Светлана Капур
Петербург как среда воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать +Заказ
«Для нас прекрасней нет предназначенья,
Чем знания свои всем детям передать.
Когда увидим в их глазах
Мы Петербурга отраженье,
То значит путь к неведомому
Будут продолжать»
Федотова Н. П.
Очень важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами : воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Нужно не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей петербургского общества.
Система нашей работы создана на основе программ, которые были созданы М. В. Мацкевичем, Л. Н. Махинько, Н. П. Федотовой, программы «Кругозор».
Публикация «Петербург как среда воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Ленинградская область, Санкт-Петербург. Петербурговедение
- Оформление детских садов
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Более 15 лет мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Контингент группы для детей с ЗПР составляют дети с трудностями в обучении. Эти дети по сформированности ряда психических функций находятся как бы на более ранней возрастной стадии. Термином «задержка» подчёркивается несоответствие уровня психического развития возрасту, а так же временный характер отставания, которое постепенно преодолевается в условиях специально организованного воспитания и обучения детей с ЗПР.
Для детей с ЗПР наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы отмечается недостаточное развитие познавательной деятельности, в том числе внимания, памяти, речи. Снижение познавательной активности у таких детей проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе.
Специфику отставания дошкольников с ЗПР в личностном развитии во многом определяет уровень их коммуникативного поведения, сформированности деятельности общения с взрослыми. Для большинства старших дошкольников с ЗПР характерна внеситуативно-познавательная форма общения.
Одной из самых важных задач в развитии ребёнка с задержкой психического развития является формирование всех компонентов его речи.
Помочь ребё нку в этом могут взрослые: воспитатели или родители. Практика показывает, что большинство родителей мало внимания уделяют совместным играм и занятиям с детьми дошкольного возраста, объясняя это незнанием, неумением, или занятостью и полагаясь целиком и полностью на профессионализм воспитателя. Поэтому очень важно было не только заинтересовать родителей, но и научить их.
Работая в группе с детьми с задержкой психического развития, мы решили осуществлять эти задачи через знакомство детей с Петербургом, так как наши дети петербуржцы и окружающая их среда это и есть их город, в котором они живут. Чтобы способствовать развитию речи детей необходимо, познакомить их с красотой города. Для этого мы оформили в группе уголок Петербурга. Где поместили: Наборы открыток.
Альбомы с фотографиями зданий нашего района и центра города. Книги, с содержанием по петербургской тематике с рассказами и сказками. Подготовили картотеки стихов, загадок, ребусов, кроссвордов, изографов, обводок, трафаретов.
Изготовили и приобрели строительные и дидактические игры по знакомству детей с Петербургом.
Выполнили макеты зданий для закрепления знаний о частях дома и обыгрывания в настольных играх.
Подобрали музыкальный материал по теме, используемый при рассматривании достопримечательностей Санкт Петербурга и и проведении занятий.
Сделали подборку игр, разрезных картинок, и кубиков для составления их по образцу при закреплении знаний о городе.
Собрали считалки для проведения подвижных игр связанных с темой жизни Петербурга
Один из путей развития речи детей с ЗПР это приобщение к красоте нашего города, постоянное общение с ней.
Самым интересным оказалось совместное посещение музеев, выставок, экскурсий.
Посещение музеев и театров, знакомство с памятниками архитектуры, рассматривание репродукций незаметно накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. У нас появились общие интересы, совместные игры. Мы стремились к тому, что бы в группе была создана развивающая среда, помогающая детям как можно больше узнавать о городе и активизировать развитие речи детей.
В начале учебного года провели диагностику, для того чтобы выявить уровень развития речи детей и объём знаний о родном городе. В результате обследования был выявлен невысокий уровень развития речи детей, отмечались стойкие аграмматизмы, и запас знаний о Петербурге был очень незначителен.
На родительском собрании провели небольшой экспресс – опрос и выяснили, что многие взрослые имеют очень неконкретные знания о Петербурге. Вместе с родителями мы спланировали совместную работу, так как они очень заинтересовались этой темой. В начале года провели открытое занятие вместе с мамами, где дети рассказали родителям о том, что они уже узнали и вместе выполнили задания. Все были очень довольны. Для того, чтобы у детей формировались представления о городе, мы ездили на экскурсию по городу, после совместных прогулок с родителями приносили фотографии. Удивительно, с каким удовольствием все, вместе рассматривая фотографии, старались рассказывать, где были и что видели. Значительно увеличилась речевая активность детей. Положительные эмоции от совместных прогулок создавали в душе каждого ребёнка образ прекрасного и любимого города, появлялось чувство гордости за свой город.
