Оксана Мишарина
«Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения»
▼ Скачать + Заказать документы
Становление новой системы образования держит ориентир на мировое пространство и требует существенных изменений в педагогической теории и практики ДOУ, а также педагогических технологиях. Следовательно, педагогический процесс в ДOУ должен быть организован через выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания, что, в свою очередь, требует широкого внедрения инновационных форм и способов в образовательную деятельность, которая осуществляется в стенах детского сада.
Публикация «„Проектный метод в деятельности дошкольного образовательного учреждения“» размещена в разделах
Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого является развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Именно поэтому одним из методов, способствующих решению данного вопроса, является проектный метод.
Цель – исследование проектного метода в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Объект исследования – метод проектов.
Предмет исследования – особенности использования проектного метода в деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
- определить понятие метода проектов;
представить особенности реализации проекта «Мы разные, но мы вместе!» с детьми подготовительной к школе группы
Изучить эффективность разработанных мероприятий по формированию толерантности у детей
Сущность метода проектов
.
Метод проектов предполагает создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать
Метод проектов основан, с одной стороны, на взаимодействии со взрослыми, а с другой – на основе постоянно расширяющихся самостоятельных действий ребенка (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения-исследования). В проектной деятельности ребенок получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за результат деятельности, свои поступки.
Суть метода проектов - стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества
Реализация проекта «Мы разные, но мы дружим!» с детьми подготовительной к школе группы[/b]
Главная цель проекта: изучение традиций и культуры народов мира, формирование уважения к народам населяющим Россию, воспитание толерантности.
Задачи проекта:
воспитывать толерантность, чувство уважения к другим национальностям, когда-то входившим в состав нашей Родины;
воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда;
дать элементарные знания о жизни народов разных стран;
познакомить с культурным наследием и традициями разных стран
Участники проекта: дети подготовительной группы детского сада 6 -7 лет, воспитатели группы, родители детей.
Вид проекта:
Познавательный, групповой, среднесрочный (2 месяца).
Методы
Тематические занятия, анкетирование, консультации для родителей, беседы, познавательно-игровые занятия, мини-проекты, просмотр видео фильма.
Продукты проекта: иллюстрированный материал по народам мира, папки проекты, презентация, дидактическая игра, стенды, рисунки.
«Диагностика этнотолерантности у детей старшего дошкольного возраста»
Адптивная методика Е. И. Николаевой, М. Л. Поведенок
Цель диагностики: определение особенностей проявления этнотолерантности у детей 6-7 лет, выявление уровней сформированности представлений детей об уважительном, доброжелательном отношении к детям другой национальности и умений налаживать дружеские взаимоотношения с ними
Методика проведения: индивидуально, учитывая возраст ребенка
Оборудование: карточки с иллюстрациями детей различных рас и национальностей
Диагностика обследования проводилась в два этапа:
1этап – констатирующий – в начале реализации проекта (05.11.2015-08.11.2015)
2этап – контрольный – в конце реализации проекта (22.12.2015 - 25.12.2015)
В диагностики приняли участие дети подготовительной к школе группы в количестве 27 человек
I этап – констатирующий – в начале реализации проекта
На момент обследования дети имели следующие уровни сформированности толерантности:
Результаты:
16,4% детей ориентируются исключительно на внешние особенности людей и сверстников других национальностей, фиксируя внимание на их «непохожесть на нас». Именно этим часто объясняя отсутствие представлений в этой области и свое сдержанно-негативное отношение к другим.
67, 6% имеют фрагментарные представления о расовых, национальных и культурных особенностях людей. Интерес не устойчив, изменяется под воздействием внешней ситуации, личных желаний и потребностей.
16 % - им интересно общаться с взрослым на эту тему, они с удовольствием отвечают на вопросы, рассматривают картинки, сами задают вопросы, участвуют в обсуждении этнических проблем более осознанно.
План реализации проекта
[/h3]
1 этап – подготовительный
Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу (Приложение 1)
Разработка проекта, перспективного плана мероприятий
3. Оформление перспективно-тематического плана, паспорта проекта
2 этап – основной, организационно-практический
Образовательная деятельность:«Дружба начинается с улыбки» «Страна, в которой мы живем»»
Народные игры России и других стран:«Сокол и лиса», «Утушка», «Скок – перескок», «Пятнашки на санках», «Барашек»
Дидактические игры: «Назови ласково», «Ты мне нравишься, потому что…», «Приветствие других стран», «Добрые пожелания», «Волшебная палочка добрых дел», «Комплименты», «Чем я могу помочь», «Цветик — семицветик"
Психологические этюды: «Цветок дружбы», «Солнышко», «Мирилки»
Беседы: «Моя семья», «Зачем нужны традиции?». Рассказы детей о членах своей семьи, оформление странички альбома «Я и моя семья»
Рисование по мотивам (азербайджанских, армянских, украинских) узоров, по темам: «Мы дети земли», «Я и моя семья»
Аппликации по мотивам народных орнаментов: «Украсим сапожок» (рукавичку, рушник).
Консультация "Психологическое здоровье ребенка"
Консультации для родителей: «Учим ребенка дружить»
3 этап. Заключительный. Диагностика детей по выявлению уровня сформированности толерантного отношения друг к другу
В конце реализации проекта: контрольный этап. На момент обследования дети имели следующие уровни сформированности толерантности:
У 7,4% отсутствует интерес к этнической проблематике
74, 1% дошкольников выказывает общее доброжелательное отношение к «иным» взрослым и детям, иногда с некой долей снисходительности. Умения налаживать дружеские контакты находятся на стадии первичного становления. или предполагая их негативную реакцию.
18,5% дошкольников более осознанно подходят к вопросу налаживания дружеских отношений с детьми других рас и национальностей, настроены на общение, взаимопонимание, хотят «играть» и «дружить» с ними.
Вывод:
для проведения качества, эффективности проделанной работы, провела сопоставительный анализ данных диагностики и выяснила, что в результате реализации проекта по формированию толерантности у дошкольников «Мы разные, но мы вместе!» у всех детей отмечена положительная динамика, причем показатели среднего уровня увеличились на 2,5%, показатели низкого уровня уменьшились 9,4%, а показатели высокого уровня увеличились с 16% до 18,5%
Результаты диагностики позволили сделать вывод относительно эффективности разработанного проекта по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста. Проводимая работа помогла повысить толерантность детей и в результате, наши выпускники знают, что все люди одинаковы, хотя отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов