Надежда Дубовик
Совместная деятельность в старшей группе «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность в старшей группе
Тема: «Путешествие в прошлое»
Продолжительность: 30– 35 минут
Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой Донского казачества в прошлом.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Совместная деятельность в старшей группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах
Формировать представлений детей о быте и культуре казаков в далеком прошлом, посредством использования ИКТ (презентация «Путешествие в прошлое»).
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к истории своего народа, посредством использования пословиц и поговорок на казачью тему, выставки предметов и посуды казачьего быта, рассматривания обстановки казачьей горницы,
крупную и мелкую моторику, посредством использования народной игры «Тесто», физминутки «Печь»
обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями, посредством называния предметов посуды и быта донских казаков
творческое воображение, посредством лепки «пирогов» из солёного теста.
Воспитательные:
Воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому малой Родины.
Материалы: экран, аудиозапись казачьего хора, аудиозапись для игры «Тесто», презентационный материал, макет печи, рубель, глечик, коромысло, тесто соленое, дощечки.
Предварительная работа: Знакомство с историей донского края, с казачьими обычаями, песнями, поговорками, с бытом, с обстановкой донского куреня. Рассматривание презентаций и иллюстраций по данной теме.
Предполагаемый результат:
деятельность с использованием ИКТ помогает воспитанникам не только узнать, но и зафиксировать с помощью зрительных и слуховых анализаторов, познавательную информацию (важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, ценности достижений прошлого) ; способствует обогащению словаря казачьей лексикой, реализации самостоятельной творческой деятельности детей.
Ход:
Дети входят в зал под звучание казачьей песни в аудиозаписи.
Воспитатель: - Обратите внимание, какая прекрасная и задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни?
Ответы детей: - Казачьи!
Воспитатель: – Почему наш край, где мы живем, называется казачьим краем, а наш город называют столицей донского казачества?
Ответы детей: - Потому, что здесь издавна проживают казаки.
Воспитатель: - Как вы думаете, кто такие казаки?
Ответы детей: -Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди, которые любят свою Родину и готовые ее защищать.
Воспитатель: Вы хотите узнать о жизни казаков?
Ответы детей: (да)
Воспитатель: Как назывался дом казака?
Ответы детей: (курень) (слайд 2)
Воспитатель: – Верно. Внутри они круглой формы и в них очень много окон, такие дома строили для того, чтобы вовремя набегов врагов можно было уйти из дома незамечено.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, чем казаки занимались?
Ответы детей: (да)
Воспитатель: - Тогда нам нужно попасть в прошлое. Но как же нам это сделать?
Предложения детей.
Воспитатель: Хотите при помощи волшебных слов? «Повертелись, покружились, в прошлое переместились!»
Звучит музыка, дети попадают в прошлое.
Слайд 2.
Воспитатель: Ребята мы с вами попали в казачий курень, вот так выглядел курень внутри (слайд 3)
В группе оформлены наглядные музейные предметы (махотка, прялка, чугунок, люлька, утюг).
Воспитатель: А теперь мы попали в главную комнату – залу. В ней хозяева встречали гостей. Давайте поздороваемся, как это делали донские казаки – наши предки. Предки, это те, кто жил задолго до нас, пра-, пра-, родители наших бабушек и дедушек.
Дети: здороваются.
Слайд 4.
Воспитатель: - Живет в курене семья казака. Казак - глава семьи. Давайте расскажем, чем он занимается.
Слайд 5, ответы детей.
Воспитатель: – Кто верный друг казака?
Ответы: (конь)
Воспитатель: Большую часть времени, казаки проводили на войне. Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:
Где враг, там и казак.
Или грудь в крестах, или голова в кустах.
Казачьему роду нет переводу.
Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет
Воспитатель: Казаки всегда были лихие и ловкие наездники. Мальчики, попробуете показать какие вы наездники?
Игровое упражнение «Ловкий наездник» (мальчики по очереди на деревянных «лошадках» скачут, стараясь не задеть расставленные кегли)
Воспитатель: – Чем еще занимались казаки?
Ответы детей: (Казаки строили дома, засевали земли, ловили рыбу. Они были настоящими воинами, защищавшими свои земли, семьи.)
Воспитатель: – А теперь давайте расскажем, чем занималась дома казачка.
Слайд 6.