На музыкальных занятиях и досугах, пели песни об островах, дворцах, соборах и мостах Санкт Петербурга.
В группе в книжном уголке читали стихи, сказки о городе, рассматривали слайды и открытки. Тогда же появились наши первые дидактические игры, которые в игровой форме помогали ребёнку овладеть сложностями связной речи и освоить правила грамматики. Каждая игра имела конкретную цель, но все они способствовали развитию речи детей и обогащали его знаниями. В дидактических играх развивались внимание, мышление, память.
Такая работа вызывала активный интерес у детей и родителей. По нашим рекомендациям родители вместе с детьми стали посещать театры и музеи, обращая внимание на красоту и неповторимость дворцов, соборов, решёток, фонарей. Радостными были неожиданные встречи детей в музеях или Летнем саду. Родители планировали свои экскурсии в соответствии с нашими рекомендациями, стараясь показать детям то, о чём мы говорили на своих занятиях в течение недели, и привлекали детей рассказывать о том, что видят. Какими радостными были встречи детей у памятника И. А. Крылову или у памятника Петру Первому.
В группе закрепляли знания детей в специально разработанных играх «Путешествие по Невскому проспекту», «Незнайка в городе», и др.
Вся работа была тщательно спланирована и продумана. Занятия, беседы, проводились еженедельно, во второй половине дня.
К середине года, когда у детей начали формироваться навыки связной, грамматически правильной речи, а интерес к истории города стал устойчивым. Мы начали подготовку к сюжетно – ролевой игре «Путешествие по городу на автобусе». (конспект прилагается).
На занятиях по изобразительной деятельности детям предлагались задания по петербургской тематике. Дети выполняли налепы, рисунки, обводки, аппликации из различных материалов. У нас собралось большое количество петербургских сувениров, и в нашей игре открылся киоск «Петербургский сувенир». Дети предложили во время игры фотографировать виды города и снимать на видеокамеру.
Первое время роль экскурсовода выполнял воспитатель, но «дипломат» и микрофон очень привлекали детей. Настя решила попробовать роль экскурсовода, при небольшой помощи педагога экскурсия получилась очень интересной. Затем дети уже сами распределяли роли: водитель, кондуктор, экскурсовод, продавец сувениров.
Наша работа очень увлекла родителей, и на конкурсе поделок выявилось очень много талантов. Теперь нашу раздевалку и стены учреждения украшают прекрасные картины, чудесные работы из соломки, тополиного пуха.
Рассказы детей становились всё более содержательными, яркими. Значительно сократилось количество аграмматизмов. Словарный запас увеличился, детям хотелось рассказывать о своих любимых уголках города. В детских рассказах ярко проявлялась любовь к городу и чувство гордости, что этот чудесный город наш. Часто можно было увидеть детей, рассматривающими альбомы с фотографиями и рассказывающими друг другу о путешествиях по городу. В беседе «Я - Петербуржец» мы говорили о том, какое это гордое имя. Как же должен вести себя настоящий петербуржец. Очень полюбили они игру «Что такое хорошо, что такое плохо?»
В результате проведённой систематической работы дети научились грамматически правильно оформлять свои высказывания. Они уже не отмалчивались на занятиях, а на перебой старались отвечать, потому что то о чём мы беседовали, было хорошо им знакомо и понятно. Особенно нам показалось важным, что дети стали более внимательными друг к другу, научились играть вместе.
Многие мамы рассказывали о том, что у них теперь меньше проблем с поведением детей в общественном месте.
Мы считаем, что такая работа имеет психотерапевтический эффект и помогает становлению личности ребёнка, что особенно важно для детей с ЗПР.
В конце года, проводя диагностику, мы убедились, что наша работа бала проделана с большой пользой для детей.
Мы считаем, что при планировании работы по этой теме важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности дети. Знания, предлагаемые детям должны быть доступными и конкретными. Занятия с детьми важно проводить систематически, обогащая их огромным количеством наглядного и игрового материала.
Развивающая среда должна быть насыщена и разнообразна. И самое главное надо любить свой город и уметь гордиться им! А мы планируем продолжать работу над развитием речи детей в подготовительной группе, расширяя и углубляя уже имеющиеся знания детей.
.