Татьяна Пьянкова
Консультация «Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ»
▼ Скачать +Заказ
Современное дошкольное образование развивается в инновационных условиях. Значительно повышаются требования общества к его качеству. Смена приоритетов в сфере дошкольного образования ориентируют педагогов на поиск и создание новых моделей, программ и технологий. Однако очень важно, чтобы в погоне за инновациями в деятельности педагога не был потерян основой ориентир, определяющий направленность всех его профессиональных усилий, – личность ребенка.
Публикация «Консультация „Элементы арт-терапии как средство социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ“» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Арт-терапия. Консультации
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети с нарушениями речевого развития — это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух и интеллект, но есть значительные нарушения речи, влияющие на формирование других сторон психики. Они могут быть повышено агрессивны, или, наоборот, замкнуты и подавлены. В общении со сверстниками часто боятся быть несостоятельными. Они либо вообще стараются избегать общения, либо зачастую вступают в конфликты. В отношениях со взрослыми проявляют избирательность. Поиски методов и средств, способствующих успешной социализации ребенка в обществе, привели здоровьесберегающему методу педагогической арт-терапии. В буквальном переводе это понятие означает терапия искусством. Суть его состоит в том, что через рисунок, игру, сказку, музыку, танец, театр арт-терапия дает выход внутренней не комфортности и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания. Как говорила Эдит Крамер (психолог) - это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала человека и познанием своего внутреннего мира.
Цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Задачи:
• помочь каждому ребенку разобраться с основными проблемами общения;
• научить узнавать и распознавать своё внутренне эмоциональное состояние и состояние взрослых и сверстников;
• воспитывать эмпатию и толерантность;
• обогатить словарь за счет слов обозначающих различные эмоциональные состояния;
• способствовать самовыражению через рисунок, движение, слово и др. ;
• научить способам снижения мышечного и эмоционального напряжения;
• учить использовать вербальные и невербальные средства общения, владеть диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми;
• формировать способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Направления работы:
-развивающая предметно-пространственная среда (уголок релаксации, терапевтические игрушки, дидактические игры и пособия и др.);
-атмосфера психологического комфорта в группе (ритуал приветствия и прощания, традиции группы и др.);
-проживание эмоций в творческой деятельности (элементы арт-терапии : сказкотерапия, музыкотерпия, изотерапия, игротерапия, пескотерапия и др.);
-навыки саморегуляции эмоционального состояния (игра, психогимнастика, релаксация, моделирование ситуаций, прослушивание музыкальных произведений и др.);
-невербальные средства общения (этюды, упражнения, тренинги, театр, музыкальные игры и др.);
-сотрудничество с родителями (занимательное дело, тренинги (родитель+ воспитатель+ ребенок, День Добрых Дел, выставки совместного творчества и др., со специалистам детского сада (обсуждение результатов педагогической диагностики, совместное планирование деятельности и т. п.)
Для эффективной работы необходимо опираться на принципы:
- принцип единства коррекции и развития;
-принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития;
- принцип комплексности психолого-педагогического воздействия;
- принцип личностно-ориентированного и деятельностного подхода;
-принцип оптимистического подхода;
-принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком (семья, детский сад).
Элементы арт-терапии применяются в режимных моментах, непрерывной непосредственно образовательной деятельности, в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Исходя из трехлетнего опыта и наблюдений, можно сделать вывод о том, что применение элементов арт-терапии в педагогической деятельности является эффективным средством социально-коммуникативного развития дошкольника. И как результат работы — гармонизация личности ребёнка с речевыми нарушениями через развитие способностей самовыражения и самопознания посредством соприкосновения с искусством.
Литература:
1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. — СПб. : Речь, 2006. С. 160, илл.
2. Лебедева. Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2003. С. 256.
3. Практикум по арт-терапии / Под ред. А. И. Копытина. СПб. : Питер, 2000. С. 444