Елена Орлова
Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Конспект занятия в средней группе «Приглашаем в гости к нам»
▼ Скачать + Заказать документы
Государственное бюджетное образовательное учреждения города Москвы средняя
общеобразовательная школа №1002 дошкольное отделение №1
«Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Конспект занятия в средней группе
«Приглашаем в гости к нам»
Воспитатель:
Орлова Елена Павловна
«Приглашаем в гости к нам»
Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Конспект занятия в средней группе „Приглашаем в гости к нам“» размещена в разделах
Цель. Знакомить детей с народными обрядами приглашения гостей в дом, встречать гостей хлебом-солью. Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок.
Содержание. Беседа о русском обычае встречать хлебом-солью Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям. Отгадывание загадок и повторение знакомых пословиц
Развивающие задачи: Развивать интерес к культуре русского народа. Обогащать словарный запас, развивать память
Воспитательные задачи: Воспитывать интерес к народному творчеству, к народным традициям
Используемый материал: каравай хлеба, солонка с солью, иллюстрации к игре «Найди предмет», обруч с лентами для игры.
Словарная работа: рушник, хлебосольный, гостеприимство, радушный (приём).
Ход занятия.
Приход гостей.
Входят гости-дети
Хозяйка встречает гостей и вручает им хлеб – соль со словами:
- Здравствуйте, люди добрые,
Если величать, так на пороге встречать
Добро пожаловать к нам в гости
Милости просим.
Гости отламывают хлеб, пробуют его.
- Хозяюшка в дому
Что оладушек в меду,
Она прибирает, она подает,
Она за всех отвечает.
Хлеб да соль.
Проходите, гости дорогие.
- Присаживайтесь.
Хозяйка провожает их на место.
Воспитатель. По русскому обычаю разрешите вручить вам хлеб-соль и пригласить пройти в «красный угол». (Самое красивое и удобное место)
Существовал обычай встречать дорогих гостей на пороге дома с хлебом и солью. В старые времена соль была очень дорогой и ее использовали только в особых случаях, даже при царском дворе солонка стояла ближе к царю и важным гостям. Поэтому соль стала одной из мер гостеприимства. Хлебосольный хозяин любил угощать своих гостей. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость и добавить свои пожелания добра и мира. Впрочем, и гости могли принести в дом хлеб и соль, выражая особое уважение к хозяину, и желая ему процветания и достатка. Отказ же от хлеба-соли рассчитывался как оскорбление. Обычно хлеб, обязательно уложенный на чистое полотенце (рушник, выносила к гостям хозяйка дома или женщина, руками которой каравай и был испечен. При этом рушник обозначал дорогу, которую проделал гость. Кроме того, он символизировал божье благословение. Хлеб и соль были символами достатка и благополучия, а соли к тому же приписывались свойства «оберега».
Основной задачей хозяина считалось как можно лучше накормить дорогого гостя, ему выставлялись лучшие блюда.
Воспитатель. – Дети, кто из вас знает поговорки или пословицы про хлеб-соль?
Дети. – Хлеб — батюшка, вода — матушка.
– Хлеб — кормилец.
– Без хлеба куска везде тоска.
– Хлеб бросать — труд не уважать.
– Без соли, без хлеба — худая беседа.
Воспитатель. Русский народ всегда отличался гостеприимством и радушием. Отношение к гостю на Руси было особенным. Гостей, даже случайных, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться. А если гостю понравится радушный прием, то с его слов добрая слава о хозяине дома и о Руси распространится по всему свету.
Воспитатель. Все мы на земле под богом ходим.
Радуемся, любим и творим.
Есть свои традиции в народе,
Праздник для души необходим!
У нас сегодня праздник, к нам гости пришли! Будем играть и вас потешать И начнем нашу игру песней «К нам гости пришли». (муз. Ан. Александрова,
сл. М. Ивенсен)
К нам гости пришли,
Дорогие пришли.
Мы не зря кисель варили,
Пироги пекли.
А сейчас вдвоем
Мы для вас споем.
Вы похлопайте в ладоши,
Мы плясать пойдем.
Ты топни ногой,
Да притопни другой.
Я волчком крутиться стану,
А ты так постой.
Наш детский сад
Дружбой славится.
Приходите, гости, чаще,
Если нравится
Воспитатель. Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Ответ детей)
Тогда вы сейчас будете отгадывать их, и находить этот предмет-отгадку.
Дидактическая игра «Найди предмет»
(На столе разложены предметные картинки. Дети подбирают отгадки)
Загадки
Четыре брата под одной крышей стоят. (стол).
Из ее большой трубы
Дыма тянутся клубы.
Много можно в ней испечь,
А зовется просто … (печь)
Чёрный конь скачет в огонь. (кочерга).
Не бык, а бодает
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт! (ухват).
Воспитатель. – До наших дней дошли поговорки, давайте их вспомним.
Дети. – «Что есть в печи, все на стол мечи»,
«Гостю щей не жалей, погуще налей»,
«Доброму гостю хозяин рад.»,
«Хоть не богат, а гостям рад».
Хозяйка. – Ай, да молодцы! Что же, ребята все сидим?
Аль играть мы не хотим? Выходите, веселей.
Поиграем поскорей! А игра у нас такая
«Заря - заряница», ох, какая!
Правила игры.
Один из детей держит шест с прикреплёнными на колесе лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Один из участников - водящий. Он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря – зарница,
Красная девица
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые.
Ленты голубые.
Раз, два-не воронь,
А беги как огонь!
С последними словами игрового припева. Водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоём бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
Воспитатель. Вот и пришла пора нам прощаться с Хозяйкой. Есть такая поговорка:
«В гостях хорошо, а дома лучше.»
Хозяйка. До свидания, дорогие дети. Дай бог тому, кто в нашем доме.
Дорогим гостям, милым, детушкам.
Мы всегда рады.
Дети прощаются с Хозяйкой.
Литература:
О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Рыбникова М. А. Русские пословицы и поговорки. М., 1961.
Адаскина О. Н. Русский фольклор. – М. : АСТ, 2001.
Иванцова Л. А. Народные и обрядовые праздники. - Ростов-на-Дону: Издательство Март, 2009
Покровский Е. А. Русские народные игры : Образовательные проекты. – М. : Сфера, 2009.
Раздел программы Н. Ф. Виноградовой «Познаем других людей и себя»
Бойчук И. А., Попушина Т. Н. Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс, 2009.