МААМ-картинки

Совместная деятельность в старшей группе «Путешествие в прошлое»

Надежда Дубовик
Совместная деятельность в старшей группе «Путешествие в прошлое»
▼ Скачать + Заказать документы

Совместная деятельность в старшей группе

Тема: «Путешествие в прошлое»

Продолжительность: 30– 35 минут

Цель: создание условий для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой Донского казачества в прошлом.

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Совместная деятельность в старшей группе „Путешествие в прошлое“» размещена в разделах

Формировать представлений детей о быте и культуре казаков в далеком прошлом, посредством использования ИКТ (презентация «Путешествие в прошлое»).

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к истории своего народа, посредством использования пословиц и поговорок на казачью тему, выставки предметов и посуды казачьего быта, рассматривания обстановки казачьей горницы,

крупную и мелкую моторику, посредством использования народной игры «Тесто», физминутки «Печь»

обогащать словарный запас казачьими словами и выражениями, посредством называния предметов посуды и быта донских казаков

творческое воображение, посредством лепки «пирогов» из солёного теста.

Воспитательные:

Воспитывать любовь и уважение к историческому прошлому малой Родины.

Материалы: экран, аудиозапись казачьего хора, аудиозапись для игры «Тесто», презентационный материал, макет печи, рубель, глечик, коромысло, тесто соленое, дощечки.

Предварительная работа: Знакомство с историей донского края, с казачьими обычаями, песнями, поговорками, с бытом, с обстановкой донского куреня. Рассматривание презентаций и иллюстраций по данной теме.

Предполагаемый результат:

деятельность с использованием ИКТ помогает воспитанникам не только узнать, но и зафиксировать с помощью зрительных и слуховых анализаторов, познавательную информацию (важнейшее значение имеет принцип связи исторического прошлого с сегодняшней жизнью, ценности достижений прошлого) ; способствует обогащению словаря казачьей лексикой, реализации самостоятельной творческой деятельности детей.

Ход:

Дети входят в зал под звучание казачьей песни в аудиозаписи.

Воспитатель: - Обратите внимание, какая прекрасная и задушевная музыка звучит. А знаете ли вы, чьи это песни?

Ответы детей: - Казачьи!

Воспитатель: – Почему наш край, где мы живем, называется казачьим краем, а наш город называют столицей донского казачества?

Ответы детей: - Потому, что здесь издавна проживают казаки.

Воспитатель: - Как вы думаете, кто такие казаки?

Ответы детей: -Это смелые, ловкие, сильные, решительные люди, которые любят свою Родину и готовые ее защищать.

Воспитатель: Вы хотите узнать о жизни казаков?

Ответы детей: (да)

Воспитатель: Как назывался дом казака?

Ответы детей: (курень) (слайд 2)

Воспитатель: – Верно. Внутри они круглой формы и в них очень много окон, такие дома строили для того, чтобы вовремя набегов врагов можно было уйти из дома незамечено.

Воспитатель: Ребята, а вы хотите узнать, чем казаки занимались?

Ответы детей: (да)

Воспитатель: - Тогда нам нужно попасть в прошлое. Но как же нам это сделать?

Предложения детей.

Воспитатель: Хотите при помощи волшебных слов? «Повертелись, покружились, в прошлое переместились

Звучит музыка, дети попадают в прошлое.

Слайд 2.

Воспитатель: Ребята мы с вами попали в казачий курень, вот так выглядел курень внутри (слайд 3)

В группе оформлены наглядные музейные предметы (махотка, прялка, чугунок, люлька, утюг).

Воспитатель: А теперь мы попали в главную комнату – залу. В ней хозяева встречали гостей. Давайте поздороваемся, как это делали донские казаки – наши предки. Предки, это те, кто жил задолго до нас, пра-, пра-, родители наших бабушек и дедушек.

Дети: здороваются.

Слайд 4.

Воспитатель: - Живет в курене семья казака. Казак - глава семьи. Давайте расскажем, чем он занимается.