Ответы детей :(Ходит к колодцу, стирает и гладит белье, готовит еду, печет хлеб)
Воспитатель: Давайте сравним : какими предметами пользовались раньше, а какими пользуемся мы сейчас.
Слайд 7.
Воспитатель: - Какая печь у казаков была?
Ответы: каменная, ее топили дровами (показ слайда)
Воспитатель: А сейчас у нас дома, печи какие стоят?
Ответы детей: Газовые и электрические
Воспитатель:. - Каши и борщи в чем варили?
Ответы: (в чугунке (показ музейного экспоната)
Воспитатель: А сейчас ребята в чем мы готовим еду?
Ответы детей: В кастрюлях, сковородках. (Слайд 8)
Воспитатель:. – Чем гладили белье?
Ответы: (помогают рубель и каталка. (слайд 9) (показ музейного экспоната)
Воспитатель: А сейчас ребята чем мы гладим?
Дети: утюгом электрическим.
Воспитатель:. – Как носили казачки воду?
Ответы: (с помощью коромысла) (Слайд 10)
Воспитатель: Носить воду на коромысле не так-то просто. Девочки, хотите попробовать? Игровое упражнение «Донести воду» (девочки носят на коромысле ведра, наполненные пластмассовыми шариками)
Воспитатель: А вещи где хранили?
Ответы: (хранили в сундуках.) (Слайд 11)
Воспитатель: Ребята, а мы в чем храним свои вещи?
Ответы детей: В шкафах.
Воспитатель:. - А вот «махотка» – это не высокий глиняный горшок с широким низким горлышком (от слова маленький). В нем хранили сметану, воду. (Слайд 12)
Воспитатель: А молоко хранили в глиняном сосуде, который называется глэчик. (повторить с детьми)
Воспитатель: Казачки любили печь пироги. Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Посуда, в которой замешивают тесто называется макитра. Макитра - это чаша из глины. (повторить с детьми)
Воспитатель: Давайте и мы с вами замесим тесто сами.
Народная игра: «Тесто»
Играющие встают в хоровод, крепко держатся за руки. На слова: «Месим, месим, месим тесто…» все движутся в центр круга, не размыкая рук, и делая руками круговые «замешивающие» движения. Со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся» все максимально расходятся от центра, стараясь удержать руки сцепленными. Чтобы круг где-то разорвался, игроки могут начать легко подергивать рядом стоящих, также этому может поспособствовать заводящий, запустив движение. Та пара (или несколько пар, что разомкнула руки встает в круг. Теперь они «начинка» пирога. Игру повторять, пока «начинка» не станет больше «теста».
Воспитатель: Вот тесто готово, и сейчас мы с вами будем лепить пироги. А чтобы пироги получились красивые, давайте сделаем гимнастику для рук.
Продуктивная деятельность (лепка из соленого теста)
Воспитатель: Пироги вы налепили, а что же с ними дальше делать?
Ответы детей. (поставить в печку)
Воспитатель: Отправляем пироги в печь. Казаки говорили: «Ой, печь моя печь! Коли б я на тебя, а ты на коня, славный казак был бы из меня.»(слайд 13)
Печь играла главную роль в пространстве избы. Она обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы и фрукты.
Воспитатель: Давайте погреемся на печи: физкультминутка «Печь»
Ча-ча-ча, ча-ча-ча (хлопки в ладоши, перед собой).
Печка очень горяча (шаг на месте).
Чи-чи-чи, чи-чи-чи (хлопки над головой).
Греют печку кирпичи (прыжки на месте).
Воспитатель: Продолжим наше путешествие.
К пирогам казачки подавали напиток, который назывался узвар (повторить с детьми) – это компот из сушеных фруктов или свежих.
Воспитатель: А еще казачки очень любили украшать вещи вышивкой и кружевом. Посмотрите, какие предметы украшены вышивкой? (слайд 14).
Какие цвета использовались в вышивке?
(черный и красный на белом фоне).
Рефлексия:
Воспитатель: Мы сегодня узнали много новых слов. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.
-Как назывался дом, в котором мы побывали? (курень)
-Кувшин, в котором молоко долго не прокисает? (глэчик)
-Глиняная посуда для замешивания теста? (макитра)
-В нём готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугунок)
-А как назывался компот? (узвар)
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А сейчас нам пора в детский сад возвращаться: «Повертелись, покружились, назад в садик возвратились». Пойдёмте в группу, пирожки есть и узвар пить.