Малышева Елена Анатольевна
Произведения художественной литературы как средство развития у детей представления о времени
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература - это форма искусства, которая использует слова и конструкции только на естественном языке. Специфика художественной литературы раскрывается путем сравнения, с одной стороны, видов искусства, в которых используются разные материалы вместо словесных и лингвистических (музыка, изобразительное искусство).
Художественная литература является одним из наиболее эффективных учебных пособий благодаря своей эмоциональной природе, своим образам, влиянию не только на умы людей, но и на их души. Образовательная роль художественной литературы подчеркивалась русскими учителями еще в древние времена.
Публикация «Произведения художественной литературы как средство развития у детей представления о времени» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
К. Д. Ушинский [5, с. 488] отмечал, что книга в дошкольном возрасте имеет важное значение в воспитании ребенка, к приобщению его к родному языку.
В беседах воспитатель часто пользуется литературными произведениями. Но специфика произведений, рассказывающих о природе, такова, писал К. Д. Ушинский, что в них «многое понимается только чувством и не может быть объяснено умом» [5, c. 255-256]. И поэтому педагог при чтении стихотворения или рассказа должен обратить взор не только на его содержание, но попробовать раскрыть его настроение и помочь ребенку проникнуться этим настроением.
Как писала: Н. С. Карпинская «Именно глубина чувств и переживаний, испытываемых детьми при слушании, их эмоциональная отзывчивость, это - свидетельствует о силе воспитательного воздействия художественного произведения. Без этой чувственной основы, без эмоционального отношения детей к тому, что они слушают, искусство как средство воспитания теряет свою ценность» [1, с. 152].
Невозможно прочитать произведение о природе однообразно и безо всякого выражения. Пейзажная лирика (например, стихотворение С. А. Есенина «Береза») читается тихо, поет медленно, не требует большого количества логических напряжений, основными выразительными средствами здесь должны быть ритм и пауза. Стихотворение говорит о Времени года - зима. С помощью правильного прочтения стихотворения у ребенка складывается образ зимнего сезона.
При выборе литературных произведений о природе для чтения детей, педагог должен помнить, что: рассказ о природе, предоставленный автором, должен быть реалистичным, правильным; работа должна быть веселой (понятная история, интересный сюжет); оно должно быть эмоциональным, богатым, насыщенным выразительными средствами.
Педагог может широко использовать как повествовательные произведения о природе (В. Бианки, Е. Чарушин, Н. Павлова, Е. Шима, так и описательные (Г. Скребицкий, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов); может читать стихи русских и советских поэтов (А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, С. Есенин).
В дополнение к работам, рекомендованных «Программой воспитания в детском саду», педагог также может прочитать детям несколько рассказов из книг: В. Бианки «Лесные сказки и рассказы» (М., «Детская литература», 1968); Ю. Дмитриев "Большая книга леса" (М., "Детская литература", 1974); А. Михайлов «Вот так куколка» (М., «Малыш», 1968); Н. Сладков "В лесах счастливой охоты" (М., "Детская литература", 1964, "Песни подо льдом".
Исходя из вышеизложенного, можно сформулировать требования к проведению бесед по литературным и художественным произведениям о природе :
1) беседа должна направить мысли ребенка на понимание главного в прочитанном произведении;
2) во время беседы педагог должен помочь ребенку запомнить и использовать в своей речи образные выражения и отдельные произведения («Как это написано в стихотворении?», «Как это описано в рассказе?»);
3) беседа должен быть кратким, эмоциональным и предшествовать повторному прочтению произведения.
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах фрагменты того, что слышали. Комбинация приемов: различные вопросы, рассматривание картины, чтение произведения, дидактическая игра и т. д. – все это создает условия для разнообразной умственных действий, которые обеспечивают речевую активность и интерес ребенка на протяжении всего занятия.
Рекомендуется использовать следующий пошаговый алгоритм для работы над художественным произведением, используемым для формирования представлений о временах года для старших дошкольников:
• Чтение произведения.
• Беседа о прочитанном произведении.
• Рассматривание иллюстраций к произведению.
Список использованных источников:
1. Карпинская, Н. С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н. С. Карпинская — М. : Педагогика, 1972. — 152с.
2. Короткова, Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. [Текст] /Э. П. Короткова. — М. : Просвещение, 1982. — С. 128
3. Скоролупова, О. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. - 2010. — № 7. — С. 6–14.
4. Скоролупова, О. Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования [Текст] / О. Скоролупова, Н. Федина //Дошкольное воспитание. — 2010. — № 8. — С. 10–18.
5. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст] / К. Д. Ушинский — М. : Просвещение, 1978. — 255-256, 488с.
6. Флерина, Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника [Текст] /Е. А. Флерина. — М. : АПН РСФСР, 1961. — 334с.