Елизавета Спасова
Консультация для родителей «Проблема заикания у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проблема заикания у детей дошкольного возраста»
1. ЧТО ТАКОЕ ЗАИКАНИЕ?
Заикание – такое нарушение плавности речи, при котором запинки, повторение и растяжение слогов сопровождается мышечным напряжением – судорогой органов артикуляции, дыхания, голоса. Попытка преодолеть запинки обычно усиливает заикание.
Публикация «Консультация для родителей „Проблема заикания у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Возникает заикание в возрасте от 2 до 5 лет. Это период становления фразовой речи у ребенка, во время которого запинки (внезапные остановки в речи) наблюдаются у большинства детей. Кроме того, в данном возрасте дети могут повторять или растягивать отдельные звуки, слоги, слова, а иногда вставлять различные лишние звуки и слова: «а», «ну», «вот» и т. п. Это нормальный процесс становления ритмической речи, когда ребенок научится выражать свои мысли, запинки будут проявляться реже.
Проблема заикания – проблема комплексная и требует внимания нескольких специалистов: невролога, логопеда и психолога.
Меры, принимаемые для восстановления нарушенной плавности речи, определяется в первую очередь тем, когда оно возникло. Если заикание отмечается не более 2х месяцев, оно считается начальным, если больше – закрепившимся. Рекомендации при начальном заикании существенно отличаются от заикания закрепившегося.
2. ВИДЫ ЗАИКАНИЯ
В настоящее время заикание или логоневроз является слишком распространенной проблемой большинства детей. В неврологической практике принято использовать некоторую классификацию логоневрозов.
• Клоническое. Характеризуется неконтролируемыми повторами или растягиванием звуков, слогов или слов. Когда говорят о заикании у детей, чаще всего имеют в виду именно этот вид расстройства.
• Тоническое. Характеризуется паузами или блоками, когда ребенок не может произнести какой-либо звук.
• Смешанное. Сочетает признаки клонического и тонического заикания.
Клонический тип заикания, при котором ребенок без усилий совершает повторения или растягивания звуков или слогов, считается самым безопасным и «здоровым».
Формы заикания
• Невротическое заикание (логоневроз) – психогенное заболевание с преимущественным поражением речевой функции
• Неврозоподобное заикание – в основе лежит органическое поражение центральной нервной системы
3. ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ У ДЕТЕЙ
• Физиологические (заболевания нервной системы вследствие родовой травмы, наследственной предрасположенности, органическое нарушение мозга, болезни речевых органов (гортани, глотки, носа, истощение нервной системы, аллергии, частые респираторные заболевания)
• Психологические причины могут вызвать логоневроз – невротическое заикание (нарушение внимания (внимание и плавность речи тесно связаны, если ребенок легко отвлекается и мысленно перескакивает с одного занятия на другое, то речевое оформление мышления теряет ритмичность, как следствие психической травмы – испуг, конфликт, неожиданное изменение образа жизни (посещение д/с, переезд, рождение младшего ребенка и т. п., страхи и тревоги: боязнь темноты или наказания, чувство вины, неумение налаживать контакт с другими детьми, нарушение сна, перепады настроения, повышенная утомляемость, раздражительность)
• Социальные (заикается кто-то из родственников или знакомы – ребенок подражает речи заикающегося; гиперопека способствует формированию неуверенности и нерешительности; авторитарный стиль воспитания в семье; семейные конфликты (изменение ситуации в семье, изучение с раннего возраста сразу нескольких языков из-за перегрузки речевым материалом тоже может привести к заиканию.)
4. ЗАИКАНИЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Большинство современных исследователей сходятся во мнении, что наиболее эффективным способом лечения заикания в раннем возрасте, является медикаментозный, т. к. коррекционный способ воздействия в возрасте до 5 лет практически неприменим.
5. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
1. Заикание начальное (до 2 месяцев)
• обратиться к врачу неврологу или психиатру за консультацией, т. к. не существует однозначной стандартной схемы лечения заикания, лечение всегда индивидуально для каждого ребенка;
• составить список ситуаций, при которых речь ребенка ухудшается, а также перечень людей, которые влияют на эмоциональное состояние ребенка;
• устранить психотравмирующую причину (если это случилось в д/с, сделайте все возможное, чтоб ребенку не нужно было туда ходить – домашний режим минимум на 2 месяца);
• частое общение с некоторыми людьми провоцирует усиление запинок – организовать жизнь ребенка так, чтоб свести до минимума такое общение;
• иногда благотворно влияет полная смена обстановки: поездка к бабушке, в пансионат, на дачу и т. п. ;
• если заикание возникло вследствие рождения младших детей в семье, постарайтесь относиться к нему как маленькому (дайте ему давно забытые игрушки, соску, баюкайте как малыша, чаще берите на руки);
• постарайтесь обеспечить максимально спокойную обстановку на некоторое время (ограничьте просмотр телевизора, посещение зрелищных мероприятий, не ходите в гости, гуляйте в парках, скверах, подальше от детских площадок, где большое скопление детей, читайте книги, которые ребенок любит);
• соблюдайте режим дня (обратите внимание сколько времени ваш малыш спит, когда засыпает, не страдает ли от перегрузок и истерик, ритуализируйте какие-либо домашние действия: изо дня в день после ужина совершайте одни и те же действия: убрать игрушки, купаться, читать книжку и спать);
• давайте ребенку больше рисовать гуашью на больших листах цветной бумаги (ребенок сможет более полно отразить свое эмоциональное состояние, научите играть в настольные игры (лото, мозайка, мелкий конструктор) это успокаивает и развивает моторику пальцев рук;
• укрепляют нервную систему игры с водой, с песком, петь и двигаться под музыку;
• при начальном заикании специальные занятия улучшающие речевые способности не проводятся, но нужно изменит манеру речи – дети подражают речи окружающих (старайтесь говорить медленно и спокойно, короткими предложениями, используйте простые слова, не переучивайте ребенка и не заостряйте его внимание на том, что он что-то делает не так).
2. Закрепившееся заикание (более 2х месяцев)
• ведите такой же образ жизни, что и при начальном заикании, главное не посещайте зрелищные мероприятия до 6 лет;
• ведите занятия с логопедом;
• не забывайте о волнообразном течении заикания (ухудшение-улучшение речи с некоторой периодичностью) : в моменты улучшения речи заниматься нужно больше – читать, беседовать на разные темы, пересказывать короткие рассказы, инсценировать стихи, сказки, организовывать домашний театр и т. п. (иногда ребенок говорит без запинки просто надев на себя маску);
• учить ребенка читать по слогам (это помогает увидеть ритмический рисунок слова и улучшить устную речь);
• прежде чем задать вопрос своему малышу подумайте так ли важен этот вопрос, особенно нежелательны вопросы, вызывающие у ребенка чувство стыда, не устраивайте допросов);
• постарайтесь удержать малыша от речи когда он плачет или находится на грани истерики (отвлеките малыша чем-нибудь интересным, приласкайте и успокойте);
• не делайте замечаний, если ребенок использует слова или звуки «паразиты» (это дает ребенку возможность сосредоточиться, подготовить артикуляцию);
• не ругайте и не «закаливайте» малыша, пытаясь устранить его страхи (просто поверьте ему и поучаствуйте в этой игре вместе с ним);
• не наказывайте ребенка за произнесение нецензурных слов (не заостряйте внимание);
• старайтесь конструктивно решать все возникающие проблемы, особенно, касающиеся ребенка.