Елена Захарова
Проект по нравственно-патриотическому воспитанию «Героев наших помним имена»
▼ Скачать + Заказать документы
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшие обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому все, что усвоено в этот период – знания, умения, навыки – являются особенно прочными. Необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени дети приобретаю важные человеческие качества.
Задача нравственно - патриотического воспитания становится сегодня очень актуальной. Сложность решения данной задачи связана, прежде всего, с возрастом детей, так как в дошкольном возрасте нравственные качества и чувства еще только начинают формироваться. Педагогам необходимо задуматься, какими методами и способами начинать формирование нравственно - патриотического воспитания детей дошкольного возраста. В этой связи нами был разработан проект «Героев наших помним имена». Он направлен, в первую очередь, на укрепление семейных ценностей и связь поколений. Для детей большое значение имеет пример взрослых, в особенности близких людей, поэтому важно рассказать им на конкретных фактах их жизни старших поколений членов семьи – прадедушек и прабабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах. Актуальность проекта и новизна заключается в том, что дошкольники не просто слушатели и зрители, а активные участники. По сохранившимся семейным фотографиям и воспоминаниям воспитанники узнавали о подвигах своих прадедов. Рассматривая фотографии, вместе с родителями они систематизировали материал и оформляли его в виде презентации.
Публикация «Проект по нравственно-патриотическому воспитанию „Героев наших помним имена“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Я и мое имя, имена
- Темочки
Цели проекта :
1. Сохранить преемственность поколений, способствовать передаче духовного опыта и нравственный ценностей.
2. Развивать у детей нравственно – патриотические чувства.
3. Сформировать представление о том, что история семьи – часть истории родной страны.
4. Укрепить семейные связи.
Задачи проекта :
1. Расширять знания детей о событиях ВОВ и подвигах ее героев.
2. Сформировать представление о нравственных и волевых качествах героев ВОВ, желание быть похожими на них.
3. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ и тыла.
4. Расширить кругозор, обогатить словарный запас, активизировать внимание и память.
Реализация проекта проходила в три этапа. В ходе организационно – подготовительного этапа мною был разработан перспективный план работы с детьми и план взаимодействия с родителями. На первом этапе была проведена диагностика детей с целью выявления уровня нравственно – патриотического воспитания дошкольников. Исследование проводилось посредством анкет, бесед, опросов. У значительной части дошкольников был выявлен не устойчивый интерес к героическому прошлому нашей страны. На этом этапе мы решали следующие задачи: сформировать у детей представление о профессии военного, чувство благодарности к защитникам Родины; создать игровые ситуации по теме проекта; активизировать интерес к истории ВОВ. Первый этап проекта носил информационный характер и был связан с формированием у детей соответствующих понятий: «патриот», «патриотизм», «подвиг» и т. д. Для повышения познавательной активности дошкольников провели беседы «Герои нашего времени», «Родина и ее защитники», «Герои войны» и др. Средствами решения поставленных задач стали также проблемные ситуации на военную тему; интегрированная НОД («Дети военных лет», «Женщин на защите Отечества»; подвижные игры «Зарница», «Самолеты»; сюжетно – ролевые («Партизаны», «Медсестра»); дидактические игры («Собери флаг России», «Защитники Отечества»). Полученные знания дети закрепили в продуктивных видах деятельности.
В ходе поисково- исследовательского этапа решались следующие задачи: собрать информацию о членах семьи – героях ВОВ; наглядно оформить собранный материал; расширить знания детей об истории родного края и жизни предков в годы ВОВ; организовать взаимодействие со специалистами ДОО, родителями и музеем истории города. На данном этапе организовали спортивно – развлекательные мероприятия. Это подвижные игры («Веселые старты», «День защитника Отечества», «Оденься по сигналу»); эстафеты («Передай снаряды», «Преодолей препятствие»). Особое внимание было уделено взаимодействие в системе «родители- дети – детский сад»е») и др. Перед собой поставили задачу заинтересовать родителей темой проекта, привлечь их к активному участию в нем. Предложили родителям: прочитать с детьми историческую, военную литературу (Т. А. Шорыгина «Беседы о детях – героях Великой Отечественной войны», «Беседы о Великой Отечественной войне»; Л. А. Кассиль «Главное войско» и др. ; подобрать материал (фотографии, информацию) о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ; помочь в оформлении выставки и презентации.
На этом этапе дети активно проявляли интерес к прошлому и настоящему своего народа, родного города, семьи. Стали активными участниками международной акции «Читаем детям о войне».
Творческо – исследовательский этап стал самым важным в проекте. Он был направлен на практическое применение полученных знаний и проявление субъективных позиций воспитанников в разных видах деятельности. На данном этапе решали следующие задачи: расширить знания детей о героических подвигах предков и сформировать умение рассказывать о них; познакомить с местами родного города, посвященными ВОВ; развивать исследовательские навыки, умение делать выводы; воспитывать нравственные основы поведения в реальных жизненных ситуациях. Для реализации этих задач создавали ситуации «патриотического действия», в ходе которых дети должны были сами принимать самостоятельные решения. Например: «Профессия – Родину защищать», «Я – командир взвода», «А я как бы поступил?» Особенно заинтересовало детей занятие, на котором рассказала детям о фронтовых письмах, о том, как почта в годы войны помогала сохранять связь с близкими людьми. Кульминацией проекта стал праздник «Героев наших помним имена», где в торжественной обстановке дети вместе с родителями рассказывали о своих членах семьи – героях ВОВ.
В конце проектной деятельности провели итоговую диагностику, которая показала выраженную положительную динамику. В ходе реализации проекта «Героев наших помним имена» дети расширили знания об истории страны, родного края и города, узнали, как жили предки в их семье, как проявляли себя во время ВОВ. Они охотно рассказывали о героических подвигах членов семьи, научились узнавать героев по фотографиям.
Проект послужил объединению, сплочению его участников вокруг одной цели – сохранить опыт героического прошлого людей нашей страны для потомков.