Слайд 5, ответы детей.

Воспитатель: – Кто верный друг казака?

Ответы: (конь)

Воспитатель: Большую часть времени, казаки проводили на войне. Ребята, давайте вспомним пословицы про казака:

Где враг, там и казак.

Или грудь в крестах, или голова в кустах.

Казачьему роду нет переводу.

Казак скорей умрет, чем с родной земли уйдет

Воспитатель: Казаки всегда были лихие и ловкие наездники. Мальчики, попробуете показать какие вы наездники?

Игровое упражнение «Ловкий наездник» (мальчики по очереди на деревянных «лошадках» скачут, стараясь не задеть расставленные кегли)

Воспитатель: – Чем еще занимались казаки?

Ответы детей: (Казаки строили дома, засевали земли, ловили рыбу. Они были настоящими воинами, защищавшими свои земли, семьи.)

Воспитатель: – А теперь давайте расскажем, чем занималась дома казачка.

Слайд 6.

Ответы детей :(Ходит к колодцу, стирает и гладит белье, готовит еду, печет хлеб)

Воспитатель: Давайте сравним : какими предметами пользовались раньше, а какими пользуемся мы сейчас.

Слайд 7.

Воспитатель: - Какая печь у казаков была?

Ответы: каменная, ее топили дровами (показ слайда)

Воспитатель: А сейчас у нас дома, печи какие стоят?

Ответы детей: Газовые и электрические

Воспитатель:. - Каши и борщи в чем варили?

Ответы: (в чугунке (показ музейного экспоната)

Воспитатель: А сейчас ребята в чем мы готовим еду?

Ответы детей: В кастрюлях, сковородках. (Слайд 8)

Воспитатель:. – Чем гладили белье?

Ответы: (помогают рубель и каталка. (слайд 9) (показ музейного экспоната)

Воспитатель: А сейчас ребята чем мы гладим?

Дети: утюгом электрическим.

Воспитатель:. – Как носили казачки воду?

Ответы: (с помощью коромысла) (Слайд 10)

Воспитатель: Носить воду на коромысле не так-то просто. Девочки, хотите попробовать? Игровое упражнение «Донести воду» (девочки носят на коромысле ведра, наполненные пластмассовыми шариками)

Воспитатель: А вещи где хранили?

Ответы: (хранили в сундуках.) (Слайд 11)

Воспитатель: Ребята, а мы в чем храним свои вещи?

Ответы детей: В шкафах.

Воспитатель:. - А вот «махотка» – это не высокий глиняный горшок с широким низким горлышком (от слова маленький). В нем хранили сметану, воду. (Слайд 12)

Воспитатель: А молоко хранили в глиняном сосуде, который называется глэчик. (повторить с детьми)

Воспитатель: Казачки любили печь пироги. Чтобы испечь пироги, нужно замесить тесто. Посуда, в которой замешивают тесто называется макитра. Макитра - это чаша из глины. (повторить с детьми)

Воспитатель: Давайте и мы с вами замесим тесто сами.

Народная игра: «Тесто»

Играющие встают в хоровод, крепко держатся за руки. На слова: «Месим, месим, месим тесто…» все движутся в центр круга, не размыкая рук, и делая руками круговые «замешивающие» движения. Со словами: «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся» все максимально расходятся от центра, стараясь удержать руки сцепленными. Чтобы круг где-то разорвался, игроки могут начать легко подергивать рядом стоящих, также этому может поспособствовать заводящий, запустив движение. Та пара (или несколько пар, что разомкнула руки встает в круг. Теперь они «начинка» пирога. Игру повторять, пока «начинка» не станет больше «теста».

Воспитатель: Вот тесто готово, и сейчас мы с вами будем лепить пироги. А чтобы пироги получились красивые, давайте сделаем гимнастику для рук.

Продуктивная деятельность (лепка из соленого теста)

Воспитатель: Пироги вы налепили, а что же с ними дальше делать?

