Анна Бубнова
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] «Путешествие в город профессий»
▼ Скачать + Заказать документы
Бубнова Анна Георгиевна
Учитель-логопед
МБДОУ «Детский сад №138», г. Рязань.
«Путешествие в город профессий»
Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука «Р» у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Цель: автоматизация звука «Р» посредством закрепления знаний о профессиях.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Закрепление знаний о профессиях;
Публикация «Конспект подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] „Путешествие в город профессий“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Темочки
Развитие связной речь;
Закрепление умения отвечать на вопросы полным предложением.
Коррекционно – развивающие:
Автоматизация звука «Р»;
Развитие слухового и зрительного внимания, тактильного восприятия, мышления.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитание инициативности, самостоятельности, работа в коллективе, взаимовыручка и помощь.
Здоровьесберегающие:
Развитие речевого дыхания;
Развитие мелкой моторики рук.
Интеграция с образовательными областями:
• коммуникация
• познание
• физическая культура
• здоровье
• художественная литература
Оборудование: формы повара, строителя и художника, макеты овощей и фруктов, кухонная посуда, мольберт, краски, мешок с атрибутами различных профессий.
Предварительная работа:
• Беседа о том, что такое профессия; люди каких профессий окружают детей каждый день; какую профессию дети хотят выбрать для себя;
• Разучивание стихотворения для динамической паузы;
• Чтение художественных произведений на актуальную тему, разгадывание загадок.
Этапы:
1. Игровая мотивация.
Учитель – логопед : Ребята, давайте пожелаем друг другу доброго утра. Поможет нам в этом маленький шарик. Не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передает его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его левой рукой (сжимаем большим и указательным пальцами, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.
- Доброе утро, Настя. (дети передают друг другу шарик, крайний ребенок возвращает его учителю – логопеду)
Учитель-логопед : Ребята, посмотрите в каком интересном месте мы оказались. Это город профессий. И я предлагаю вам отправиться в экскурсию. Но прежде чем начать наше путешествие, я хочу рассказать вам, что значит слово «профессия?». Профессия – это основное занятие человека, его умение. Если человек приобрел профессию, значит он владеет специальными знаниями. Сегодня во время нашей экскурсии у вас, ребята, будет возможность примерить на себя новые, интересные роли. Вы готовы начать наше путешествие?
( Предполагаемый ответ детей: «Да»)
2. Сообщение темы:
Учитель-логопед : Чтобы начать наше путешествие вам необходимо послушать загадку и отгадать, о ком в ней говорится:
Знает точно детвора, кормят вкусно …
( Ответ детей: повара)
(Учитель – логопед и дети переходят в кухонную игровую зону)
Учитель – логопед : Совершенно верно. Давайте на минуту представим себя на их месте и приготовим обед для кукол. Чтобы нам было легче это сделать мы наденем специальную форму.
(Дети надевают форму повара)
Учитель – логопед : Ребята, все смогли правильно надеть форму? Помогите друг другу завязать фартук. А теперь внимательно взгляните на себя, и назовите мне только те детали формы повара, в названии которых есть звук «Р».
( Предполагаемый ответ детей: Звук Р встречается в слове фартук. Звук Р встречается в слове перчатки).
(Учитель – логопед и дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением продуктов питания.)
3. Игра «Обед для куклы»
Учитель – логопед : А вот и задание для вас. Алина и Лера должны выбрать продукты, из которых они сделают суп. А Настя и Артем должны сварить компот. Главное правило – вы можете использовать только те продукты, в названии которых содержится звук Р. Сделав выбор вы должны сказать, как называется фрукт или овощ, который вы взяли. Следующий, кто делает выбор, сначала называет продукт, который был выбран, а затем уже свой. Например: «Я выбрала кукурузу». Алина, выбирай любой овощ и называй сначала то, что выбрала я, а затем то, что выбрала ты. И так по очереди.
( Ответ ребенка: Анна Георгиевна выбрала кукурузу, а я выбираю помидор)
Учитель – логопед : Ребята, вам понятно задание?
( Предполагаемый ответ детей: «Да»)
Учитель – логопед : Тогда приступайте к выполнению.
(Дети выбирают продукты для своих блюд. Затем по очереди называют то, что выбрали)
Учитель – логопед : Молодцы. Справились. Теперь расскажите, что у вас получилось.
( Предполагаемый ответ детей:
-Мы приготовили суп с картофелем, морковью и горохом.
- Мы сварили грушевый, виноградный и смородиновый компот.
4. Дыхательная гимнастика.
Учитель – логопед : А теперь давайте подуем на наши блюда, чтобы они не были такими горячими. Делаем глубокий вдох через нос и долго выдыхаем через рот. Давайте еще разок.
Учитель – логопед : Молодцы, ребята! Продолжим нашу экскурсию.
(Дети снимают форму повара)
5. Отгадывание загадок по теме «Профессии».
Учитель – логопед : Ой, а что это за листочки на столе? Посмотрите, тут что-то написано. Я прочитаю, а вы внимательно слушайте.
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем.
О ком эта загадка?
( Предполагаемый ответ детей: Эта загадка о строителях)
Учитель – логопед : В чем же заключается работа строителя?
( Предполагаемый ответ детей: Строитель строит дома.
Учитель – логопед : Верно! Но не только дома, а еще школы, поликлиники и детские сады.
6. Динамическая пауза, речь с движением «Строим дом» :
Учитель – логопед : Давайте перевоплотимся в строителей (дети надевают каски) и немного подвигаемся. Вы помните стихотворение про новый дом?
( Примерный ответ детей: «Да»)
Строим, строим новый дом (стучим кулаком об кулак)
Красит стены, крышу, пол, (руками «красим» сбоку, вверху, внизу)
Прибираем всё кругом. («метём» метлой)
Скоро гости придут (шаги на месте)
И подарки принесут. (руки вперёд, ладонями вверх)
На пол - мягкую дорожку, (наклон вперёд, руками «стелем» дорожку)
Расстелить её к порожку. (попятиться назад)
Две подушки на диван, (руки сложить ладонями вместе, сначала под одну щеку, затем под другую)
Мёду липового жбан. (руки округлить и вытянуть перед собой).
Учитель – логопед : Ну что, ребята, подвигались немного? Продолжим наше путешествие?
( Примерный ответ детей: «Да»)
Учитель – логопед : У меня есть еще одна загадка для вас. Послушайте:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я …
( Предполагаемый ответ детей: Художник).
Учитель – логопед : Подумайте, что использует художник для написания картин, чтобы в названии этих предметов встречался звук «Р».
( Предполагаемый ответ детей: Краски, карандаши, мольберт, палитра).
7. Пальчиковое рисование.
Учитель – логопед : Для того, чтобы рисовать можно использовать не только краски и карандаши. Приготовьте для этого свои ручки. Я буду читать стихотворение, а вы рисовать то, о чем услышите.
(Дети с помощью учителя – логопеда рисуют пальчиковыми красками то, о чем услышат в стихотворении.)
Учитель – логопед :
Я взял бумагу, карандаш,
Нарисовал дорогу.
На ней быка изобразил,
А рядом с ним корову.
Направо дом,
Налево сад
В лесу двенадцать кочек.
И дождичек их мочит.
Потом поставил стул на стол,
Тянусь как можно выше.
Я Свой рисунок приколол
Совсем неплохо вышел!
Учитель – логопед : Какие красивые картины у вас получились! У меня есть знакомый художник, ему очень понравилось бы то, что вы нарисовали. Давайте поскорей помоем руки и продолжим наше путешествие.
(Дети моют руки и возвращаются)
Вы так быстро вернулись, здорово! Помните я рассказывала вам про своего знакомого художника? Он чтобы не забыть, что хочет нарисовать, записывает в блокноте сюжеты новых картин. Но в этот раз произошла какая-то путаница. Ребята, поможем ему разобраться и найти ошибку?
( Предполагаемый ответ детей: «Да»)
Учитель – логопед :
Тигры дрессирует укротителя
Ребята, а разве так бывает? Кто хочет ответить? Поднимите руку.
( Предполагаемый ответ детей: Нет)
Учитель – логопед : А как правильно?
( Предполагаемый ответ детей: Укротитель дрессирует тигров).
Учитель – логопед : Дорога проехала по шофёру
Верно?
( Предполагаемый ответ детей: Нет. Шофер проехал по дороге).
Учитель – логопед : Продукты продают продавца. Так?
( Предполагаемый ответ детей: Нет. Продавец продает продукты).
Учитель – логопед : Роль играет актера. Верно?
( Предполагаемый ответ детей: Нет. Актер играет роль).
Учитель – логопед : Забор красит Рому. Такое может быть?
( Предполагаемый ответ детей: Нет. Рома красит забор).
Учитель – логопед : Градусник несет врача. Правильно?
( Предполагаемый ответ детей: Нет. Врач несет градусник).
8. Развитие мелкой моторики и тактильного восприятия «Волшебный мешочек»
Учитель – логопед : Как хорошо вы справились с заданием! Посмотрите, мы обошли уже весь город профессий, но смогли примерить на себя лишь несколько. Конечно же их намного больше. Давайте вспомним те профессии, которые нам сегодня не встретились. У меня есть волшебный мешок, в котором лежат предметы, принадлежащие разным людям. Давайте по очереди назовем кому они принадлежат.
(Дети называют предмет и профессию человека, которому необходим этот атрибут)
(портной, врач, шофер, дворник)
9. Итог занятия.
Учитель – логопед : Молодцы, ребята. А теперь я хочу прочитать вам стихотворение. Послушайте:
У каждого дела есть запах особый:
В булочной пахнет тестом и сдобой.
Пахнет маляр скипидаром и краской.
Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Пахнет кондитер орехом мускатным.
Доктор в халате — лекарством приятным.
Рыхлой землею, полем и лугом
Пахнет крестьянин, идущий за плугом.
Рыбой и морем пахнет рыбак.
Только бездельник не пахнет никак.
Учитель – логопед : Ну что ж, на сегодня мы закончили. Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Что вам запомнилось больше всего? Молодцы, ребята.