МААМ-картинки

Доклад по теме самообразования: «Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста».

Ольга Морозова
Доклад по теме самообразования: «Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы

Выполнила: воспитатель

Морозова О. В.

К. Д. Ушинский писал:

«Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка

«Картина на песке может быть понята как трехмерное изображение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Д. Каллф

Введение.

Публикация «Доклад по теме самообразования: „Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста“,» размещена в разделах

По статистическим данным министерства здравоохранения за последние годы значительно возросло количество детей, имеющих те или иные отклонения в развитии. Самую многочисленную группу (60% от всех дошкольников) составляют дети с нарушениями речи. Как известно, речевая патология не существует сама по себе, поэтому дети - логопаты имеют не только отставание в развитии психических процессов, но и общую соматическую ослабленность. В связи с этим, к коррекции речевых и сопутствующих им нарушений, необходимо осуществлять комплексный подход, заключающийся в использовании наряду с традиционными педагогическими методами нетрадиционных.

Одним из нетрадиционных методов терапии, ставшим довольно популярным в последнее время, и зарекомендовавшим себя как эффективное средство в работе с детьми, имеющими те или иные нарушения в развитии, является песочная терапия.

Что же такое пескотерапия? Пескотерапия – это один из методов лечения искусством, который строится на теории Юнга о том, что «каждый предмет внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного».

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира.

Игры с песком имеют большое значение и для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Средства и методы пескотерапии развивают интеллект ребенка, тактильную чувствительность, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка.

Цель:

1. Развитие познавательных процессов и тактильной чувствительности посредством пескотерапии у детей с нарушениями речи.

2. Эмоционально-личностное развитие ребенка. Это формирование творческого потенциала, способность понимать свои чувства и конструктивно их выражать; развитие творческого мышления, исследовательского интереса, познавательной активности.

Формы работы с песком.

Все игры, с использованием песочной терапии,

делятся на три направления:

1. Обучающие игры, такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас слов, развиваем восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, работаем над дыханием, развиваем внимание и память, развиваем фонематический слух. Главное идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры, с их помощью мы осуществляем психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.

В качестве песочницы используется большой водонепроницаемый ящик. Традиционный его размер в сантиметрах 50 х 70 х 8 см, (где 50 х 70 — размер поля, а 8 — глубина). Считается, что такой размер песочницы соответствует объему поля зрительного восприятия. Традиционный размер песочницы предназначен для индивидуальной работы. Для групповой работы мы рекомендуем использовать песочницу размером 100 х 140 х 8 см.

Материал. Традиционным и предпочтительным материалом является дерево. В практике работы с песком чаще используются пластиковые ящики, но в них песок не «дышит».

Цвет. Традиционная песочница сочетает естественный цвет дерева и голубой цвет. Дно и борта (за исключением верхней плоскости досок бортов) окрашиваются в голубой цвет. Таким образом, дно символизирует воду, а борта — небо. Голубой цвет оказывает на человека умиротворяющее воздействие. Кроме того, наполненная песком «голубая» песочница являет собой миниатюрную модель нашей планеты в человеческом восприятии. Если позволяют средства и пространство кабинета, можно экспериментировать и с разноцветными песочницами, когда дно и борта окрашиваются в один или несколько цветов.

Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный, песчинки должны быть среднего размера Песком заполняется 1/3 ящика. Он не должен быть слишком крупным или слишком мелким. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

Используемый песок время от времени необходимо менять или очищать. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Песок нужно изъять из песочницы, просеять, промыть и прокалить.

Наиболее удобны для игры с песком песочные дворики и столы «песок-вода». Дети играют, стоя или сидя за столами. В жаркое время года над песочницей желательно иметь навес или устанавливать солнцезащитные зонтики.

Во время игры нужно следить за состоянием их одежды. Температура воды может быть от +18 до +20 .

Основные принципы игр на песке :

1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность. (Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход.)

