Елена Хажинская
Проблема преемственности дошкольного и начального образования
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В статье рассматриваются проблемы преемственности дошкольного и начального образования в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и дошкольного образования, рассматриваются некоторые условия преемственности двух звеньев образования. Ключевые слова: преемственность, дошкольное образовательное учреждение, начальное образование, интеграция. Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. [5,6] В связи с введением ФГОС ДО произошло смещение в понимании готовности ребенка к обучению в школе с интеллектуальной на личностную готовность, которая определяется сформированной «внутренней позицией школьника», а именно способностью ребенка принять на себя новую социальную роль ученика. Интересующая нас проблема имеет социальную и практическую значимость. [6] Преемственность детского сада и начальной школы предусматривает передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения каждого ребнка в ученический коллектив и опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. При этом воспитатели должны быть знакомы с требованиями, предъявляемыми к детям в 1 классе, и в соответствии с ними готовить дошкольников к систематическому обучению в школе, а педагоги - учитывать уровень готовности детей к обучению школе. [3] При реализации идеи преемственности мы выделили ряд проблем : недостаточная согласованность в действиях педагогов на смежных ступенях образования; недостаточное внимание педагогов к использованию систем диагностики; некоторый разрыв между конечными целями и требованиями обучения на различных этапах образовательного процесса. Одним из главных условий эффективности преемственности начального и дошкольного образования является управление инновационными процессами в данных организациях в области исследуемой проблемы : общая цель, нормативная база инновационной деятельности, построение межличностных, профессиональных отношений, система стимулирования педагогов к инновационной деятельности. [2] В процессе преемственности дошкольного и начального общего образования необходимо обратить внимание на взаимодействие педагогических коллективов. С целью обеспечения постепенного вхождения будущего ученика в школьную жизнь воспитателям и учителям необходимо согласовать взаимодополняющие действия без дублирования друг друга. Мы выделили уровни отношений между образовательными учреждениями : добрососедский (происходит обмен основной информацией); партнерский (учреждения находят возможность для сотрудничества в связи с отдельными общерайонными или общегородскими мероприятиями; учреждения могут рассчитывать на определенную помощь своего партнера); интеграционный (учреждениям удается создать единое образовательное пространство). Мы считаем, что наиболее эффективный уровень сотрудничества – интеграционный. [3] Определяющими тенденциями успешного процесса преемственности дошкольного и начального образования, с нашей точки зрения, являются: 1. Обновление содержания организаций начального общего и дошкольного образования детей : выполнение государственного общественного заказа, обоснование значимости проблемы как фактора и условия благополучия детей. 2. Формирование благоприятных для детей образовательно-развивающих сред : выявление и создание условий необходимых для реализации возрастной потребности в общении; включение детей в знакомство и осознание социальных норм межличностных и межгрупповых отношений. Мы выделили направления реализации проблемы преемственности начального общего и дошкольного образования детей : проведение совместных мастер-классов с приглашением преподавателей вузов; проведение совместных занятий по формированию здорового образа жизни; организацию совместной исследовательской, проектной деятельности детей; организацию инновационной деятельности воспитателей и учителей начальных классов. При организации инновационной деятельности мы видим целесообразным использование следующих совместных форм: деловые игры; дискуссии. [4]
Публикация «Проблема преемственности дошкольного и начального образования» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Список литературы
1. Закон об образовании РФ последняя редакция 2016- https://www.federalniy-zakon.ru/zakon-obobrazovanii-rf-poslednyaya-redakciya-2016
2. Козлова Н. А. Некоторые подходы к интеграции дополнительного и дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. /Сб. научных трудов по итогам международной научно-практической конференции «Педагогика, психология и образование : от теории к практике» - Ростов на Дону: Инновационный центр развития образования и науки, 2014, С. 79-81
3. Козлова Н. А., Шишкина О. А. Подходы в управлении инновационной деятельностью учителей начальных классов. / Сб. научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии обучения, воспитания и социально-психологических процессов. - Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2016, С. 57-63
4. Стимулирование инновационной деятельности учителя начальных классов. / Cб. статей по материалам I международной заочной научно-практической конференции «Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики». - Новосибирск: НП "СибАК", 2015, С. 78-82 4. ФГОС начального общего образования с изменениями октябрь 2015 года - https://apryo.ru/fgos-noo
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html