Татьяна Фельде
Самоанализ деятельности «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников» (часть первая)
▼ Скачать + Заказать документы
Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!
Публикация «Самоанализ деятельности „Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников“ (часть первая)» размещена в разделах
Современный этап развития общества характеризуется принципиально новыми приоритетами в образовательной сфере. Изменилась и деятельность нашего дошкольного образовательного учреждения: функционирование в режиме развития, внедрение инноваций, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных способностей и особенностей. А так как в своей работе я всегда стараюсь ориентироваться на детей, на личность каждого из них, то возникла необходимость поиска новых форм сотрудничества, сотворчества педагога и детей, взрослого и ребенка.
И такое уникальное, на мой взгляд, средство нашлось – это технология проектирования, одна из педагогических инновационных технологий, применяемых в детских садах. Чем больше изучала литературу по этой теме, тем больше убеждалась, что проектирование – тот метод, который позволит процесс познания детьми окружающего мира сделать не скучным, гармонично вписать его в образовательный процесс ДОУ. Ещё метод проектов позволяет мне, как воспитателю, сконцентрировать материал по определенной теме (чего всегда не хватало в Программе, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, а также, что немаловажно, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями.
Метод проектов даёт возможность детям накапливать опыт самостоятельно, и этот опыт становится для ребёнка движущей силой, от которого зависит направление дальнейшего интеллектуального и социального развития личности. Обучение приобретает форму исследования, применения уже имеющихся знаний в деятельности, результаты которой по-настоящему интересуют ребёнка. Проектная деятельность делает дошкольников активными участниками воспитательного процесса, помогает самостоятельно осваивать окружающую действительность. Участвуя в проектах, ребенок развивается, учится находить выход из трудной ситуации и становится увереннее в своих силах.
Для меня эта тема стала актуальной, так как я считаю, что благодаря методу проектов, детей можно научить, самостоятельно мыслить, планировать, обсуждать, находить и решать проблемы, развивать познавательный интерес, можно научить конструировать свои знания, используя разные области, и более свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Одним из приоритетных направлений нашего детского сада – экологическое воспитание детей. Поэтому основным направлением моей работы стало «Проектный метод в экологическом воспитании дошкольников».
Работая над проектами, я поставила перед собой цель: способствовать формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Для достижения данной цели мною были определены следующие задачи:
- Обогащать знаниями детей о природе, её многообразии.
- Воспитание у детей любви к родной природе, умения замечать прекрасное, любоваться объектами природы.
- Развивать художественные способности, эстетические чувства.
- Формировать коммуникативные навыки и умения.
- Познакомить детей с простейшими правилами поведения в природе.
Данные задачи я старалась решить, применяя такие методы экологического образования как :
наглядные (наблюдения, экскурсии, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание иллюстрации);
словесные (беседы, чтение художественной литературы, использование фольклора);
практические (экологические игры, труд детей в природе, экспериментирование).
С моей точки зрения, в экологическом воспитании детей необходимо не только наблюдать за природой, но и общаться с ней, экспериментировать, делать опыты, ухаживать за растениями. Для достижения этого в групповой комнате с помощью родителей создан уголок природы, позволяющий поддерживать естественный микроклимат, воспитывать любовь к природе, ответственность, где дети знакомятся с правилами ухода за растениями, приобретают соответствующие умения. В уголке природы имеются схемы и модели; картотека дидактических, словесных, настольных, подвижных игр по экологическому воспитанию; картотеки пословиц, поговорок, народных примет на экологическую тему; собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе (гербарии, картинки, иллюстрации, альбомы, камни, семена растений, сухие листья, ветки, образцы песка и глины). По сезонам мною оформляется - календарь природы, календарь погоды. Так же имеется не большой центр экспериментирования, здесь находится материал, с которым ребёнок может самостоятельно заниматься. Совместно с родителями оформлен выставочный центр, где выставляются все рисунки, поделки детей и взрослых, выполненные в процессе реализации проектов.
Прежде чем начать работу с детьми над проектом, я стараюсь глубоко изучить тематику проекта, поддержать детскую инициативу, любознательность и интерес к проблеме, стараюсь заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, опираясь на интересы детей, их личный опыт. Для этого я стремлюсь создать в группе комфортную обстановку каждому ребенку для разностороннего творческого развития, для свободного выбора вида деятельности. Я тактично рассматриваю предложенные детьми варианты решения проблемы, ведь ребенок не должен бояться высказываться, он имеет право на ошибку. В ходе работы над проектом я создаю атмосферу сотворчества с ребенком, используя при этом индивидуальный подход. В результате проектной деятельности между взрослыми и детьми устанавливаются гуманные отношения, осуществляется механизм партнерства и сотрудничества между детьми, воспитателями, родителями. Конфликты решаются не с позиций силы, а с позиций разума, убеждения.
При разработке проектов по экологическому воспитанию я опирались на основную образовательную программу МБДОУ Чановского детского сада №2, и на комплект методических пособий Н. А. Рыжовой «Наш дом природа».
Согласно программе, я планирую образовательную деятельность, объединяю серию занятий по нескольким областям, связанным следующим единым проектом. Особый интерес представляет интеграция всех видов совместной деятельности педагога и детей. Таким образом, проект, начатый на занятии, прослеживается во всех остальных видах деятельности в конкретный период времени, что соответствует цельности детского восприятия мира, создаёт полную и разностороннюю его картину. Проектирование ориентировано на совместную деятельность всех участников образовательного процесса.
Свою проектную деятельность я начинала с краткосрочных проектов. Ставила перед детьми несложные задачи. Учила детей наблюдать, мыслить, находить и решать проблемы. Реализацию проектов осуществляла через разные виды детской деятельности : творческую, экспериментальную, продуктивную. Участие в творческой деятельности решает многие воспитательные и образовательные задачи, а также развивает интегративные качества. Они помогают детям решать интеллектуальные и личные задачи (проблемы, не прибегая к помощи взрослого; контролировать результаты своей деятельности; отстаивать свою точку зрения; овладеть конструктивными способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Проекты усложняются по содержанию, задачам и способам их реализации в соответствии с возрастом детей.