Ольга Демченко
Познавательно-исследовательский проект «Разговор о правильном питании» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Название: "Разговор о правильном питании"
Актуальность: в настоящее время тема правильного питания детей находится на особом месте, так как это связано со здоровьем подрастающего поколения. Поэтому именно в дошкольном детстве необходимо формировать навыки здорового питания. Недостаток в пище витамин и микроэлементов, необходимых для роста и развития детского организма, может отрицательно повлиять на физическое развитие и здоровье.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Разговор о правильном питании“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Здоровое питание, полезные и вредные продукты
- Исследовательская деятельность
- Правильное и здоровое питание. Проекты
- Продукты питания
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2019
Проблема, которая стала стимулом для создания данного проекта, заключатся в том, что многие дети отказываются употреблять пищу (продукты, которая способствует полноценному физическому развитию и здоровью.
Проблема для детей : узнать, зачем нужно правильно питаться
Сроки проведения: среднесрочный
Участники проекта : воспитанники старшей группы и их родители (законные представители)
Цель проекта : формирование у детей культуры здорового питания, одной из составляющих здорового образа жизни.
Задачи проекта :
Для воспитанников :
1. формировать у детей представление о понятии здоровое питание
2. Развивать привычку к здоровому образу жизни
3. формировать у детей представление о зависимости здоровья человека от правильного питания
4. закреплять основы культуры питания : правила поведения за столом
5. развивать поисковую деятельность
Для родителей: повысить компетентность семей в вопросах рационального питания для детей
Для педагога:
1. Разработать систему мероприятий, включающих разнообразные игры, познавательно-исследовательскую деятельность.
Содержание проекта : (краткое описание основных этапов проекта, механизмы их реализации).
Разработка и реализация проекта проходила с января по март 2019 года. Списочный состав 23 ребенка, группа здоровья у 21 - 1, у двух -2 .На начальном этапе внедрения проекта было проведено наблюдение за детьми данной возрастной группы во время приема пищи. Выяснилось: не у всех детей хороший аппетит, большинство отказывается от молочных, овощных, рыбных блюд, а некоторые не едят даже свежие фрукты. Отказы детей таковы : "А я не люблю, или я не хочу!" Стоит заметить, что в утренний прием у некоторых детей мы замечаем сладости, которые они приносят из дома и с удовольствием угощают своих друзей. Возникшая ситуация привела к созданию проекта под названием "Разговор о правильном питании". Была составлена «матрица» проекта, разработан план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий. Работа по реализации проекта велась по трем направлениям : 1. Овощи и фрукты - полезные продукты; 2. Это удивительное молоко; 3. "Каша - сила наша".
1. Мотивацией введения в проблему послужила игровая ситуация "Продуктовый магазин ". Я задала вопрос играющим детям : "А все ли продукты, которые вы купили являются полезными для человека, как вы думаете, зачем нужно правильно питаться? "
Дети уверенно ответили, чтобы быть здоровыми. А какие продукты называются вредными и почему? Все вместе мы разделили купленные продукты в две корзинки: в одну - полезные, в другую - не полезные. В одной из корзинок с полезными продуктами оказалось большое количество фруктов и овощей, я спросила: кто знает, почему? Илюша ответил: в них содержится много витаминов. Затем с помощью наглядного материала (картинки) дети познакомились, какие же витамины находятся в любимых овощах и фруктах. С большим интересом дети приняли участие в игре "Узнай по вкусу", "Узнай по запаху". (гранат, яблоко, банан, мандарин, огурец). Также с помощью тактильных ощущений определяли на ощупь, какой фрукт или овощ находится в чудесном мешочке. По меню детского сада каждый день наши дети получают в рацион фрукты: яблоки, бананы, но однажды появились апельсины. Но прежде чем его употребить в пищу, предложила детям поучаствовать в эксперименте. Как вы думаете, если бросить апельсин в воду, что с ним произойдет? Мнение детей разделилось. Взяв апельсин в руки, большинство дети сделали вывод, что он тяжелый и утонет. Опустив его в воду, убедились, что он не утонул. В результате дети сделали вывод, что в апельсине находится не только много полезных веществ, но он еще умеет и плавать. Затем я предложила почистить его и снова отправить в плавание, только теперь без кожуры. Сделали вывод: без кожуры апельсин тонет. Через экспериментальную деятельность искали ответ, почему так произошло? С помощью лупы рассматривали кожуру. Затем в контейнеры с водой опускали кожуру, она плавала. Помогла детям сделать вывод: в кожуре апельсина содержится много пузырьков воздуха. Опыт с яблоком и морковью помогли узнать детям, что внутри у них есть жидкость, называемая соком. Одним из полюбившихся напитком детей не только в детском саду является фруктовый сок. Каждый раз, когда дети узнавали, что будет сок, сидя за столом определяли на вкус из каких фруктов он сделан. Затем мама Димы М. принесла в группу соковыжималку и предложила отправиться в путешествие на завод по приготовлению фруктовых соков. С помощью соковыжималки дети увидели как, например из яблок получают сок, попробовали на вкус. Сделали вывод, что по вкусу (сок из свежих яблок и фабричный) они отличаются друг от друга. Затем обратила внимание на сухофрукты, из которых варят в детском саду компот. Пришли к выводу: это тоже фрукты, только высушенные. Далее задала вопрос: можно ли из овощей сделать сок? Таким же способом приготовили морковный сок. Через экспериментальную деятельность дети узнали, что в некоторых овощах содержится жидкость, которая оставляет цветные следы, так от моркови оранжевый след, а от свеклы - бардовый.
В момент реализации проекта проводилась тематическая утренняя гимнастика "На огороде", "Овощи и фрукты"для вовлечения детей в тему проекта.
В творческой мастерской дети проявляли инициативу, с большим желанием рисовали любимые овощи и фрукты, лепили, делали аппликации.
Для расширения кругозора детей об овощах и фруктах использовала чтение художественной литературы: загадки, стихи.
С большим желанием дети приняли участие в инсценировке "Спор овощей".
2. Каждый взрослый знает, что каша является обязательным продуктом детского питания. Следующее направление в моей работе получило название "Каша - сила наша". В режимных моментах мы часто говорим детям: «Ешь больше каши, будешь здоровым». «Не будешь есть кашу, сил не будет». Но, не смотря на это, в детском саду дети часто оставляют почти полные тарелки с кашей, даже не попробовав. Из бесед дети узнали почему каша является незаменимым продуктом питания еще с давних времен и познакомились с историей появления каши в жизни человека. В подтверждение бесед, просмотрели мультфильм "Богатырская каша", "Горшочек каши", "Каша из топора". Продолжая разговор о кашах мама Ильи приготовила презентацию для детей "Овсяная каша - богатырская каша". Это помогло сформировать у детей представление о пользе каш в рационе детского питания. Для расширения знаний у детей о видах круп, каш, играли в такие дидактические игры:«Узнай и назови крупу», «Скажи правильно название каши», «Узнай на ощупь»
Полюбилась детям хороводная игра «Раз, два, три – горшочек кашу вари».
Игры – экспериментирование вызвали желание познавать новое, расширили знания о крупах, например «Разбери крупы».
Для изучения разнообразия видов культурных растений собрали коллекцию круп и с большим интересом рассматривали ее
3. Продолжила работу по проекту в направлении под названием" Это удивительное молоко", которое является незаменимым продуктом детского питания.
Но не все дети с удовольствием пьют молоко и едят блюда, приготовленные на основе молока и молочных продуктов: каши, молочные супы, творожные запеканки. Поэтому мы решили рассказать детям, как можно больше о молоке, раскрыть его ценные качества.
О пользе молока помогли рассказать детям герои мультфильма "Фиксики"(про молоко)
Проводила беседы о пользе молока и молочных продуктов.
Провели ряд опытов. Методом сравнения молока с водой увидели, что у молока есть цвет и запах, есть вкусовые отличия.
На полдник часто дают детям ряженку. А кто из вас знает, из чего делают ряженку? Ответы - предположения. (из молока)
Через экспериментальную деятельность сделали вывод: что в холодильнике молоко сохраняется дольше, в тепле прокисло и превратилось в простоквашу. Таким образом детям стало понятно, что так из молока получают кефир, ряженку, творог, сметану, которые полезны, как и молоко. Играя "Узнай по вкусу" научились определять по вкусу молочные продукты
В рамках проектной деятельности было организованно совместной изготовление домашнего йогурта в групповой комнате. Гость группы была мама Анна Андреевна. С помощью йогуртницы и необходимых продуктов дети увидели, как можно в домашних условиях приготовить полезный молочный продукт - йогурт.
Незаменимые помощники в реализации проекта - это родители. Они принимали активное участие в разговоре о правильном питании.
В уголке для родителей регулярно менялись и обновлялись консультации, листовки. Индивидуальные беседы. Итоговое мероприятие по проекту прошло в форме Гостиной. Дети с родителями демонстрировали свои рецепты семейных полезных блюд. Также была проведена дегустация полезных блюд. Рецепты вошли в " Книги рецептов полезной еды".
Полученные результаты
У детей сформировалось представление о правильном здоровом питании : о полезных и вредных продуктах питания. О роли витаминов для роста и развития.
У родителей сформировалось представление об основных принципах здорового питания через папки- передвижки, листовки, индивидуальные беседы
Пополнилась развивающая среда дидактическими пособиями: "Загрузи продукты", Валеология "Кожа, питание, сон", "Полезно - вредно". Мама Нади сшила мешочки для игры "Узнай на ощупь".