2. “Оживление” абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур – зависит от возраста ребенка. (Позволяет сформировать и усилить положительную мотивацию к занятиям и личностную заинтересованность ребенка в происходящем.)

3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. (На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот).

Группы методов и приё мов песочной терапии:

• Исследовательская, практическая деятельность: включающая в себя работу с раздаточным материалом (совочками, формочками, кисточками, коктейльными трубочками, элементы экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт).

Игровая деятельность: обыгрывание ситуаций («песочная буря», «проливной дождь»)

Инсценирование и театрализация (животные пустыни, поиск воды, загадочное место)

• Словесные методы : мини-беседа; диалог и рассказ педагога; использование фольклорного жанра (потешки, прибаутки, сказки, стихи)

• Наглядные методы : показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций, моделирование

Игровые приемы: подвижные игры, пальчиковые игры, физминутки, игры с предметами, игры на внимание и т. д.

Пять шагов организации игрового процесса:

Первый шаг– демонстрация песочницы («Посмотрите наша песочница заполнена песком наполовину, поэтому видны голубые борта. Как вы думаете, зачем это нужно? Действительно, борта символизируют небо. У песочницы есть еще один секрет, если мы с вами раздвинем песок, то обнаружим голубое дно. Как вы думаете, а это зачем нужно? Действительно, дно символизирует воду. Вы можете, создать реку, озеро, море и даже океан. А с помощью кувшина с водой сухой песок легко превращается во влажный. Вы можете создать любой ландшафт — и горный, и холмистый, и равнинный. Словом, здесь все подвластно вашей фантазии».)

Второй шаг – демонстрация коллекции фигурок («Посмотрите, здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».)

В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов, используемых в процессе создания песочных картин.

люди, разнообразные по полу, возрасту, культурной и национальной принадлежности, профессиям, эпохе (от первобытных до современных) позы должны быть как динамические, так и статические;

наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

жилища с мебелью (дома, дворцы, замки, другие постройки, мебель различных эпох, культур и назначения);

домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

объекты небесного пространства (солнце, луна, звезды, радуга, облака);

транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского

военного назначения, фантастические транспортные средства);

объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

объекты ландшафта и естественной активности Земли (вулканы, горы);

аксессуары (бусы, маски, ткани, пуговицы, пряжки, ювелирные изделия и пр.);

естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и пр.);

фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;

злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).

Если для занятий не хватает каких-либо фигурок-образов, их можно вылепить из пластилина, глины, теста, вырезать из бумаги.

Третий шаг – знакомство с правилами игр на песке :

Правила игры с песком для малышей :

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

4. Наши игрушки любят, когда их ставят на место. После игры надо убрать все игрушки на свои места.

Правила игры с песком для детей дошкольного возраста :

Правила моей страны.

Очень все они просты!

Я сейчас их изложу

И запомнить попрошу!

Вы готовы мне внимать?

Значит, можно начинать?

Повторяйте все за мной!

Вредных нет детей в стране —

Ведь не место им в песке!

Здесь нельзя кусаться, драться

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Можно строить и чудить,

Можно много сотворить:

Горы, реки и моря,

Чтобы жизнь вокруг была.

Дети, поняли меня?

Или надо повторить!

Чтоб запомнить и дружить!

Четвертый шаг – формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия.

Пятый шаг – завершение занятия, ритуал выхода.

(Завершая работу в песочнице, учащиеся разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности. Например,

В ладошки наши посмотри —

Мудрее стали ведь они!

Спасибо, милый наш песок,

Ты всем нам подрасти помог!

Как должен вести себя специалист, практикующий работу с песком?

Для специалиста действуют три правила.

1. Присоединение к ребенку. Песочная картина, создаваемая ребенком, содержит богатую информацию о его внутреннем мире и актуальном состоянии. Понять ребенка и его проблемы, почувствовав ритм песочной картины, ощутив неповторимый образный строй картины — все это входит в понятие присоединения.

