Людмила Шалова
Семинар для участников сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности дошкольного и начального школьного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар для участников сетевого взаимодействия по обеспечению преемственности
между дошкольным и начальным школьным образованием
в рамках введения ФГОС ДО.
Тема: «Проектная деятельность как одна из форм осуществления преемственности
в работе с родителями».
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Семинар, практикум
- Темочки
- Наша встреча сегодня проходит под девизом: «До свиданья, детский сад! Здравствуй, школа!» Тема преемственности всегда была актуальной, таковой она остается и сейчас. Мы не зря пригласили сегодня завуча МКОУ «СОШ № 3» С. Х. Кертбиеву, также психолога Е. В. Запорожченко и завуча Н. В. ЖиденкоМКОУ «СОШ № 4» принять участие в обсуждении проблем преемственности, изложили свою точку зрения и помогли бы выработать рекомендации по обеспечению единой линии развития ребенка и полноправного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Наш детский сад находится в окружениинескольких школ. В начале января мы провели опрос среди родителей, в какую школу они собираются отвести своих детей. результаты опроса таковы: 51% выбрали школу № 4, 26% - школу № 3, 14% выбрали школу № 6, а оставшиеся 9% - другие школы города.
Что должна делать школа, и какими должны быть выпускники детского сада мы знаем хорошо. Об этом сейчас говорила и психолог МКОУ «Гимназия №4» Е. В. Запорожченко.
Ребенок – вчерашний дошкольник, поступая в первый класс - в школьную образовательную среду – переходит в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Сразу возникает проблема:обеспечение успешности этого перехода путем объединения усилий работников детского сада и начальной школы.
Как отвечают учителя начальных классов на вопрос : «Какими бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на пороге школы?» - мы услышали сегодня от завучей.
Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
О проблемах первоклассника тоже знаем. Дети не одинаково "вживаются" в новые для них условия школьной жизни. Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие: адаптация к новому режиму дня - продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие; адаптация к классному коллективу -- проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками; трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотношений со школьным учителем; трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке- изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.
Раз нам известны существующие проблемы, естественно мы работаем по их устранению. В детских садах идет подготовка детей к успешному обучению в школе, школа прилагает усилия для обеспечения первокласснику максимума комфортности в адаптации к школе.
Сегодня мы хотим поговорить о работе с родителями.
Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка.
Пункт 3 «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС ДО гласит:
– необходимо создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
– обеспечить поддержку родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;
– наладить взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Сегодня мы хотим поделиться с Вами нашим опытом работы с родителями, и совместно с вами выработать рекомендации по обеспечению единой линии развития ребенка и полноправного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти в школу, в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг… При встрече с учителем, они узнают, что и в школе не без проблем.
Предупреждение возникновения такого недоумения может помочь информирование родителей о том, каковы школьно значимые функции, в чем заключается работа детского сада в подготовке ребенка к успешному обучению в школе. И данную работу мы проводим через оформление информационных стендов, организацию Дней открытых дверей.
Взаимодействие с родителями организованы через беседы с ними, анкетирования по разным вопросам. В каждой группе есть «почтовый ящик», в котором мы находим пожелания родителей, их предложения, вопросы на волнующие их темы, также, если возникает какое-либо недовольство со стороны родителей к работе детского сада.
Как показывает практика, родители не всегда знают своего ребенка. Помогает решить данный вопрос оценочно-рефлексивная деятельность, которая осуществляется через наблюдения, опросы, самоанализ воспитателей.
Формирование у родителей полного образа ребенка и правильного его восприятия осуществляем через консультации, родительские собрания.
Но наибольшая эффективность достигается через совместную с родителями проектную деятельность. Проект помогает нам привлечь родителей к участию в семинарах-практикумах, педсоветах, конкурсах, проводимых как внутри дошкольного учреждения, так и в городе.
Кстати, наш детский сад был единственным в городе, чьи дети участвовали вместе со своими родителями в городском конкурсе «Олимпийские кольца дружбы». И только папы наших воспитанников были активными участниками этого конкурса. И наши воспитанники получили Грамоту Департамента образования в номинации «Папа, мама, я – Олимпийская семья!». Да, это маленький шаг родителей в нашу сторону. Да, это – маленькая победа, но все же - победа! Значит, нам удалось заинтересовать родителей.