Ответы детей. (поставить в печку)

Воспитатель: Отправляем пироги в печь. Казаки говорили: «Ой, печь моя печь! Коли б я на тебя, а ты на коня, славный казак был бы из меня.»(слайд 13)

Печь играла главную роль в пространстве избы. Она обогревала всех долгими зимами. Наверху спали старые, да малые. В печи пекли хлеб, томили молоко, сушили грибы и фрукты.

Воспитатель: Давайте погреемся на печи: физкультминутка «Печь»

Ча-ча-ча, ча-ча-ча (хлопки в ладоши, перед собой).

Печка очень горяча (шаг на месте).

Чи-чи-чи, чи-чи-чи (хлопки над головой).

Греют печку кирпичи (прыжки на месте).

Воспитатель: Продолжим наше путешествие.

К пирогам казачки подавали напиток, который назывался узвар (повторить с детьми) – это компот из сушеных фруктов или свежих.

Воспитатель: А еще казачки очень любили украшать вещи вышивкой и кружевом. Посмотрите, какие предметы украшены вышивкой? (слайд 14).

Какие цвета использовались в вышивке?

(черный и красный на белом фоне).

Рефлексия:

Воспитатель: Мы сегодня узнали много новых слов. Давайте их вспомним. Я буду вам описывать предмет, а вы должны будете назвать мне его.

-Как назывался дом, в котором мы побывали? (курень)

-Кувшин, в котором молоко долго не прокисает? (глэчик)

-Глиняная посуда для замешивания теста? (макитра)

-В нём готовили вкусную кашу и он был очень тяжелый? (чугунок)

-А как назывался компот? (узвар)

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? А сейчас нам пора в детский сад возвращаться: «Повертелись, покружились, назад в садик возвратились». Пойдёмте в группу, пирожки есть и узвар пить.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое лампочки. Электричество» Тема: «Путешествие в прошлое лампочки». Направление: познавательное, речевое. Форма организации: путешествие. Цель: формировать представление.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в прошлое. Русь богатая!» НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ТЕМУ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ – РУСЬ БОГАТАЯ!» Цель.

Совместная деятельность по рисованию картины с элементами аппликации в старшей группе «Осенние березы»Совместная деятельность по рисованию картины с элементами аппликации в старшей группе «Осенние березы» Задачи: – закрепить знания детей о внешних характерных особенностях берёзы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, осенняя.

Совместная деятельность с детьми среднего возраста «Путешествие капельки» Цель: Формировать представления о свойствах воды. Задачи: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус,цвет,запах,текучесть).Уточнить значение.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Пожарные собаки» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

Совместная игровая деятельность «Путешествие змейки» для детей группы раннего возраста для развития координации движенийСовместная игровая деятельность «Путешествие змейки» для детей группы раннего возраста для развития координации движений Флавицкая Наталья МихайловнаСовместная игровая деятельность "Путешествие змейки" для детей группы раннего возраста для развития координации.

Совместная игровая театрализованная деятельность «Путешествие в страну фантазии»Совместная игровая театрализованная деятельность «Путешествие в страну фантазии» Конспект совместной игровой театрализованной деятельности в старшей группе. Тема «Путешествие в страну фантазии». Интеграция образовательных.

Совместная образовательная деятельность детей и родителей старшей логопедической группы «Веселые снеговики»Совместная образовательная деятельность детей и родителей старшей логопедической группы «Веселые снеговики» .

Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?»Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?» Ведущая образовательная область: познавательное развитие Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Закреплять.

Экспериментальная деятельность в старшей группе «Путешествие в мир камней»Экспериментальная деятельность в старшей группе «Путешествие в мир камней» Экспериментальная деятельность в старшей группе на тему «Путешествие в мир камней». Задачи: формирование у дошкольников элементарные представления.

Автор публикации:
Совместная деятельность в старшей группе «Путешествие в прошлое»
Опубликовано: 14 декабря 2022 в 18:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Совместная деятельность в старшей группе «Путешествие в прошлое»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Дубовик (УИ 182611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД