Ольга Королькова
«Путешествие в сказочную страну звуков». Логопедическое занятие с детьми старшей группы детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
1. Орг. Момент.
Дети входят в кабинет.
Логопед :
- Сегодня мы с вами отправимся в гости в сказочную звуковую страну
2. Развитие дыхания.
- Для того, чтобы попасть в эту страну, нам надо подуть на волшебный замок, замок дыхания. «Я подую высоко, я подую низко, я подую далеко, я подую близко
Под музыку дети дуют на вытянутые ладошки.
- Вот и попали мы в сказочную звуковую страну.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно. Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Публикация «„Путешествие в сказочную страну звуков“, Логопедическое занятие с детьми старшей группы детского сада» размещена в разделах
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно!
3. Развитие артикуляционной моторики
Чтобы нам хорошо и правильно говорить в сказочной звуковой стране нам нужно разогреть наши язычки.
Наш веселый Язычок
Повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо,
А потом опять вперед,
Тут немножко отдохнет
(«Часики», «Змейка»)
Приоткрыл Язык окно,
А на улице тепло.
Язычок наш потянулся,
Широко нам улыбнулся,
А потом пошел гулять,
На крылечке загорать.
(«Улыбка», «Иголочка»)
На крылечке полежал,
На качели побежал,
Вверх взлетел он смело:
«На качелях я качаюсь – вверх вниз»
(«Лопатка», «Качели»)
Вот белила в банке рядом
Потолок белить нам надо!
Стала кисточка плясать,
Потолок наш не узнать!
(«Маляр»)
Язычок закончил дело,
Отдыхать он может смело.
- Я с лошадкой погуляю,
На гармошке ей сыграю!
(«Лошадка», «Гармошка»)
Скрылось солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок,
Лег в кроватку и умолк…
(«Горка», «Замок», «Лопатка»)
4. Повторение артикуляции и свойств гласных и согласных звуков звуков.
- Тысячи разных звуков окружают человека : шелест листвы, завывание ветра, журчание ручейка, пение птиц… едва проснувшись утром, мы слышим, как тикают часы, плещется вода в умывальнике, пыхтит чайник, гремят посудой. Выходим из дома – и опять нас окружают звуки : шуршание шин по асфальту, скрип снега или шум ветра. Это какие звуки – речевые или неречевые?
В языке все имеет звуковое выражение. Произнесите звуки О, Д, М – никто ничего не поймет. Но достаточно те же звуки произнести в другом порядке – ДОМ, как сразу станет ясно, о чем идет речь.
- Ребята, а какие звуки называются речевыми?
- Правильно, это те звуки, которые произносит человек
Дети из – за столов на расстоянии вытянутых рук друг от друга, опустив руки вдоль туловища и вместе с логопедом хором говорят слова
Эй, ребята, не зевать!
Будем звуки повторять,
Будем звуки повторять. Будем весело играть
Руки так: а- а – а (медлено поднимают обе руки вверх, соединяя их ладошками над головой)
И вот так: о-о-о (постепенно опускают руки в и. п.)
Выше, выше : и-и-и (поднимают обе руки перед собой вверх, ладошками вниз)
Ниже, ниже: у-у-у (опускают руки вниз в и. п.)
Руки так э-э-э-э (соединяют обе руки перед собой, слегка округляют их в локтях)
И вот так : ы-ы-ы-ы (сцепив пальцы замочком поднимают обе руки вверх, стараясь немного прогнуть назад спину)
Вместе – вместе : и-и-и-и (медленно опускают сцепленные руки вниз и слегка наклоняются вперед)
Отдохнули : у-у-у-у
- Скажите, какие это звуки – А, У, И, О, Э, Ы – гласные или согласные? Почему они называются гласными? (тянутся, поются, произносятся свободно).
Игра «Волшебная коробочка» - Логопед показывает артикуляцию одного из гласных звуков на «фотографии» Дети должны его узнать и под музыку, на одном звуке потянуть, пока не растянется ниточка. Ниточки получаются длинные, значит эти звуки гласные. Вспомните, какие еще гласные звуки вы знаете? (Э, И, О, Ы).
Гласные тянутся песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать, Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Проговаривание согласных звуков – ниточки короткие и обрываются (К, П, Т)
- согласные носят синие и зеленые костюмчики
- Какие согласные носят синие костюмчики?
- Какие согласные носят зеленые костюмчики
- А почему у некоторых согласных на костюмчиках висят колокольчики, а у других нет?
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть, Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
5. Развитие общей и пальцевой моторики
Открывай скорее книжку,
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик – круглый бок,
По скамейке скок да скок.
В книжке зонт – открой и пой,
Дождь идет, а ты сухой. В книжке киска близко – близко.
На цветной картинке киску долго глажу я рукой,
Ведь у киски мех какой?
- Мягкий!
6. Закрепление фонематических навыков
- Дружат гласные с согласным, составляя вместе слог. Наши звуки будут сегодня петь вместе песенки. «Читаем» слоги СГ, а потом ГС (МА, АМ)
Закрепление понятий «прямой и обратный слог»
Звуковой анализ слова МАК. (Все вместе)
7. Релаксация.
Дети сидят на стульчиках, откинувшись на спинки. Звучит «Вальс»Леви.
- не циркач ты, не артист – сам себе ты массажист
Ручки растираем (потирание ладоней) и разогреваем (хлопки,
И лицо и теплом своим мы умываем (разогретыми ладонями проводят по лицу сверху вниз,
Грабельки сгребают все плохие мысли (граблеобразные движения пальцами от середины лба к вискам)
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро (растирание ушных раковин по краю снизу вверх и сверху вниз)
Их вперед сгибаем (нагибание ушных раковин кпереди).
Тянем вниз за мочки (оттягивание вниз за мочки)
А потом уходим пальцами за щечки (пальцы перебегают на щеки)
Щеки разминаем, чтобы надувались (указательный, средний и безымянный пальцы разминают щеки круговыми движениями)
Как утята к утке, клювики потянем (вытягивание обеих губ вперед)
Разомнем их мягко, не задев ногтями (большие и указательные пальцы разминают обе губы).
Уголками губ мы щечки поднимаем (средние пальцы рук находятся в уголках рта и по очереди поднимают то правый, то левый уголок рта).
А потом от носа мы к губам стекаем (спиралевидные движения средних пальцев рук от крыльев носа к уголкам рта по носогубным складкам)
Губки пожуем мы, шарики надуем (покусывание нижней шубы верхними зубами и наоборот; надувание щек с похлопыванием по ним так. Чтобы губы удерживали воздух)
И губами вправо – влево потанцуем (указательные пальцы укладываются на губы параллельно друг другу, например, правый – на верхнюю губу, а левый – на нижнюю, и двигаются навстречу / врозь друг другу)
Под губой язык лежит, кулачок в губу стучит (язык – под верхней губой и поколачивание по верхней губе)
Под другой губой лежит, кулачок другой стучит (язык – под нижней губой и поколачивание по нижней губе)
Тянем подбородок и его щипаем ( разминание подбородка с оттягиванием его вниз: пощипывание нижней челюсти от подбородка к ушам,
А потом по шейке ручками стекаем (поглаживание шеи всей ладонью от нижней челюсти к ключицам; середина шеи проходит между большим и остальными пальцами).
8. Работа над дыханием.
А теперь, чтобы вернуться нам в д/с из сказочной звуковой страны, нам нужно подуть на волшебный звуковой замок
- Подуем на наши волшебный замок – он вернет нас из сказки. (Дети дуют на ладошки)
Я подую высоко, я подую низко
Я подую далеко, я подую близко
9. Подведение итогов занятия.