Татьяна Щербакова
Развлечение «Ярмарка». Приобщение детей к истокам русской народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Щербакова Татьяна Леонидовна МБДОУ д/с № 23 «Радуга»
общеразвивающего вида город Щелково Московская область
подготовительная группа
Цель: приобщение детей к традиционной народной культуре посредствам народных праздников.
Задачи:
Обучающие:
- Расширять знания детей о русских народных традициях.
Публикация «Развлечение „Ярмарка“, Приобщение детей к истокам русской народной культуры» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2016
- Побуждать детей к активному участию в инсценировках.
- Закрепить знания детей о значении леса.
Развивающие :
- Развивать интерес к русской народной культуре
- Развивать фонематический слух, учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».
-Развивать диалогическую и монологическую речь;
- Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
вызвать у детей желание беречь природу, способствовать осмыслению своего места в ней, ответственность за сохранение и богатства роднгой природы
- развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.
Воспитывающие:
- Воспитывать уважение к прошлому своего народа
- Воспитание патриотических чувств и любви к Родине, своему народу, к родной природе.
- -Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
- Воспитывать бережное отношение к природе и стремление принять активное участие в охране леса.
- Сформировать чувство национального достоинства.
Используемый материал:
русский народный костюм для ведущей, русские народные клстюмы для детей, лотки 4 шт.,
платочки по количеству девочек,
овощи-муляжи и фрукты-муляжи (картофель, помидор, яблоко, капуста, огурец, морковь, лук,
деревянная посуда,
кузовок,
ленточка,
товар для ярмарки,
стол, 2 стула,
спицы деревянные и вязаное изделие,
посуда для инсценировки,
шапки-маски овощей и фруктов (картофель, помидор, яблоко, капуста, огурец, морковь, лук,
шапка-маска кота,
шапка-маска кошки,
коромысло с ведрами,
трещетки,
палка от метлы,
пучки веток по количеству детей,
платочек с узором.
мультимедийный проектор,
ноутбук,
колонки.
1. Слайд ярмарки. Под музыку ансамбля русской песни «Ладушки» «Золотая ярмарка» выходит ведущий в русском костюме.
Ведущий:
- Внимание! Внимание! Внимание!
Открывается веселое гуляние!
Торопись, честной народ!
Тебя ярмарка зовет!
Эй, не стойте у дверей,
Заходите поскорей.
Народ собирается –
Ярмарка открывается.
Под звучащую музыку ансамбля русской песни «Ладушки» «Золотая ярмарка» выходят коробейники.
1. А ну, честной народ,
подходи смелей,
покупай товар, не робей!
2 .Мы ребята озорные!
Мы ребята удалые.
Всех на ярмарку зовем.
Здесь платочки продаем!
3. Подходи, кому овощей,
Навари себе щей.
4. Посуда наша для щей и каши
не бьется, не ломается
и порче не подвергается.
5. Тары-бары – растабары
Расторгуем все товары.
Вед. А на ярмарку народ собирается!
А на ярмарке веселье начинается!
Все на ярмарку спешите,
Да девчат с собой зовите.
Пусть приходят! Пусть погуляют!
Пусть товары выбирают!
(Под музыку выходят девочки покупатели. Одна девочка с парнем по руку. Рассматривают товар).
1 девочка.
- Ой, платок узором вышит!
Милый, купишь мне такой?
Притворился, что не слышит!
Притворился, что глухой!
Мальчик.
- Эй, девчата, подходите
На платочки посмотрите.
2 девочка.
- Здесь платочки разные –
синие да красные.
3 девочка.
- Вы платочки нам продайте,
да по ярче выбирайте.
(Девочки разбирают платочки, мальчики ставят лотки – все строятся на танец)
4 девочка.
- Уж я топну ногой, да притопну другой
Ставлю ногу на носок, а потом на пятку.
Мы девчонки-загляденье,
Все любуются на нас.
Эй, ребята, выходите,
мы устроим перепляс.
-2-й Слайд крутящаяся карусель хохломская. (Коробейники ставят лотки, девочки разбирают платочки. Все танцуют танец под музыку «Матрешки»).
(После танца все дети сели. На экране 3-й слайд избушки кота и кошки. Около избушки стоит стол за которым сидит кот. На столе стоит посуда. С другой стороны стола сидит кошка.)
