали Каллисто. Вот что говорит легенда о созвездии Большой Медведицы.
Звездочё т: Ребята, мы так с вами заинтересовались звёздной страной и совсем забыли про нашу звёздочку, надо спешить! Дело в том, что я не только звездочёт, но и волшебник. Есть такая примета, если звёздочка падает вниз, желание исполниться как главный приз. Давайте все вместе сядет в круг, вытянем руки и положим звёздочку на ладошки. Загадаем желание и все вместе скажем заклинание: Раз, два, три, ты на небо полети!
(Дети дуют на звезду, звучит волшебная музыка. Анимация вылета полярной звезды)
Слайд - Полярная звезда
Звездочё т: Ребята, посмотрите, посмотрите, вот она наша звёздочка! Как засияла, как обрадовалась!
Голос в микрофон:
Спасибо, ребята!
И в любое время года,
В самом центре хоровода,
Сможешь ты меня найти,
Если сбился ты с пути.
Можешь быть всегда уверен:
Где я – там север!
Звездочё т: Эту звезду называют Полярной Звездой, она считается самой яркой звездой на небе. По звёздам путешественники определяют, где в каком направлении они находятся, и Полярная Звезда тебе подскажет, чтобы ты не заблудился.
Включить свет.
Звездочё т: Какие мы с вами, ребята молодцы! У нас с вами получилось вернуть звёздочку на небо! Как вы думаете, почему? Д: ответ. Звездочё т: Правильно, потому что мы вместе, мы дружные. Один за всех и все за одного! Но нам пора возвращаться!
Ребёнок – командир звездолё та: Даю команду на взлёт, приготовиться! Д: Есть, приготовиться! Командир: Пристигнуть ремни! Д: Есть пристегнуть ремни! Командир: Включить приборы! Д: Есть включить приборы! Командир: Завести моторы! Д: Есть, завести моторы! Звездочё т: Крепко, крепко сожмите в кулачках штурвалы и сильно надавите ногами на педали – произносим отсчёт – 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-пуск
(звучит космическая музыка, полёт звездолёта – анимация, включить свет)
Звездочё т: Вот мы и приземлились, я рад вас приветствовать на планете Земля! Вот мы и в планетарии. Юные астрономы, я хочу с вами поиграть!
Игра.
Дети идут под музыку по кругу и поют.
В небе звездочки мигают,
Звездам хочется играть.
Звездочет считает звезды:
Раз, два, три, четыре, пять.
Припев:
Звездочет, звездочет,
Поиграй-ка с нами!
Что покажешь ты нам,
Отгадаем сами.
Звездочёт показывает движение, а дети отгадывают. Тот, кто отгадывает, становится в игре Звездочетом. Дети идут под музыку по кругу и поют.
Мы позвали Звездочета,
Пусть считает всех подряд,
В нашем садике как в небе,
Много звездочек-ребят
Припев:
Звездочет, звездочет,
Поиграй-ка с нами,
Что покажешь ты нам,
Отгадаем сами.
Звездочет:
Отгадает, кто из вас,
Что я делаю сейчас?
Звездочё т: Мне понравилось с вами играть. Да вот беда мои юные астрономы, пока мы с вами были в звёздной стране, на моих звёздных картах, злой волшебник заколдовал звёздные семейки и разлучил звёзды! Надо собрать созвездие, соединить карандашом линиями точки цифр, следующих друг за другом (звездочёт раздаёт карточки с точками – созвездие).
После того, как созвездие будет готово, возьмите поролоновую губку, обмокните в краску и закрасьте полностью лист краской, не оставляя пробелов (дети выполняют задание).
Звездочё т: Ребята, какое у вас получилось красивое созвездие. Как называется созвездие у тебя Катя? У тебя Лиза? Д: ответ.
Звездочё т: Спасибо, посмотрите, какие звёздные карты получились!
А на память вам, я хочу подарить «Звёзды удачи». Пусть в вашей жизни все мечты сбудутся! (Дети выбирают разноцветные звёзды). Пусть звёзды напоминают вам об удивительном путешествии и обо мне.
Исполняется песня девочек «Маленький принц».
Звездочё т: Что ж, нам пора прощаться. Меня ждёт мой телескоп и мои звёзды. До встречи мои друзья. Я думаю, мы не раз с вами встретимся. Вас ждут ещё множество новых открытий!