Светлана Капур
Петербург как среда воспитания старших дошкольников с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
«Для нас прекрасней нет предназначенья,
Чем знания свои всем детям передать.
Когда увидим в их глазах
Мы Петербурга отраженье,
То значит путь к неведомому
Будут продолжать»
Федотова Н. П.
Очень важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами : воспитанными, добрыми, внимательными к другим людям. Нужно не только любить и беречь свой город, но и чувствовать себя частицей петербургского общества.
Система нашей работы создана на основе программ, которые были созданы М. В. Мацкевичем, Л. Н. Махинько, Н. П. Федотовой, программы «Кругозор».
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ЗПР. Задержка психического развития
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Ленинградская область, Санкт-Петербург
- Оформление детских садов
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Более 15 лет мы работаем с детьми с задержкой психического развития. Контингент группы для детей с ЗПР составляют дети с трудностями в обучении. Эти дети по сформированности ряда психических функций находятся как бы на более ранней возрастной стадии. Термином «задержка» подчёркивается несоответствие уровня психического развития возрасту, а так же временный характер отставания, которое постепенно преодолевается в условиях специально организованного воспитания и обучения детей с ЗПР.
Для детей с ЗПР наряду с незрелостью эмоционально-волевой сферы отмечается недостаточное развитие познавательной деятельности, в том числе внимания, памяти, речи. Снижение познавательной активности у таких детей проявляется в ограниченности запаса знаний об окружающем мире и практических навыков, соответствующих возрасту и необходимых для начала обучения в школе.
Специфику отставания дошкольников с ЗПР в личностном развитии во многом определяет уровень их коммуникативного поведения, сформированности деятельности общения с взрослыми. Для большинства старших дошкольников с ЗПР характерна внеситуативно-познавательная форма общения.
Одной из самых важных задач в развитии ребёнка с задержкой психического развития является формирование всех компонентов его речи.
Помочь ребё нку в этом могут взрослые: воспитатели или родители. Практика показывает, что большинство родителей мало внимания уделяют совместным играм и занятиям с детьми дошкольного возраста, объясняя это незнанием, неумением, или занятостью и полагаясь целиком и полностью на профессионализм воспитателя. Поэтому очень важно было не только заинтересовать родителей, но и научить их.
Работая в группе с детьми с задержкой психического развития, мы решили осуществлять эти задачи через знакомство детей с Петербургом, так как наши дети петербуржцы и окружающая их среда это и есть их город, в котором они живут. Чтобы способствовать развитию речи детей необходимо, познакомить их с красотой города. Для этого мы оформили в группе уголок Петербурга. Где поместили: Наборы открыток.
Альбомы с фотографиями зданий нашего района и центра города. Книги, с содержанием по петербургской тематике с рассказами и сказками. Подготовили картотеки стихов, загадок, ребусов, кроссвордов, изографов, обводок, трафаретов.
Изготовили и приобрели строительные и дидактические игры по знакомству детей с Петербургом.
Выполнили макеты зданий для закрепления знаний о частях дома и обыгрывания в настольных играх.
Подобрали музыкальный материал по теме, используемый при рассматривании достопримечательностей Санкт Петербурга и и проведении занятий.
Сделали подборку игр, разрезных картинок, и кубиков для составления их по образцу при закреплении знаний о городе.
Собрали считалки для проведения подвижных игр связанных с темой жизни Петербурга
Один из путей развития речи детей с ЗПР это приобщение к красоте нашего города, постоянное общение с ней.
Самым интересным оказалось совместное посещение музеев, выставок, экскурсий.
Посещение музеев и театров, знакомство с памятниками архитектуры, рассматривание репродукций незаметно накапливают бесценный опыт эстетического отношения к действительности. У нас появились общие интересы, совместные игры. Мы стремились к тому, что бы в группе была создана развивающая среда, помогающая детям как можно больше узнавать о городе и активизировать развитие речи детей.
В начале учебного года провели диагностику, для того чтобы выявить уровень развития речи детей и объём знаний о родном городе. В результате обследования был выявлен невысокий уровень развития речи детей, отмечались стойкие аграмматизмы, и запас знаний о Петербурге был очень незначителен.
На родительском собрании провели небольшой экспресс – опрос и выяснили, что многие взрослые имеют очень неконкретные знания о Петербурге. Вместе с родителями мы спланировали совместную работу, так как они очень заинтересовались этой темой. В начале года провели открытое занятие вместе с мамами, где дети рассказали родителям о том, что они уже узнали и вместе выполнили задания. Все были очень довольны. Для того, чтобы у детей формировались представления о городе, мы ездили на экскурсию по городу, после совместных прогулок с родителями приносили фотографии. Удивительно, с каким удовольствием все, вместе рассматривая фотографии, старались рассказывать, где были и что видели. Значительно увеличилась речевая активность детей. Положительные эмоции от совместных прогулок создавали в душе каждого ребёнка образ прекрасного и любимого города, появлялось чувство гордости за свой город.