2. Искренняя заинтересованность, заинтригованность событиями и сюжетами, разворачивающимися в песочнице. Рассматривая картину ребенка, специалист как бы сочетает в себе две ипостаси. С одной стороны, это любознательный открытый путешественник, которому чрезвычайно интересно, что происходит в том мире, который создал ребенок. С другой стороны, это мудрец, стремящийся найти истину.

3. Строгое следование профессиональной и общечеловеческой этике. Это правило является одновременно и обязательным условием для любого рода профессиональной помощи человеку. Педагог не может в присутствии ребенка без спроса изымать фигурки из песочницы, перестраивать картину или высказывать оценочное суждение. Внутренний мир человека чрезвычайно хрупок, и только строгое соблюдение этического кодекса и высокий профессионализм специалиста могут защитить ребенка от психической травмы.

Для усиления воздействия песочной терапии в процессе игр и упражнений используем музыкальные произведения, например: «Звуки природы», релаксационную и классическую музыку, рекомендованную для детей дошкольного возраста.

Чем полезны игры с песком?

Развивают восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;

Формируют у ребенка представления об окружающем мире;

Развивают мелкую моторику, глазомер;

Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;

Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу);

Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

Эффект песочной терапии :

• позитивное влияние на эмоциональное состояние детей;

• положительная динамика в развитии :

• образного мышления;

• тактильной чувствительности;

• зрительно-моторной координации;

• ориентировки в пространстве;

• сенсо-моторного восприятия.

Мы хорошо знаем, как труден процесс обучения, как быстро утомляется ребенок, столкнувшись со сложной задачей. Песок позволит дольше сохранить работоспособность ребенка. Ведь на песке даже трудные задачи решаются легче.

Предлагаю вашему вниманию картотеку игр и упражнений с использованием песочной терапии.

Используемая литература:

1. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми. – СПб., 2006.

2. Лебедева Л. Теоретические основы арттерапии. // Школьный психолог, 2006г. №3.

3. Осипова А. А. Общая психокоррекция. – М., 2002.

4. Психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. – М., 2000.

5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту. – СПб., 2006.

6. Штейнхард Л. Юнгианская песочная психотерапия. – СПб, 2001.

7. Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия. – СПб, 2007.

Публикации по теме:

Интерактивная доска как эффективный инструмент обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста .

Доклад «Пескотерапия как инновационный метод работы с детьми» В нашем дошкольном учреждении ведется работа по пескотерапии. Для игр с песком в нашей группе имеется световой стол и (СЛАЙД № 2)оформлена.

Игровой массаж как эффективный метод коррекционного воздействия «…При любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг» (Н. А. Бернштейн) Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего.

Презентация «Кинезиология. Эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ» Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные.

Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 114" (МБ ДОУ "Детский сад № 114") Моделирование как метод.

Обобщение опыта «Экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста» Экспериментирование как метод познавательного развития в старшем дошкольном возрасте ФГОС ДОО определяет экспериментирование, как форму.

План по самообразованию по теме «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Этап работы над темой:1 год. Цель:повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи:1. Интегрировать.

План самообразования «Сказкотерапия как средство формирования развития речи детей 3–4 лет» «У кого в детстве не бывает сказки, тот вырастает сухим, колючим человеком, и люди об него ушибаются, как о лежащий на дороге камень, и.

Скрайбинг-эффективный метод развития детей.Скрайбинг-эффективный метод развития детей. Скрайбинг – эффективный метод развития детей На первый взгляд, термин «скрайбинг» совершенно нам не знаком. На самом деле все мы знакомы.

Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР. Экскурсия-один из видов занятий по ознакомлению детей с природой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Доклад по теме самообразования: «Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста».
Опубликовано: 10 декабря 2017 в 10:33
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Доклад по теме самообразования: «Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста».» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Морозова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД