Приложение МААМ

Петербург как среда воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития

Светлана Капур
Петербург как среда воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы

«Для нас прекрасней нет предназначенья,

Чем знания свои всем детям передать.

Когда увидим в их глазах

Мы Петербурга отраженье,

То значит путь к неведомому

Будут продолжать»

Федотова Н. П.

Очень важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами : воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Нужно не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей петербургского общества.

Система нашей работы создана на основе программ, которые были созданы М. В. Мацкевичем, Л. Н. Махинько, Н. П. Федотовой, программы «Кругозор».

Темочки:

Более 15 лет мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Контингент группы для детей с ЗПР составляют дети с трудностями в обучении. Эти дети по сформированности ряда психических функций находятся как бы на более ранней возрастной стадии. Термином «задержка» подчёркивается несоответствие уровня психического развития возрасту, а так же временный характер отставания, которое постепенно преодолевается в условиях специально организованного воспитания и обучения детей с ЗПР.

Для детей с ЗПР наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы отмечается недостаточное развитие познавательной деятельности, в том числе внимания, памяти, речи. Снижение познавательной активности у таких детей проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе.

Специфику отставания дошкольников с ЗПР в личностном развитии во многом определяет уровень их коммуникативного поведения, сформированности деятельности общения с взрослыми. Для большинства старших дошкольников с ЗПР характерна внеситуативно-познавательная форма общения.

Одной из самых важных задач в развитии ребёнка с задержкой психического развития является формирование всех компонентов его речи.

Помочь ребё нку в этом могут взрослые: воспитатели или родители. Практика показывает, что большинство родителей мало внимания уделяют совместным играм и занятиям с детьми дошкольного возраста, объясняя это незнанием, неумением, или занятостью и полагаясь целиком и полностью на профессионализм воспитателя. Поэтому очень важно было не только заинтересовать родителей, но и научить их.

Работая в группе с детьми с задержкой психического развития, мы решили осуществлять эти задачи через знакомство детей с Петербургом, так как наши дети петербуржцы и окружающая их среда это и есть их город, в котором они живут. Чтобы способствовать развитию речи детей необходимо, познакомить их с красотой города. Для этого мы оформили в группе уголок Петербурга. Где поместили: Наборы открыток.

Альбомы с фотографиями зданий нашего района и центра города. Книги, с содержанием по петербургской тематике с рассказами и сказками. Подготовили картотеки стихов, загадок, ребусов, кроссвордов, изографов, обводок, трафаретов.

Изготовили и приобрели строительные и дидактические игры по знакомству детей с Петербургом.

Выполнили макеты зданий для закрепления знаний о частях дома и обыгрывания в настольных играх.

Подобрали музыкальный материал по теме, используемый при рассматривании достопримечательностей Санкт Петербурга и и проведении занятий.

Сделали подборку игр, разрезных картинок, и кубиков для составления их по образцу при закреплении знаний о городе.

Собрали считалки для проведения подвижных игр связанных с темой жизни Петербурга

Один из путей развития речи детей с ЗПР это приобщение к красоте нашего города, постоянное общение с ней.

Самым интересным оказалось совместное посещение музеев, выставок, экскурсий.

Посещение музеев и театров, знакомство с памятниками архитектуры, рассматривание репродукций незаметно накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. У нас появились общие интересы, совместные игры. Мы стремились к тому, что бы в группе была создана развивающая среда, помогающая детям как можно больше узнавать о городе и активизировать развитие речи детей.

В начале учебного года провели диагностику, для того чтобы выявить уровень развития речи детей и объём знаний о родном городе. В результате обследования был выявлен невысокий уровень развития речи детей, отмечались стойкие аграмматизмы, и запас знаний о Петербурге был очень незначителен.

На родительском собрании провели небольшой экспресс – опрос и выяснили, что многие взрослые имеют очень неконкретные знания о Петербурге. Вместе с родителями мы спланировали совместную работу, так как они очень заинтересовались этой темой. В начале года провели открытое занятие вместе с мамами, где дети рассказали родителям о том, что они уже узнали и вместе выполнили задания. Все были очень довольны. Для того, чтобы у детей формировались представления о городе, мы ездили на экскурсию по городу, после совместных прогулок с родителями приносили фотографии. Удивительно, с каким удовольствием все, вместе рассматривая фотографии, старались рассказывать, где были и что видели. Значительно увеличилась речевая активность детей. Положительные эмоции от совместных прогулок создавали в душе каждого ребёнка образ прекрасного и любимого города, появлялось чувство гордости за свой город.

На музыкальных занятиях и досугах, пели песни об островах, дворцах, соборах и мостах Санкт Петербурга.

В группе в книжном уголке читали стихи, сказки о городе, рассматривали слайды и открытки. Тогда же появились наши первые дидактические игры, которые в игровой форме помогали ребёнку овладеть сложностями связной речи и освоить правила грамматики. Каждая игра имела конкретную цель, но все они способствовали развитию речи детей и обогащали его знаниями. В дидактических играх развивались внимание, мышление, память.

Такая работа вызывала активный интерес у детей и родителей. По нашим рекомендациям родители вместе с детьми стали посещать театры и музеи, обращая внимание на красоту и неповторимость дворцов, соборов, решёток, фонарей. Радостными были неожиданные встречи детей в музеях или Летнем саду. Родители планировали свои экскурсии в соответствии с нашими рекомендациями, стараясь показать детям то, о чём мы говорили на своих занятиях в течение недели, и привлекали детей рассказывать о том, что видят. Какими радостными были встречи детей у памятника И. А. Крылову или у памятника Петру Первому.

В группе закрепляли знания детей в специально разработанных играх «Путешествие по Невскому проспекту», «Незнайка в городе», и др.

Вся работа была тщательно спланирована и продумана. Занятия, беседы, проводились еженедельно, во второй половине дня.

К середине года, когда у детей начали формироваться навыки связной, грамматически правильной речи, а интерес к истории города стал устойчивым. Мы начали подготовку к сюжетно – ролевой игре «Путешествие по городу на автобусе». (конспект прилагается).

На занятиях по изобразительной деятельности детям предлагались задания по петербургской тематике. Дети выполняли налепы, рисунки, обводки, аппликации из различных материалов. У нас собралось большое количество петербургских сувениров, и в нашей игре открылся киоск «Петербургский сувенир». Дети предложили во время игры фотографировать виды города и снимать на видеокамеру.

Первое время роль экскурсовода выполнял воспитатель, но «дипломат» и микрофон очень привлекали детей. Настя решила попробовать роль экскурсовода, при небольшой помощи педагога экскурсия получилась очень интересной. Затем дети уже сами распределяли роли: водитель, кондуктор, экскурсовод, продавец сувениров.

Наша работа очень увлекла родителей, и на конкурсе поделок выявилось очень много талантов. Теперь нашу раздевалку и стены учреждения украшают прекрасные картины, чудесные работы из соломки, тополиного пуха.

Рассказы детей становились всё более содержательными, яркими. Значительно сократилось количество аграмматизмов. Словарный запас увеличился, детям хотелось рассказывать о своих любимых уголках города. В детских рассказах ярко проявлялась любовь к городу и чувство гордости, что этот чудесный город наш. Часто можно было увидеть детей, рассматривающими альбомы с фотографиями и рассказывающими друг другу о путешествиях по городу. В беседе «Я - Петербуржец» мы говорили о том, какое это гордое имя. Как же должен вести себя настоящий петербуржец. Очень полюбили они игру «Что такое хорошо, что такое плохо?»

В результате проведённой систематической работы дети научились грамматически правильно оформлять свои высказывания. Они уже не отмалчивались на занятиях, а на перебой старались отвечать, потому что то о чём мы беседовали, было хорошо им знакомо и понятно. Особенно нам показалось важным, что дети стали более внимательными друг к другу, научились играть вместе.

Многие мамы рассказывали о том, что у них теперь меньше проблем с поведением детей в общественном месте.

Мы считаем, что такая работа имеет психотерапевтический эффект и помогает становлению личности ребёнка, что особенно важно для детей с ЗПР.

В конце года, проводя диагностику, мы убедились, что наша работа бала проделана с большой пользой для детей.

Мы считаем, что при планировании работы по этой теме важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности дети. Знания, предлагаемые детям должны быть доступными и конкретными. Занятия с детьми важно проводить систематически, обогащая их огромным количеством наглядного и игрового материала.

Развивающая среда должна быть насыщена и разнообразна. И самое главное надо любить свой город и уметь гордиться им! А мы планируем продолжать работу над развитием речи детей в подготовительной группе, расширяя и углубляя уже имеющиеся знания детей.

.

Публикации по теме:

Использование графических навыков в развитии мелкой моторики у детей с задержкой психического развития 5–7 лет Актуальность проекта У детей с задержкой психического развития выраженность дефектов в развитии мелкой моторики проявляется в нарушении.

Консультация «Формирование представлений о времени у дошкольников с задержкой психического развития» Целью формирования этих представлений является развитие у детей чувства времени, умение определять и чувствовать временные отрезки времени.

«Насекомые». Конспект логопедического занятия для детей с задержкой психического развития и тяжёлыми нарушениями речи 5–7 лет .

Конспект занятия в старшей логопедической группе для детей с задержкой психического развития Тема: «Пряничный домик» Задачи: продолжать работу по насыщению связной речи детей качественными и относительными прилагательными; развивать.

Консультация для родителей «Игровая деятельность детей дошкольного возраста с задержкой психического развития» Значение игры для всестороннего развития личности ребенка Игра – один из видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях.

Методики изучения уровня эмоциональной сферы у детей 5–6 лет с задержкой психического развития Цель исследования – провести диагностику уровня развития эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития Нами были.

Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления пособий для игр-драматизаций Видео Опыт работы воспитателя Егошиной Марии Игоревны Тема: Развитие мелкой моторики у детей с задержкой психического развития в процессе изготовления.

Развитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развитияРазвитие цветовосприятия у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития Здравствуйте уважаемые коллеги, родители. Как педагог я хотела бы с вами поделиться опытом по развитию цветововосприятия детей с ЗПР дошкольного.

Развитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторикиРазвитие компонентов речевой системы у дошкольников с задержкой психического развития посредством развития мелкой моторики «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок» В. А. Сухомлинский Вопрос полноценного развития речи детей дошкольного возраста.

Влияние логосреды на формирование социально-нравственных отношений детей с задержкой психического развития В последнее десятилетие ценностное отношение к каждому человеку: его личностному росту, склонностям и способностям, интересам,- осознаётся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Петербург как среда воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 20 февраля 2016 в 21:52
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Петербург как среда воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Капур (УИ 133776) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Календарь
19 января 2025 воскресенье
Всемирный день снега и день зимних видов спорта!
С Крещением!
Какой ваш любимый зимний вид спорта?
20 января 2025 понедельник
Черно-белые пингвины — удивительный народ!
Всероссийская акция «Серая шейка» - считаем уток вместе с детьми!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД