Елена Никитина
Проблема преемственности речевого развития
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация принципа преемственности между детским садом и школой в развитии речи, обучение родному языку является важнейшей проблемой российского образования. Этот принцип опирается на теорию развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова и на деятельностный подход к формированию и развитию способностей человека. По В. В. Давыдову, творческое созидание, преобразующее начало должны обязательно присутствовать в учебной деятельности. Перспективность и преемственность во многом определяют эффективность его усвоения. Изучение преемственных связей по развитию речи между ДОУ и начальной школой показало, что необходимо соотносить содержание речевой работы и обучение грамоте в детском саду с требованиями, предъявляемыми к уровню развития речи детей начальной школой.
Публикация «Проблема преемственности речевого развития» размещена в разделах
Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к развитию речи. Известно, что уровень речевого развития коррелирует как с общим интеллектуальным, так и с личностным развитием дошкольника и младшего школьника. Речевое развитие ребенка 6 — 7 лет представляет собой интенсивное обогащение словарного запаса. В содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста. В связи с этим уровень лексического развития детей является одним из главных компонентов их речевой готовности к школьному обучению.
Однако выявляется много нерешенных проблем. Учителя начальных классов, не всегда учитывают в работе реальный уровень развития словаря детей, поступающих в первый класс, что приводит к нарушению логики речевого развития. Педагоги недооценивают сенсорную основу формирования словаря, что влечет за собой поверхностное усвоение слов. Такая тенденция прослеживается в некоторых программах детских садов, начальных классов. Изучение практики словарной работы в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) показывает, что она неоправданно ограничивается упражнениями преимущественно над одной из сторон развития словаря.
Успех в освоении родного языка во многом зависит от того, насколько учитываются связи в овладении разными сторонами речи — фонетической, лексической, грамматической. По мнению специалистов, преемственность и перспективность являются обязательными элементами систематичности в обучении родному языку, поэтому необходимо соблюдение следующих условий:
-единые теоретические принципы и подходы к изучению проблемы развития речи;
- знание учителями начальной школы методики и программы развития речи дошкольников;
- ознакомление воспитателей дошкольных образовательных учреждений с программой обучения грамоте и развития речи в начальной школе;
- соблюдение принципов развивающего обучения, сформулированных в трудах В. В. Давыдова, Д. Б. Эльконина;
- развитие познавательной активности и самостоятельности дошкольников и учащихся начальных классов;
- вычленение приоритетных линий развития каждой речевой задачи, включая фонетическую, лексическую, грамматическую сторону, а также развитие монологической речи в контексте единых требований;
- формирование коммуникативных умений и навыков.
Важным условием преемственности в обучении родному языку является продолжение всех направлений работы по развитию речи и понимание того нового, что появляется в языковом сознании детей на каждом возрастном этапе. Разработанная методика обучения всем сторонам речи дошкольника (фонетической, лексической, грамматической) должна продолжаться в начальной школе, углубляя и расширяя речевые умения детей.