Ведущий.
- В доме под навесом, что стоит за лесом,
Дело тоже не стоит.
Живет там кот Федот, да кошка Матрешка.
сейчас мы к ним заглянем,
и все про них узнаем.
Кот.
- Каши надоели, каши три недели!
Я бы съел тарелку щей,
И хоть полстакана вкусненькой сметаны, и запил компотом.
Кошка.
- Размечтался что-то!
Где возьму сметаны даже полстакана?
Где морковка, где капуста?
Посмотри, на полках пусто.
Хватит петь, да танцевать, надо на базар шагать.
Вед.
- Собрались они, да на ярмарку пошли.
СЛАЙД «ЯРМАРКА» (музыка для кота и кошки)
(Под музыку кот с кошкой с корзиной в руках обходят круг по залу, их встречает коробейник и дети в масках овощей).
Коробейник:
-А вот подходи, налетай – нынче у нас богатый урожай!-
Овощи и фрукты – полезные продукты!
Продукты наши не простые – разговорчивые!
Сами про себя расскажут и сценку покажут!
1.- Я картошка, загляденье!
Я – картошка, объеденье!
Крах-ма-листа,
да разва-риста!
Без меня –нет, нет-
не получится обед!
2.- Я – толстый красный помидор,
Люблю детишек давних пор.
Я – витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!
3.- Яблоко - чудесный фрукт
Я расту и там и тут
Полосатое, цветное
Свежее и наливное
Сок мой тоже всем полезен,
помогает от болезней.
4. Говорят – я горький,
говорят – не сладкий!
Стрелочкой зеленой я расту на грядке.
Я лучок от всех болезней,
Я ребята, всех полезней.
5. И я, сочная капуста, витаминами горжусь!
В голубцы, в борщи, в салаты я, конечно, пригожусь!
6. Свеженький я и хрустящий.
Я – огурчик настоящий!
Был на грядке я зеленым,
стану в банке я соленым.
7. Я – морковка, рыжий хвостик.
Приходите чаще в гости.
Чтобы глазки заблестели,
Чтобы щечки заалели,
Ешь морковку, сок мой пей,
Будешь только здоровей!
Кот.
- Овощи и фрукты, не зевайте и в корзинку полезайте. (МУЗЫКА)
(Кот и кошка собирают фрукты и овощи в корзинку).
Все дети садятся.
Кот: Мы на ярмарку сходили и продукты все купили.
(Кот и Кошка идут домой, ставят корзину с овощами на стол, снимают маски. Берутся за руки и кланяются. Затем садятся на стульчики).
СЛАЙД «ГОРШКИ» (Звучит тихо музыка, на бег детей музыка усиливается)
ребенок:
Как на нашу ярмарку гончары пришли.
Гончары пришли, горшки принесли.
ребенок:
Покупайте для души расчудесные горшки!
До чего товар хорош – тут уж мимо не пройдешь.
(Игра «Горшки»)
Играющие делятся на две равные команды. Одна команда становится «горшками» и садится на пол в кружок. Друга команда «хозяева». Они становятся горшками. Один из играющих - водящий – изображает покупателя. Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает:
-Почем горшок?
Хозяин отвечает:
-По денежке.
-А он не с трещиной?
-Попробуй.
Покупатель легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит:
- Крепкий, давай сговор!
«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая:
Чинчары-чинчары,
Собирайтесь гончары.
По кусту, по насту,
По лебедю горазду.
Вон!
Со словами «вон» и «хозяин», и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг горшков. Кто первый прибежит к купленному «горшку» - тот «хозяин», а опоздавший – водящий.
СЛАЙД ЯРМАРКА ДЛЯ ДЕВИЦЫ
Встречаются мальчик и девочка с коромыслом.
мальчик. Красна девица, ты куда ходила.
девочка. На ярмарку, себе ведра я купила.
мальчик. Что дала?
девочка. Рубль дала, коромысла – полтора.
мальчик. Девица, девица сходи по водицу!
девочка. Я волка боюсь, я лисы боюсь, я медведя боюсь
мальчик. Волк на работе, лиса на болоте, платьице мыла, валек опустила, сама – то смеется, хохолок трясется!. Девица, девица, сходи за водицей!
