наталья синькова
Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра как средство развития и
коррекции речи у детей в дошкольном возрасте
Игра является основным видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Она доставляет детям радость, вызывает разнообразные чувства и эмоции, является интересной и доступной формой познания и творческого отображения впечатлений об окружающей действительности. Значимость игры отмечается не только для тех психических процессов, которые в нее непосредственно включены (воображение, мышление, но, и для таких, которые в ней непосредственно могут не принимать участие, или принимать косвенно, например память.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития и коррекции речи у детей в дошкольном возрасте» размещена в разделах
В игре происходит активная социализация ребенка с задержкой речевого развития, оперирование знаниями и умениями, которые уточняются, обогащаются, закрепляются. Таким образом, игра выступает как эффективное средство познания ребенком предметной и социальной действительности. Будучи деятельностью, максимально свободной, находящейся во власти эмоций, игра является источником развития произвольности и сознания ребенком своих действий и своего «я».
Широкое использование игрового метода, в частности, различных видов дидактических игр, в обучении и воспитании детей дошкольного возраста, по сравнению с другими методами (например, словесными, имеет ряд преимуществ. Игра является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельностью детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы, в том числе и речь, протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений. Наблюдая за играми детей, их поведением в процессе игры, педагог выявляет индивидуальные особенности, намечает эффективные пути воздействия на личность ребенка.
Одним из важных условий развития игровой деятельности является правильный подбор игровых средств, пособий, игрушек. Игрушки должны соответствовать художественно-эстетическим требованиям, быть привлекательными для детей, безопасными в употреблении, соответствовать уровню возрастного и психического развития ребенка.
Подбор дидактических средств должен обеспечивать все виды игровой деятельности ребенка дошкольного возраста с задержкой речевого развития. В соответствии с современными требованиями подбор игрового материала должен происходить с учетом специфики задержки речевого развития и физиологических особенностей детей дошкольного возраста.
Отбор дидактического материала осуществляется на основе гигиенических и эстетических требований, игрушки должны быть разрисованы экологически чистыми яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей дошкольного возраста, вызывают желание играть с ними.
Независимо от вида дидактическая игра имеет специфическую структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений.
Выделяют следующие структурные составляющие дидактической игры :
1) дидактическая задача;
2) игровая задача;
3) игровые действия;
4) правила игры;
5) результат (подведение итогов).
Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность.
Игровая задача осуществляется непосредственно ребенком. Она определяет игровые действия, становится задачей ребенка.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра, и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи.
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Выполнение правил требует от ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка.
Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков, выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание.
При организации и проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку с их помощью решаются дидактические задачи.
Таким образом, объединение различных видов деятельности не нарушает духовного равновесия ребенка, а становится логически последовательным, непосредственно развертывающимся фрагментом самой жизни ребенка дошкольного возраста с задержкой речевого развития.
Игровой сюжет, объединяющий несколько видов деятельности, вызывает интерес у детей, пробуждает их воображение, доставляет ребенку радость, облегчающую решение конкретных задач, стоящих перед педагогом.
Надо учитывать, что во время игровой деятельности ребенок дошкольного возраста с задержкой речевого развития может включиться в игру или оставить ее по своему желанию, вовсе не обязательно играть всем строго от начала до конца. Следует считаться с индивидуальными различиями и наследственными особенностями детей с задержкой речевого развития, опираться на их знания, учитывать возможности, потребности, увлечения, физические силы, уровень психического развития.
Важным моментом в игровой деятельности детей с задержкой речевого развития выступает обоюдный эмоциональный, полный впечатлений, постоянный процесс общения между педагогом и каждым ребенком. Живые персонажи, игры, фольклор разных народов с одной стороны, стимулируют фантазию, формируют идеалы истины, добра и красоты, с другой – помогают развивать детскую речь, воображение, память, мышление, а также основные движения ребенка.
– Процесс обучения игре детей с задержкой речевого развития должен строиться с учетом закономерностей психоэмоционального развития у нормально развивающихся детей. Это вытекает из признания общности закономерностей психического развития нормального и аномального ребенка.
Вместе с тем, процесс обучения детей с задержкой речевого развития в целом и игре, в частности, имеет свои особенности: индивидуальный и дифференцированный подход, сниженный темп обучения, структурная простота содержания знаний и умений, повторность в обучении, самостоятельность и активность ребенка в процессе обучения.
Дидактическая игра представляет собой сложное многоплановое педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью и эффективным средством коррекции задержки речевого развития у детей дошкольного возраста.