На музыкальных занятиях и досугах, пели песни об островах, дворцах, соборах и мостах Санкт Петербурга.
В группе в книжном уголке читали стихи, сказки о городе, рассматривали слайды и открытки. Тогда же появились наши первые дидактические игры, которые в игровой форме помогали ребёнку овладеть сложностями связной речи и освоить правила грамматики. Каждая игра имела конкретную цель, но все они способствовали развитию речи детей и обогащали его знаниями. В дидактических играх развивались внимание, мышление, память.
Такая работа вызывала активный интерес у детей и родителей. По нашим рекомендациям родители вместе с детьми стали посещать театры и музеи, обращая внимание на красоту и неповторимость дворцов, соборов, решёток, фонарей. Радостными были неожиданные встречи детей в музеях или Летнем саду. Родители планировали свои экскурсии в соответствии с нашими рекомендациями, стараясь показать детям то, о чём мы говорили на своих занятиях в течение недели, и привлекали детей рассказывать о том, что видят. Какими радостными были встречи детей у памятника И. А. Крылову или у памятника Петру Первому.
В группе закрепляли знания детей в специально разработанных играх «Путешествие по Невскому проспекту», «Незнайка в городе», и др.
Вся работа была тщательно спланирована и продумана. Занятия, беседы, проводились еженедельно, во второй половине дня.
К середине года, когда у детей начали формироваться навыки связной, грамматически правильной речи, а интерес к истории города стал устойчивым. Мы начали подготовку к сюжетно – ролевой игре «Путешествие по городу на автобусе». (конспект прилагается).
На занятиях по изобразительной деятельности детям предлагались задания по петербургской тематике. Дети выполняли налепы, рисунки, обводки, аппликации из различных материалов. У нас собралось большое количество петербургских сувениров, и в нашей игре открылся киоск «Петербургский сувенир». Дети предложили во время игры фотографировать виды города и снимать на видеокамеру.
Первое время роль экскурсовода выполнял воспитатель, но «дипломат» и микрофон очень привлекали детей. Настя решила попробовать роль экскурсовода, при небольшой помощи педагога экскурсия получилась очень интересной. Затем дети уже сами распределяли роли: водитель, кондуктор, экскурсовод, продавец сувениров.
Наша работа очень увлекла родителей, и на конкурсе поделок выявилось очень много талантов. Теперь нашу раздевалку и стены учреждения украшают прекрасные картины, чудесные работы из соломки, тополиного пуха.
Рассказы детей становились всё более содержательными, яркими. Значительно сократилось количество аграмматизмов. Словарный запас увеличился, детям хотелось рассказывать о своих любимых уголках города. В детских рассказах ярко проявлялась любовь к городу и чувство гордости, что этот чудесный город наш. Часто можно было увидеть детей, рассматривающими альбомы с фотографиями и рассказывающими друг другу о путешествиях по городу. В беседе «Я - Петербуржец» мы говорили о том, какое это гордое имя. Как же должен вести себя настоящий петербуржец. Очень полюбили они игру «Что такое хорошо, что такое плохо?»
В результате проведённой систематической работы дети научились грамматически правильно оформлять свои высказывания. Они уже не отмалчивались на занятиях, а на перебой старались отвечать, потому что то о чём мы беседовали, было хорошо им знакомо и понятно. Особенно нам показалось важным, что дети стали более внимательными друг к другу, научились играть вместе.
Многие мамы рассказывали о том, что у них теперь меньше проблем с поведением детей в общественном месте.
Мы считаем, что такая работа имеет психотерапевтический эффект и помогает становлению личности ребёнка, что особенно важно для детей с ЗПР.
В конце года, проводя диагностику, мы убедились, что наша работа бала проделана с большой пользой для детей.
Мы считаем, что при планировании работы по этой теме важно учитывать возрастные и психофизиологические особенности дети. Знания, предлагаемые детям должны быть доступными и конкретными. Занятия с детьми важно проводить систематически, обогащая их огромным количеством наглядного и игрового материала.
Развивающая среда должна быть насыщена и разнообразна. И самое главное надо любить свой город и уметь гордиться им! А мы планируем продолжать работу над развитием речи детей в подготовительной группе, расширяя и углубляя уже имеющиеся знания детей.
.