МААМ-картинки

Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников

Элеонора Зайдуллина
Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников
▼ Скачать

У многих детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т. д. Таким образом, проблема развития эмоциональной сферы дошкольников является актуальной, поскольку в настоящее время учеными, психологами (А. Н. Леонтьев, Джайнотт X. и др.) установлено много случаев нарушения развития эмоций у детей дошкольного возраста. А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.

Публикация «Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников» размещена в разделах

В наш информационно-компьютерный век дети часто становятся таковыми из-за того, что постоянно видят и слышат то, что не предназначается для детской психики, играют в требующие нервного напряжения игрушки на компьютере.

Чтобы преодолевать детские страхи и снимать психическое напряжение применяют различные игровые методы коррекции психики. Одна из таких методик – психогимнастика.

Что такое психогимнастика?

Психогимнастика – это курс специальных занятий, упражнений, этюдов и игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, как познавательной, так и эмоционально-личностной сферы.

Сейчас психогимнастика проводится не только специалистами-психологами, но также она применяется воспитателями в детских учреждениях. Родителям тоже небесполезно знать основы, чтобы использовать в полезных развлечениях в качестве психофизической разрядки и одновременно – развивающего средства.

Понятием «психогимнастика» обозначают широкий круг упражнений: устных и письменных, вербальных и невербальных. Упражнения могут выполняться в небольших группах (2-3 человека) или всей группой вместе, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику, например на память, внимание.

Основная цель методики это преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, тревожности создание возможностей для самовыражения.

Задачи :

• Преодоление барьеров в общении;

Развитие лучшего понимания себя и других;

• Снятие психического напряжения и тревожности;

• Создание возможностей для самовыражения;

Развивать коммуникативные умения;

Компоненты

Занятия психогимнастикой показаны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, вспыльчивым, замкнутым, с неврозами, нарушениями характера, легкими задержками психического развития и другими нервно- психическими расстройствами.

Она учит ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок учится осознавать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь и, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и то, как ребенок сам воспринимает ситуацию.

Применение

Так, например, психогимнастика поможет снять усталость и возбуждение на физкультурном занятии, превратив детей в «крокодильчиков», «ящерок», «пауков» и т. д., вызвав при этом нежность и восхищение к этим образам; а образ птиц или веселых рыбок положительно повлияет на речевое развитие. Занимаясь психогимнастикой, дети изучают различные эмоции, и получают возможность научиться управлять ими.

В психогимнастике большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. Во время занятий с группой детей хорошо, чтобы в процессе игры они прикасались друг к другу, выбирали кого-то по тем или иным параметрам, разговаривали друг с другом, придумывали образы и ситуации. Таким образом, у них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т. п.). Уходят невротические проявления (страхи, различного рода опасения, неуверенность).

Во время игры нужно просить ребенка, чтобы он изобразил разные действия и эмоции. Можно использовать в игре подручные предметы, но лучше просто их воображать их. Помогает создать нужное настроение и соответствующая музыка.

Маргарита Ивановна Чистякова в своей книжке «Психогимнастика» разработала упражнения на релаксацию, как отдельных мышц, так и всего тела, которые будут весьма полезны для тревожных детей.

В своей работе буду использую методику Чистяковой М. И.

Каждое занятие по психогимнастике состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию. На психогимнастике используется концентрический метод — от простого к сложному.

В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из четырех звеньев, или фаз.

I фаза. Мимические и пантомимические этюды.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического довольства и недовольства. Модели выражения основных эмоций (радость, удивление, интерес, гнев и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.) . Дети знакомятся с элементами выразительных движений: мимикой, жестом, позой, той или иной походкой.

II фаза. Этюды и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций.

Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (жадность, доброта, честность и т. п., их моральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или иными чертами характера. Закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной компетентности. При изображении эмоций внимание детей привлекается ко всем компонентам выразительных движений одновременно.

III фаза. Этюды и игры, имеющие психотерапевтическую направленность на определенного ребенка или на группу в целом. Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения в заданный образ.

Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, тренинг моделированных стандартных ситуаций.

IV фаза. Психомышечная тренировка.

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, внушение желательного настроения, поведения и черт характера.

Вывод: Таким образом, детям прошедшим курс психогимнастики, становится проще общаться со сверстниками, легче выражать свои чувства и лучше понимать чувства других. У них вырабатываются положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта, изживаются невротические проявления (страх, тревога, неуверенность)

Психогогимнастические упражнения

Солнечный зайчик.

Для 4-6 летнего возраста

Предложите ребенку закрыть глаза и представить, что солнечный зайчик светит прямо ему в лицо. Пусть он представит, как зайчик скользит по щечкам, носику, лбу, животу. А теперь зайчик забрался за шиворот и стало щекотно. Пусть малыш погладит его, представит, что подружился с ним.

Тренировка эмоций

Для 4-6 летнего возраста

Попросите ребенка изобразить как:

• радуется утреннее солнышко

• кот растянулся на солнце

• ребенок есть вкусную конфету

А теперь пусть он:

• нахмуриться как осенняя тучка

• изобразит рассерженного человека

• изобразит злость и ярость

Теперь попробуем показать испуг:

• как выглядит потерявшийся котенок?

• заяц встретился с волком

• мальчик зашел в темный мрачный лес

А теперь надо изобразить усталость:

• папа пришел усталым с работы

• мама мыла посуду, убирала и устала

• мальчик несет очень тяжелую сумку

Игры, на преодоление тревожности

«Воздушный шарик»

Цель: снять напряжение, успокоить детей

Описание: Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам, раздувайте щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличивается, растут на нем его узоры. Представили? Я тоже представила свой шар. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите друг другу». (Упражнение можно повторять2-3 раза)

«Штанга»

Цель: расслабить мышцы лица

Описание: «Сейчас мы с вами будем спортсменами – тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, приподнимите ее. Очень тяжело. Выдохните, бросьте штангу на пол, отдохните. Попробуйте еще раз».

«Шалтай-Болтай»

Цель: расслабление мышц рук, спины, груди.

Описание: «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется «Шалтай- Болтай».

Шалтай-Болтай

Сидел на стене.

Шалтай-Болтай

Свалился во сне

Сначала будем превращаться туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «Свалился во сне» - резко наклоняем корпус тела вниз

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Посткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольниковПосткроссинг как средство развития речевой, познавательной и творческой деятельности дошкольников В соответствии с ФГОС ДО основная цель речевого развития – это развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Макет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возрастаМакет «Зимний лес» как средство развития речи дошкольников младшего возраста Зима накладывает на педагогов обязанность пополнять предметно-пространственную среду атрибутикой зимней тематики. И как же тут не обойтись.

Настольная игра как средство развития речи дошкольников Тема данной работы - развитие речи детей дошкольного возраста посредством настольной игры. В данной работе хочу рассмотреть как игра, в.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Презентация «Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений» Презинтация"Театрализованная игра как средство развития у дошкольников математических представлений "Любовь МайороваДоброго времени суток.

Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет)Встреча с родителями «Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития» (фотоотчет) В становлении личности дошкольника огромную роль играем родной язык. В дошкольном возрасте ребенок активно усваивает разговорную речь, развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников
Опубликовано: 27 января 2020 в 18:10
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психогимнастика как средство эмоционально-личностного развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Элеонора Зайдуллина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД