Татьяна Иванова
Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Иванова Татьяна Николаевна,
старший воспитатель
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 18»
г. Прокопьевск
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
«Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС»
Публикация «Преемственность дошкольного и начального образования в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Введение Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т. е. от развития умственных способностей ребёнка. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению.
Что же такое преемственность?
Под преемственностью понимается последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитания.
Формы осуществления преемственности :
1. Работа с детьми:
• экскурсии в школу;
• посещение школьного музея, библиотеки;
• знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;
• участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах, проектной деятельности;
• выставки рисунков и поделок, сделанных детьми школы и ДОУ;
• встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы) ;
• совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;
• участие в театрализованной деятельности;
• посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов:
• совместные педагогические советы (ДОУ и школа) ;
• семинары, мастер- классы;
• круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;
• психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей;
• проведение диагностики по определению готовности детей к школе;
• взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;
• открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;
• педагогические и психологические наблюдения.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями:
3. Сотрудничество с родителями:
• совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы
• круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;
• родительские конференции, вечера вопросов и ответов;
• консультации с педагогами ДОУ и школы;
• встречи родителей с будущими учителями;
• дни открытых дверей;
• творческие мастерские;
Задачи преемственности детского сада и школы
• Развитие любознательности
• Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи
• Формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка
• Развитие коммуникативности (умение общаться с взрослыми и сверстниками).
К началу обучения в школе дети должны уметь:
1. Строить сложные предложения разных видов;
2. Составлять рассказы по картине, серии картинок, небольшие сказки;
3. Находить слова с определенным звуком;
4. Определять место звука в слове;
5. Составлять предложения из 3-4 слов;
6. Членить простые предложения на слова;
7. Членить слова на слоги (части);
8. Различать разные жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение;
9. Самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов, драматизировать небольшие произведения;
10. Уметь различать по внешнему виду растения, распространенные в данной местности;
11. Иметь представления о сезонных явлениях природы;
12. Знать свой домашний адрес, фамилию, имя, отчество родителей.
К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты элементарные математические представления. Он должен знать:
1. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел;
2. Как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду;
3. Цифры 0, 1,2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9;
4. Знаки +, =, >, <;
5. Название текущего месяца, последовательность дней недели;
6. Уметь называть числа в прямом и обратном порядке;
7. Соотносить цифру и число предметов;
8. Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
9. Пользоваться арифметическими знаками действий;
10. Измерять длину предметов с помощью условной меры;
Ожидаемые результаты:
(портрет выпускника детского сада)
• Деятельный и активный
• Креативный
• Любознательный
• Инициативный
• Открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый
• Положительное отношение к себе, уверенность в своих силах
• Чувство собственного достоинства.
Вывод: Проблема преемственности может быть успешно решена только при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.