Возвращаясь к совместной с родителями проектной деятельности, хочу сказать, что в данном учебном году, подведя итоги наших наблюдений за детьми и их родителями, изучив социальный состав родителей, наш коллектив пришел к выводу, что необходимо работать над правовым воспитанием. И не только детей, но и родителей. Вот почему в этот учебный год в годовой план мы включили работу по проекту "Я знаю свои права". Определенную роль в выборе темы сыграло и введение ФГОС ДО, чьи требования основаны, прежде всего, на соблюдении «Конвенции о правах ребенка».Родители многое узнали о своем ребенке в процессе совместной работы по проекту. Было высказано удивление большинства родителей относительно развития детей и работы, которая ведется в детском саду. Еще один плюс: мы смогли обратить внимание родителей на нравственно-патриотическое воспитание, роль семейных связей, знание своих корней, традиций и обычаев. И если такие долгосрочные проекты будут разработаны совместно со школой, можно себе представить какие результаты будут достигнуты.
Выводы.
Таким образом, от участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса, прежде всего, дети. И не только потому, что они узнают что-то новое. Важнее другое – они учатся с уважением, любовью и благодарностью смотреть на своих пап, мам, бабушек, дедушек, которые, оказывается, герои, они так много знают, так интересно рассказывают, у них такие золотые руки.
Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Таким образом, можно говорить о реальном дополнении семейного и общественного воспитания.
Могу с уверенностью сказать, что метод проектов даст наибольшие положительные результаты, когда станет совместной со школой. Совместно разработанная образовательная программа и работа с родителями устранит некоторые проблемы, с которыми встречаются первоклассники, учителя начальных классов и родители. Такая преемственность в работе начальной школы и детского сада с родителями поможет:
• безболезненной адаптации первоклассников в школе,
• повысит психологическую готовность детей к успешному обучению,
• будет способствовать качеству формирования школьно-значимых функций,
• родители будут вовлечены в воспитательно-образовательный процессв полной мере.
Совместная работа по проекту эффективная форма работы с родителями. Она объединяет детей, родительский коллектив, сближает детский сад и семью. Все мероприятияв детском саду проводятся с участием родителей. Если еще 3 года назад, родители приходили на утренники только за тем, чтобы посмотреть выступления своих чад, отдохнуть, полюбоваться успехами своих детей, то теперь среди них есть активисты, неравнодушные мамы и папы, которые принимают активное участие на наших мероприятиях наравне со своими детьми и педагогами. Но, к сожалению таких родителей, еще мало по отношению к количеству посещающих детский сад детей.
Наши предложения относительно совместного проекта по преемственности :
1. Заключить договор между детским садом и школой.
2. Разработать совместный план работы, педагогические советы, семинары, консультации, круглые столы.
3. Разработать совместную образовательную программу.
4. Проводить взаимопосещения : учителя начальных классов посещают занятия в подготовительных группах, воспитатели посещают уроки своих выпускников - первоклашек.
5. И, немаловажный момент - организовать для родителей будущих первоклассников всеобуч, клуб, объединение. Вовлечь их в проектную деятельность, перевести одностороннюю воспитательно-образовательную работу в статус состоявшегося сотрудничества.
Отличительные характеристики новой системы взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников:
Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
Учет индивидуальности ребенка.
Родители самостоятельно могут выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным.
Укрепление внутрисемейных связей, эмоционального семейного общения, нахождение общих интересов и занятий.
Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений.
А сейчас, пожалуйста, обратитесь к предложенным вопросам и поделитесь своими мыслями. И как, результат сегодняшней встречи выработаем рекомендации по обеспечению единой линии развития ребенка и полноправного участия родителей в воспитательно - образовательном процессе.
Литература:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014);
2. Закон «Об образовании Кабардино – Балкарской Республики» (от 24 апреля 2014 года N 23-РЗ)
3. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 № 30038).
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
5. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М., 2009.
6. Андреева Т. В. Психология семьи: учебное пособие. – СПб: Речь, 2010.
7. Андреева Н. А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста : дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2005. – 193 с.