девочка. За водицей я схожу, но сначала в пляс пойду
Инсценировка песни «Пошла млада за водой» (МУЗЫКА)
СЛАЙД (МИНУС «Пошла млада за водой)
СЛАЙД ЯРМАРКА ДЛЯ БАБЫ-ЯГИ
Вед.
- Наша ярмарка продолжается.
Эй, покупатели, проходите-
На товары поглядите.
(Под музыку влетает Баба-Яга. У нее в руках палка-метла без веток.).
Б. Я: Я на ярмарку спешила,
чтоб метлу себе купить.
Моя совсем развалилась.
- Эй, купцы, есть у вас метла?
Дети: Нет метлы.
Б. Я. Тогда мне придется в лес идти и веток с деревьев наломать, чтобы метлу новую сделать.
Вед. Ребята, разве можно ветки у деревьев ломать? Для чего нам нужен лес?
(Ответы детей).
Вед. Вот слышишь, Баба-Яга, почему нельзя ломать ветки у деревьев. Мы наоборот деревья высаживаем. У нас даже акция недавно была «Посади дерево». И мы вместе с ребятами принимали в ней участие.
Вед. А что случилось с твоей метлой?
Баба-Яга. : Ветки у моей метлы быстрые и заколдованные, вот они и разлетелись во все стороны.
Вед. А может их можно как –то собрать?
Баба-Яга. Собрать-то можно. У меня даже инструкция есть, как это сделать. (Достает инструкцию)
Читает: Чтоб ветки расколдовать, надо загадки отгадать.
Вед. Ребята, поможем Бабе-Яге расколдовать ветки и собрать метлу? (Да)
Слушайте первую загадку.
1. Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля.
Где там, в печке уголек?
Кашу сварит… (чугунок).СЛАЙД
2. Выпускает жаркий пар
Древний чайник (самовар).СЛАЙД
3. Не бык, а бодает,
не ест, е еду хватает.
как схватит – отдает,
Сам в угол пойдет. (Ухват).СЛАЙД
Вед. Ребята, загляните под стульчики. Веточки прилетели, и волшебство их закончилось. Давайте поможем Бабе-Яге метлу починить.
(Дети помогают связать Бабе-Яге метлу).
Б. Я: Давайте поиграем в игру, которая так и называется «Баба-Яга».
Игра «Баба Яга»
В темном лесе есть избушка. (Идут по кругу.)
Стоит задом наперед. (Прыжком поворачиваются в другую сторону.)
В той избушке есть старушка.
Бабушка Яга живет. (Идут по кругу в другую сторону.)
У нее глаза большие, (Кисти рук у глаз разжимают.)
Словно огоньки, горят.
Ух, сердитая какая! (Приседают.)
Дыбом волосы стоят! (Встают, поднимают руки вверх.)
- Баба- Яга: Вот спасибо вам, ребята, и метлу починили и меня повеселили. Полечу я по своим делам.
Вед: Подожди, Баба-Яга, мы тебе подарок с ярмарки подарим. Держи кузовок.
Баба-Яга: Вот спасибо. Буду в него грибы и ягоды собирать.
Вед: А еще с кузовком можно играть.
Баба-Яга. Я не умею.
Вед: Мы с ребятами тебя научим.
Дидактическая игра «Кузовок» Игра "Кузовок"
А у нас с тобой, дружок,
Есть волшебный кузовок
Положить туда ты сможешь,
Что кончается на "ок". (платок, мешок….
Б. Я. – Спасибо, ребята. Полечу к Кощею.
Метлу покажу, да в игу играть научу.
Баба-Яга прощается и улетает.
Ведущий. Все товары распродали, становитесь снова в пары.
Ребенок.
1. Вот и солнце закатилось
Наша ярмарка закрылась.
2. Приходите снова к нам
Рады мы всегда гостям.
3. Праздник был такой хороший
вы похлопайте в ладоши.
4. Мы закрываем ярмарку сейчас
Приятно было вместе веселиться
Пусть будет настроение у вас
И радостью сияют ваши лица.
Вед:
А у нас есть угощенья знатные
Конфеты –леденцы ароматные.
Их с собою заберем
В группе все их разберем.
Все кланяются.
(Под веселую музыку все уходят.)